Лучший педагог года

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в соответствии с требованиями ФОП (1 фото)

Ольга Кашкина
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в соответствии с требованиями ФОП

Развивающая Предметно Пространственная Среда в детском саду в соответствии с ФОП

2 слайд Почему введен ФОП ДО?

1. В стране взят курс на стремление к объединению образовательного пространства. Сейчас создается единое пространство за счет программ.  

2. Так как Детский сад – это самый начальный уровень общего образования, следовательно, пространство должно быть таким же единым,  как в школе.

ФОП ДО важен тем, что впервые определяет функции дошкольного образования: 

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в соответствии с требованиями ФОП» размещена в разделах

1. Обучение и воспитание на основе российских ценностей.

2. Создание единого ядра дошкольного образования на базе духовных ценностей российского народа.

3. Единое федеральное образовательное пространство от рождения до школы.

Почему такая концентрация  построена на ценностях российского народа? Потому что 9 ноября 2022 года принят указ Президента №809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Указ защищает детей от влияния деструктивной идеологии.

Введен термин – суверенное образование, которое преследует две цели:

• Единство народа.

• Единство пространства.

3 слайд Воспитатель ПАРТНЕР

В условиях ФОП профессиональная позиция воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника, что повышает качество его образования.

4 слайд В форме партнерства меняется позиция педагога в организации занятий:

1. Включение воспитателя в деятельность наравне с детьми.

2. Добровольное присоединение детей к деятельности  (без психического и дисциплинарного принуждения).

3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).

4. Открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своём темпе).

5 слайд Предметно Пространственная Среда – это то, что наполняет пространство, окружающее детей.

Функции среды:

* создать условия для освоения пространства

* создать условия для овладения знаниями

* создать условия для безопасности

6 слайд Организуем центры детской активности

* Психологического комфорта

* Математики

* Литературный

* Грамотности и письма

* Строительства

* Конструирования

* Сюжетно-ролевых игр

* Театральных игр

* Музыкальный

* Науки и естествознания

* Песка и воды

* Искусства

* Физической активности

7 слайд Организуем центры детской активности

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РППС:

* Насыщенности - разнообразие, необходимость, достаточность, сменяемость, привлекательность материалов

* Трансформируемости - возможность изменений предметно-развивающую среду в зависимости от образовательной ситуации и от интересов и возможностей детей

* Полифункциональности - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды

* Вариативности - наличие и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов

* Доступности - свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям

* Безопасности - соответствие всех элементов ППС требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.  

8 слайд Организуем центры детской активности учитывая возрастные особенности дошкольников

В младшей группе

Среда должна постоянно изменяться и пополняться, чтобы малыши могли получать новые впечатления и опыт. Регулярно вносить новшества, прислушиваться к интересам и предпочтениям воспитанников.

В средней группе

Важно интегрировать обучение и игры, для формирования математических, логических, лингвистических и моторных и др. навыков. Способствовать проявлению детьми самостоятельности и социального взаимодействия

9 слайд Организуем центры детской активности учитывая возрастные особенности дошкольников

В старшей группе

Необходимо организовать игровые зоны для развития профессиональных, социальных, моторных и когнитивных навыков.

В подготовительной группе

РППС помогает активизировать интерес детей к обучению, стимулирует их познавательные, когнитивные способности, развивает самостоятельность и социальные коммуникации.

В групповых помещениях должны быть размещены правила для детей

• Все правила должны висеть на уровне глаз детей в наглядном виде – в виде рисунков и схем (старший дошкольный возрасте, дети коллективно оговаривают правила в группе детского сада и размещают самостоятельно сделанные правила в гр. помещениях).

• Все правила должны быть сформулированы утвердительными предложениями, а не отрицательными.

• Дети должны уметь пользоваться всем оборудованием и знать его предназначение.

• Размещаются фотографии правильного и безопасного использования оборудования.

Ещё один важный момент, в течение года нужно пополнять и обновлять материалы в центрах детской активности.

Если материал не пользуется популярностью, его можно убрать, а через некоторое время предъявить детям снова.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в соответствии с требованиями ФОП

10 слайд Уголок патриотического воспитания

В федеральной образовательной программе первостепенное место занимает воспитание патриотизма. Поэтому в каждой группе детского сада должен быть организован уголок патриотического воспитания. В нем должны находиться государственные символы России, поделки народного творчества, фотографии выдающихся земляков, картин родной природы, знаковых мест и т. д.

11 слайд Центр математики

Материал в данном центре должен быть подобран для решение задач на классификацию, сортировку, сравнение по разным параметрам, манипуляцию и мелкую моторику, следованию образцу, счету и знания цифр, изучение простейших математических таблиц, ориентировку во времени и пространстве.

12 слайд Литературный центр

• Удобное расположение

• Хорошее освещение в любой временной промежуток

• Эстетичность оформления

• Соответствие возрастным особенностям

• Безопасность

Организуя литературные тематические выставки можно ориентироваться на тему недели, на произведение конкретного писателя (поэта, на литературный жанр, на художника иллюстратора. Важно, чтобы не терялся интерес детей к книге, обновлять выставки через 5-7 дней.

13 и 14 слайд Центр грамотности и письма

Образовательные задачи:

• знакомство с буквами, звуками, слогами и словами

• формирование потребности в письме, чтении

• появление желания написать, прочитать что-либо

• развитие навыков звукового анализа

Материалы вне центра:

• календарь • меню • правила

• фото детей с именами

• плакаты с подписями

• идей детей, письмо родителям

• текст пьес, стихов • рецепты

Каждую неделю добавляйте картинки с подписями по теме недели.

15 и 16 слайд Центр конструирования и строительства

Конструирование тесно связано со строительством, поэтому

расположение этих центров могут быть объединены или находиться в непосредственной близости.

Задачи центра:

• Формирование логического мышления

• Развитие способности детей моделировать будущий проект

• Развитие воображения дошкольников

Оборудование для конструирования:

* Строительный материал

* Мягкий конструктор

* Конструкторы из серии «Лего»

* Плоскостные конструкторы

* Мозайки

* Конструкторы магнитные, гаечные, липкие

* Объемные конструкторы

* Игрушки для обыгрывания построек

* Геометрические мозаики

* Наглядные пособия

* Бумага, природный и бросовый материал

17 и 18 слайд Театральный центр

Задачи центра:

• повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

• познакомить с детской литературой, музыкой, правилами этикета, обрядами, традициями;

• развивать речевую культуру (интонационная выразительность речи, диалогическая речь);

• совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Составляющие центра:

• Ширма • Зеркало • Маски

• Уголок ряженья/костюмерная

• Разные виды детского театра

• Музыкальное сопровождение

• Игрушки для девочек и мальчиков

• Предметы для творчества

• Схемы/алгоритмы для перевоплощения

• Мебель (детская, кукольная)

Устаревшие технические средства (телефон, рация)

• Старые вещи (сумка, кошелёк)

• Различные материалы для изготовления атрибутов

19 и 20 слайд Музыкальный центр

Задачи центра:

• Приобщение к музыкальному искусству.

• Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности.

• Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

• Развитие детского музыкально-художественного творчества и реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Составляющие центра:

• озвученные и неозвученные музыкальные инструменты

• музыкальные игрушки

• дидактические игры

• наглядные пособия

• атрибуты для ритмико-музыкальных игр

• инструменты самоделки

• техника для воспроизведения музыкальных произведений

21 и 22 слайд Центр искусства

Задачи центра:

• Развитие творческого начала

• Возможности для индивидуального и совместного со сверстником свободного рисования, экспериментирования с изобразительными материалами, рассматривания альбомов с художественными произведениями

• Эстетическое воспитание: введение в мир живописи, скульптуры, архитектуры, фотографии, театра, мультипликации

• Знакомство с профессией художника, скульптора, дизайнера, иллюстратора, мастера народных игрушек, архитектора

• Знакомство с произведениями народных промыслов, создания игровых и театральных атрибутов, декораций

• Свобода самовыражения

• Снятие эмоционального напряжения и улучшение настроения, ритмизация, развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, восприятия цвета и формы, фактуры

• Умение самостоятельно подготовить и убрать за собой рабочее место для изобразительной деятельности

Составляющие центра:

• Материалы и инструменты для рисования, лепки и аппликации;

• Наглядный материал по народным промыслам (объемный, печатный)

• Альбомы, знакомящие с жанрами изобразительного искусства и программными произведениями;

• Материалы для нетрадиционных техник рисования, лепки и экспериментирования с бумагой, тканью;

• Выставочную площадку (это может быть доска или веревочка, на которую дети могут повесить с помощью прищепок свои работы);

• Игры на закрепление знаний о цвете, формах, композиции и т. д. ;

• Пособия для экспериментов с изобразительными средствами

23 и 24 слайд Центр науки и естествознания

Задачи центра:

• Обеспечивать мотивацию поисково-познавательной деятельности

• Формировать умение видеть взаимосвязь знаний о природе в жизни ребенка и окружающем мире в целом

• Развивать эвритическое мышление

• Развивать тактильную чувствительность

• Развивать представления о физических качествах предметов и явлений

• Формировать элементарные математические представления о форме, размерах, величинах, объёме, времени, о причине и следствии,

• Развивать восприятие различных цветов, вкусов, запахов

• Размышлять, сопоставлять, формулировать вопросы, делать собственные выводы.

Повседневное использование центра:

• Перед открытием центра науки с детьми должна быть проведена техника безопасности работы с различными материалами и меры безопасности при их использовании

• Содержание уголка науки должно быть связано с жизнью детей в группе, с их игровой деятельностью

• Объекты исследования должны быть доступны для детей в течение дня

• Наполнение центра науки должно быть таким образом, чтобы каждый ребенок мог провести тот иной эксперимент, т. е. достаточное количество расходного материала

• Исследовательский опыт детей должен иметь позитивно завершённый продукт, достигнутый им самим, либо с помощью взрослого

• Все материалы в центре науки должны соответствовать требованиям безопасности, должны быть доступны детям. Все должно быть эстетично оформлено. Некоторые материалы могут быть использованы только совместно со взрослым.

В центре науки и естествознания желательно выделить:

Место для постоянной выставки, где дети размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы

Место для приборов

Место для хранения материалов

Место для выращивания растений

Место для проведения опытов

Место для литературы.

25 и 26 слайд Центр науки и естествознания

Составляющие центра для младшего и среднего дошкольный возраст

• Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

• Пластиковые бутылки и емкости разного размера, мерные кружки, воронки, лейки, формочки, трубочки.

• Разноцветные прищепки, резинки, пробки.

• Камешки разного размера.

• Вата, ватин, синтепон, полиэтиленовые пакеты.

• Семена бобов, фасоли, гороха, косточки и скорлупа орехов, косточки плодов, пшено, желуди, шишки, пух, перья.

• Спилы дерева. • Глина, песок

• Упаковки от киндерсюрпризов.

• Вода и пищевые красители. • Калейдоскоп

• Пластилин, стеки. • Бумага разного сорта.

• Дидактические игры. • Воздушные шарики.

• Предметы из различных материалов. • Календари природы

• Дневники наблюдений, блокноты для записей.

• Иллюстративный материал.

Составляющие центра для старшего дошкольного возраста

• Прозрачные и непрозрачные сосуда разные по форме и объёму

• Сита, воронки, резиновые груши разного объёма

• Формы для изготовления льда, пластиковые упаковки от конфет

• Пластиковые шприцы,пипетки, ложки, соломинке для коктейля

• Пищевые красители, растворимые продукты

• Венчики, деревянные лопатки, шпатели

• Природный материал • Бросовый материал

• Прихватки, пинцеты с закругленными концами.

•. Увеличительные стекла, микроскоп, пробирки, лупы.

• Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.

• Часы механические, песочные. • Календари

• Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры.

• Степлер, дырокол, ножницы. • Технические материалы

• Клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок

27 слайд Центр песка и воды

Задачи центра:

• Формирование элементарных математических представлений

• Развитие мелкой моторики

• Нормализация эмоционального состояния детей

• Речевое и социальное развитие

• Проведение естественнонаучных экспериментов

• Сенсомоторное развитие: восприятие и мышление

• Развитие творческого начала

• Развитие логического мышления

Действия педагога в центре:

• Вводите материалы и игрушки, связанные с темой, которой вы занимаетесь

• Добавляйте материалы постепенно

• Задавайте вопросы «Как ты думаешь, что произойдет, если», «что произошло,.»

• Объясняйте, что такое половина, треть и т. д.

• Стимулируйте рисование схем, отражающих эксперименты.

• Научите детей соблюдать чистоту

• Объясняйте детям, почему важно хранить все материалы на своих местах

Обратите внимание, что на фотографии изображена ёмкость с чечевицей. Можно использовать разные сыпучие и жидкие (безопасные) вещества в этом центре.

Данный центр может вносится в группы временно, а так же решать задачи центра песка и воды педагоги могут на прогулке в тёплое время года.

28 слайд Центр физической активности

Детская физическая активность - это

• Формирование основных структур и функций организма

• Способ познания мира

• Ориентировка

• Повышение умственной активности

• Улучшение психологического состояния ребенка

• Стимуляция головного мозга

• Разрядка, отдых от работы мозга.

Оборудование для:

• ходьбы и бега

• равновесия

• прыжков

• катания, бросания и ловли

• ползания, лазанья и виса

• общеразвивающих упражнений

29 слайд Центр сюжетно-ролевых игр

Задачи центра:

• способствовать развитию сюжета на основе личного опыта полученного из литературных произведений, телепередач, путешествий и т. д.

• формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре

• способствовать укреплению устойчивых детских игровых отношений

• развивать эмоции отражающие характер роли или ситуации в игре

• создавать условия для творческого самовыражения

Наш мир шагает семимильными шагами в прогрессивное будущее. И мы педагоги должны поспевать за прогрессом, ведь мы растим будущее нашей Родины. Поэтому решая задачи развития дошкольников, нам нужно подбирать не только сюжетно-ролевые игры своего детства, но и современные. Как это сделать?

Наблюдая творческую игру детей. На основе этого строим современные сюжеты и не отставая от прогресса решаем задачи развития современного ребенка!

30 и 31 слайд Уголок психологического комфорта - уголок уединения

Задачи центра:

• побыть одному (правило - ребенку в этот момент ни кто не мешает)

• найти способ успокоиться, отдохнуть, подходящий именно для этого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей (полежать на ковре или большом пуфике, послушать шум океана, порисовать на световом планшете, покачаться в гамаке и т. д.)

• развивать эмоциональный интеллект

• развивать бережное отношение к себе и уважение личного пространства других!

В данном центре будут уместны:

• Игрушки со звуками окружающего мира

• Игры с жидкостями

• Игры, помогающие разобраться в своём настроении

• Тактильные вещи

• Монотонные трансформеры

• Музыкальное сопровождение

32 слайд Основной принцип организации пространства в ДОУ - ЗОНИРОВАНИЕ

Согласно ФОП,  пространство группы должно быть гибким и изменяемым под различные задачи и виды деятельности. Для соблюдения этих принципов в группе детского сада необходимо использовать зонирование пространства — разделение помещения на небольшие части, каждая из которых предназначена для определённого вида деятельности.

Рабочая зона:

• Центр математики

• Центр грамотности и письма

• Центр науки и естествознания

• Центр конструирования

• Центр искусства

Активная зона:

• Музыкальный центр

• Центр строительства

• Центр сюжетно-ролевых игр

• Центр театральных игр

• Центр физической активности

Спокойная зона:

• Уголок уеденения

• Книжный уголок

Принадлежность центров активности к зонам условна, а зоны трансформируемы

Выделить границы зон можно с помощью мебели, создание своеобразных контуров по периметру зоны, так же выделять зоны можно с помощью цветового акцента, ковровым покрытием, раздвижных перегородок, ширм, объёмных модулей

Пространство должно «подталкивать» детей к самостоятельной деятельности, в которой они будут субъектом — решение, какой именно деятельностью заняться, должно приниматься детьми самостоятельно (за исключением общих централизованных моментов вроде тихого часа, прогулки или общего обучения).

В свободное время дети должны самостоятельно выбирать себе занятие, исходя из существующих зон в дошкольной группе

33 слайд Расставляем мебель

ФОП категорически не одобряет расстановку столов в групповой комнате по школьной системе. Столы нужно расположить так, чтобы дети могли содействовать друг с другом.

34 слайд Расставляем мебель

Расстановка мебели вдоль стен в игровых зонах, так же не приветствуется

Рекомендуется отдавать предпочтение стеллажной, трансформируемой мебели. Которая делит пространство группы на чёткие центры развития.

35 слайд С соответствии с ФОП при организации РППС во всех центрах детской активности должны быть соблюдены следующие критерии:

* Разнообразие материалов

* Необходимость и достаточность

* Привлекательность

* Автодидактичность (возможность самообучаться, самообразовываться,

саморазвиваться, делать самостоятельные выводы и анализ своей работы)

* Размещение материалов

* Сменяемость материала

* Доступность и удобство использования

* Учет гендерных отличий

* Учет возрастных особенностей

* Возможность работы с материалом без помощи педагога

* Безопасность

Прикреплённые файлы:

rpsreda-23-24uch-g_uolu0.pptx | 15722,24 Кб
 
Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация предметно-развивающей среды в средней группе детского садаОрганизация предметно-развивающей среды в средней группе детского сада Организация предметно-развивающей среды в средней группе детского сада Воспитатель МБДОУ «Детский сад №24» Литвинова Наталья Александровна.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в соответствии с требованиями ФОП
Опубликовано: 18 мая 2024 в 20:30
+71Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в соответствии с требованиями ФОП» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кашкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД