Лучший педагог года

Индивидуальная работа по дифференциации звуков [Л] — [В]

Екатерина Бондаренко
Индивидуальная работа по дифференциации звуков [Л] — [В]

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, которые чаще всего нарушаются у детей, имеющих нарушения речи.

Публикация «Индивидуальная работа по дифференциации звуков [Л] — [В]» размещена в разделах

В процессе развития дифференциации звуков предлагаются задания на имитацию слогов, например при дифференциации Л-В: ла-ва-ла, ва-ла-ла и т. д. Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова, отличающиеся фонетически сходными звуками (воск – лоск).

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа:

- предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков,

- этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука с необходимо обратить внимание на его произнесение: губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука форма языка напоминает седло, а выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Сравнивается звучание звука с работой мотора самолёта.

2. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Например, логопед называет слоги, включающие заданный звук и не имеющие его. Дети должны поднять кружок или букву, хлопнуть в ладоши, если в слоге слышится заданный звук.

3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении. Изучаемый звук необходимо связать с соответствующей буквой. Впервые буква вводится только после узнавания звука в различном звуковом окружении. В этом случае буква связывается не только с изолированно произнесенным звуком, но и с фонемой, которая обобщает различные варианты данного звука, зависящей от положения его в слове. Таким образом, исключается механическая связь буквы и изолированно произнесенного звука, что может служить дополнительной трудностью при овладении слитным чтением слогов и слов, а также правильным воспроизведением структуры слова на письме.

4. Для определения звука в слове можно предложить детям следующие задания: поднять букву на заданный звук; отобрать картинки, в названии которых имеется заданный звук; подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук; придумать слова на заданный звук.

5. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

6. Выделение слова с данным звуком из предложения.

По данному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа – различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию фонематического анализа и синтеза.

Цель работы: способствовать развитию фонематического слуха, формирование навыка дифференциации звуков на слух.

Задачи работы:

Коррекционно-образовательные задачи: учить детей дифференцировать звуки «Л», «В» как в устной речи, так и в визуальном обозначении; упражнять в отчетливом произношении звуков (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, скороговорках, поговорках, текстах); упражнять в назывании слогов и слов, в которых слышаться дифференцируемые звуки; учить вычленять из фразы слова, в которых есть тот или иной звуки, отчетливо их произносить. Способствовать развитию навыка анализа и синтеза слов, упражнять в составлении графической схемы слова.

Коррекционно-развивающие задачи: продолжать формировать фонематический слух и восприятие; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: способствовать формированию учебно-организационных умений и навыков, учебно-интеллектуальных навыков, учебно-информационных умений и навыков, учебно-коммуникативных умений и навыков.

С конспектами индивидуальной работы можно ознакомиться на официальном сайте педагога, перейдя по ссылке: Конспекты индивидуальной работы по дифференциации звуков Л-В

*Только для индивидуального пользования

Публикации по теме:

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш" Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.

Дидактическая игра «Весёлые молоточки» для дифференциации звуковДидактическая игра «Весёлые молоточки» для дифференциации звуков Цель: целью использования таких молоточков, является повышение интереса детей в закрепление правильного произношения звуков в речи и дифференциация.

Дидактическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [р]-[р’] «Весёлый грузовичок»Дидактическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [р]-[р’] «Весёлый грузовичок» «Весёлый грузовичок» Дидактическая игра для автоматизации и дифференциации звуков Р, Р’. Автор: Игнатьева О. В. учитель-логопед СП «Детский.

Дидактические игры на этапе дифференциации звуковДидактические игры на этапе дифференциации звуков Для логопатов характерна отвлекаемость. Поэтому важно организовать коррекционную работу так, чтобы ребёнок увлёкся предлагаемой деятельностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальная работа по дифференциации звуков [Л] — [В]
Опубликовано: 7 апреля 2024 в 07:42
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальная работа по дифференциации звуков [Л] — [В]» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Бондаренко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД