Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная программа «Моя Москва» для детей 5–6 лет

Кузнецова Елена Владимировна
Дополнительная общеобразовательная программа «Моя Москва» для детей 5–6 лет

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школы № 56 имени академика В. А. Легасова»

Дошкольное отделение

Дополнительная общеобразовательная программа

«Моя Москва»

2023-2024 учебный год

Направленность: познавательная

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

г. Москва

Пояснительная записка

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Моя Москва“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Программа, учитывает возрастные и психологические особенности дошкольника. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Оно возникает в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему, и формируется у ребёнка постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, детскому саду, школе, улице, городу, родным местам, родной стране, её природе и всему живому. Знакомство с двором, улицей, районом, где ребёнок живёт, способствует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Яркими событиями являются походы, во время которых дети на только получают представление о местности, где расположен район, но и имеют возможность полюбоваться самыми красивыми местами, разнообразным ландшафтом, замечательной природой. Целевые экскурсии в магазин, библиотеку, на почту или стадион помогают детям понять принципы функционирования различных учреждений района, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях района. Программа «Моя Москва» подводит дошкольников к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей. Дошкольники знакомятся с флагом и гербом Москвы, изучают историю любимого города, знакомятся с памятниками архитектуры, одеждой, творчеством, ремеслом людей в старину. Изучение Кремля и Красной площади показывает мощь и красоту нашего города, воспитывает патриотизм.

Цель программы : воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры; обеспечение социокультурного развития младшего школьника. Задачи программы : - знакомство с историческим прошлым и настоящим Москвы; - воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич; - воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; - повышение общей культуры. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя Москва» рассчитан на работу с детьми дошкольного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен знакомству детей с историей и современной жизнью столицы нашего государства. Возраст детей : программа предназначена для детей в возрасте 5-6лет.

Срок реализации Программы : Дополнительная общеразвивающая программа «Моя Москва» рассчитана на 1 год обучения, 38 часов (1 час в неделю).

Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

• Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

• Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

• Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

• Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

• Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Формы:

-Беседы.

-Индивидуальная работа.

-Игра.

Методы:

-наглядный.

-исследовательский.

-объяснительно-иллюстративный.

-проблемно-поисковый.

-наполняемость группы до 25 человек.

Материально-техническое обеспечение:

-Дидактические и наглядные пособия;

-современные средства ТСО;

-методическая литература;

-репродукции картин;

-фотоальбомы «Мой город»;

-художественная литература.

Список литературы:

1. Анисимов А. Театры Москвы : Время и архитектура. – М., 1983.

2. Артамонов М. Московский некрополь. – М., 1995.

3. Белицкий Я. Забытая Москва. – М., 1993.

4. Имена московских улиц. – М., 1988.

5. История Москвы. В 6 т. – М., 1952-1959.

6. Латышева Г., Рабинович М. Москва и Московский край в прошлом. – М., 1973.

7. Москва. Энциклопедия. – М., 1980.

8. Рабинович М. О древней Москве. – М., 1963.

9. Вераксы Н. Е., Вераксы А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : . : Мозайка-Синтез, 2008;

10. В. И. Петрова “ Нравственное воспитание в детском саду” Программа и методические рекомендации; М. Мозайка – Синтез, 2005г. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы ” под. редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.

Агапова И. А., Давыдова М. А. Мы – патриоты! - М. : «ВАКО», 2006.

Дополнительная литература

1. Баранов Е. Московские легенды. – М., 1993.

2. Белицкий Я., Глезер Г. Москва незнакомая. – М., 1993.

3. Белоусова Т. М. Тайны подземной Москвы. – М., 1997.

4. Бурышкин П. Москва купеческая : Мемуары. – М., 1991.

5. Вьюрков А. Рассказы о старой Москве. 2-е изд. – М., 1958.

6. Мельник Н. С. «Москвоведение» Головин Н. Н. Моя первая русская история.

7. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой победе!» -М. : ГНОМ, 2014.

8. Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание». - М. : Айрис - пресс, 2007.

Учебно – тематический план.

Тема Кол-во часов Задачи

1 Символы Москвы. 1 Формировать первоначальное представление о государстве, его символах (флаг, герб, гимн).

2 Битва за Москву 1 Познакомить детей с героическими страницами истории нашей Родины и подвигах россиян в победе над фашизмом; расширять знания о государственных праздниках; развивать нравственно – эстетическое воспитание на примере поступков героев ВОВ; воспитывать чувство патриотизма и гордости за героизм нашего народа, уважение к боевому прошлому нашей Родины.

3 Москва столица - России

1 Расширять представления детей о том, что главный город России славен своей историей, традициями, достопримечательностями. Стимулировать познавательный интерес к истории нашей Родины; расширять представления о столице нашей Родины - Москве; познакомить с её достопримечательностями; воспитывать уважение к своему народу.

4 Кто основал Москву? 1 Формировать представление о столице нашей Родины.

Познакомить с историей основания Москвы и её основателем – Юрием Долгоруким.

5 Московские реки 1 Значение рек для жизни города. Главная река Москва.

6 Куликовская битва 1 Рассказать об истории Куликовской битвы, ее ходе и значении для Руси, о мужестве и отваге воинов. Познакомить с исторической личностью – князем Дмитрием Донским, сумевшим объединить русских князей. Пробуждать интерес к истории Отечества, эмоциональное восприятие этого события. Воспитывать патриотические чувства, гордость за дела своих предков.

7 Московская природа 1 Познакомить детей с атласа животным и растительным миром набережной, деревьев, растущих в в Москве. С ландшафтным дизайном

8 Как Москва строилась. Москва деревянная. 1 Познакомить с историей возникновения города. Дать представление о том, в каких домах жили люди

9 Москва белокаменная 1 Познакомить с историей возникновения белокаменного города.

10 Наши предки москвичи 1 «Москва - не город, а целый мир» (Москва на перепутье дорог, какие люди жили в городе, из каких земель приходили, да как обживались).

11 Улицы Москвы 2 Познакомить детей с названиями улиц города, их местом расположения и особенностями.

Упорядочить знание детей о названии района, в котором они живут, о знакомых местах в городе.

Закрепить у детей знание домашних адресов.

12 История моей улицы 1 Формировать представление детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, кто на ней живёт сейчас, какие есть достопримечательности и т. д.).

13 Старый и Новый Арбат 1 Продолжать развивать познавательный интерес у детей.

14 Московский цирк 1 Познакомить детей с историей возникновения, с героическим прошлым.

15 Театры Москвы 2 Познакомить детей с известными в Москве, да и во всем мире, Большим театром.

Повышение общей культуры.

16 Театр кукол имени С. В. Образцова. 1 Познакомить детей с известными в Москве, да и во всем мире, театром кукол им. С. В. Образцова

Расширять кругозор, обогащать знания о достопримечательностях Москвы.

17 Московский транспорт 2 История общественного транспорта Москвы. Извозчики. Конка. Трамвай. Автобус. Метро. Красота столичного метрополитена.

Расширение представления детей о транспорте Москвы (электробусы, БКЛ, МЦД, электрички, речной транспорт)

18 Московская архитектура 2 «Москва старая и современная». Здания разных времен на территории Москвы. Дом Пашкова. Палаты бояр Романовых. Современная архитектура.

18 Знаменитые люди Москвы 2 Продолжать знакомить со столицей нашей Родины. Познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию.

19 Московский Кремль-сердце России 1 Дать детям знание об истории Московского Кремля, о его достопримечательностях. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства. Развивать патриотические чувства - чувство любви и гордости к своей стране

20 Башни Кремля 1 Познакомить детей с башнями Московского Кремля; развивать патриотические чувства чувство любви и гордости к своей стране, обобщить и систематизировать знания о культуре, людях, оставивших след в памяти народа.

21 Башни Спасская, Троицкая и Кутафья 1 Закрепить знания детей о достопримечательностях города Москвы. Воспитывать интерес к истории Отечества.

22 Памятники Москвы 2 Закрепить знания детей о Москве, истории Москвы, достопримечательностях. Воспитывать в детях чувство любви к родному городу, ее достопримечательностям.

23 Сады Москвы. Ботанический сад. 1 Продолжать расширять кругозор, обогащать знания о достопримечательностях Москвы.

23 Московский зоопарк. 2 Стимулировать познавательный интерес к истории московского зоопарка

24 Московские музеи. 1 Формировать представления об историческом и культурном наследии своего народа через знакомство с музеями города Москвы. Формирование элементарных представлений об «образе музея», как храме искусства, в котором хранятся коллекции культурно-исторического значения; о музеях города Москвы.

25 Музей-заповедник «Коломенское». 1 Расширить представления о Москве, как столице России

26 Музей-заповедник «Измайлово» 1 Познакомить детей с заповедниками нашей страны;

формировать ответственное и бережное отношение к родной

природе; воспитывать у детей чувство гордости к родной

28 Музей-панорама «Бородинская битва». 1 Формирование начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний. Знакомство с Бородинским сражением 1812 года.

29 Третьяковская галерея 1 Продолжить знакомство с русскими художниками, их творчеством; расширять представления детей о живописи знакомство с ее жанрами; формировать художественно образное мышление и эмоционально – чувственные отношения к предметам и явлениям искусства.

30 Административные округа Москвы 1 Продолжать расширять кругозор, передавать знания об истории.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Моя Москва» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 13 февраля 2024 в 15:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная программа «Моя Москва» для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Кузнецова Елена Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД