Папки-передвижки

Проектирование современного учебного занятия и анализа диалектических принципов познания учеников

Александр Владимирович Гришин
Проектирование современного учебного занятия и анализа диалектических принципов познания учеников

Новый стандарт устанавливает новые требования к образовательным результатам обучающихся. Новые образовательные стандарты выдвигают требования к формированию у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных, которые являются базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для

практикующих учителей. И вс же у многих педагогов они вызывают тревогу и

Публикация «Проектирование современного учебного занятия и анализа диалектических принципов познания учеников» размещена в разделах

неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и при мы работы будут эффективными?

Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?

Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему

базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и при мов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности и учителя, и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т. е. расписать свою деятельность и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном.

Урок - это система учебно-воспитательной и организационной деятельности

преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью обучаемых, направленная на достижение цели и задач их общего обучения, воспитания и развития в соответствии с заданным образовательным стандартом.

Урок - это система взаимообусловленной деятельности учителя и учащихся.

Основные свойства этой системы: целостность (отсутствие любого элемента - преподаватель не пришел на занятия - не позволяет говорить о нем как о системе); совместимость или несовместимость с другими системами (психологическая

совместимость преподавателя с классом); адаптация-приспособление к окружающей среде и реакция на нее и ее взаимодействие (способность человека как элемента социальной системы приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим условиям); реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности.

Ученик действует по принципу «я учусь». В традиционном обучении субъектом

деятельности на уроке является учитель, возникает нарушение субъект-субъектной ситуации, в которой ученик ограничен как объект педагогической деятельности учителя и действует по принципу «меня учат»; обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего обучения; изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников ( в ней следует выделить пять основных компонентов: учебно-познавательные мотивы (т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…», выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу», решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достичь цели»); действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания, адекватных диалектике систем природы; в учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания - общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания (первое правило - «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику»; второе - «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно»; третье - «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»); в этих правилах в доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания - единство анализа синтеза; указанные правила позволяют учащимся составлять опорные планы изучения объектов, производить по ним перенос и самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их верхних этажей - общего, абстрактного, к нижним - конкретному, постепенно приближаясь к сущности исследуемых предметов; системно-деятельностный подход и теоретическое решение задач материализуется в моделях, выполняемых в знаковой и буквенной формах (модели выступают и как метод познания (учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельности учащихся);

собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системнодеятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении.

Его можно выразить формулой: «деятельность - личность», т. е. «какова

деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Таким образом, в основе новых образовательных стандартов общего

образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

1) воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

2) формирование готовности к непрерывному образованию и саморазвитию;

3) развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;

4) ориентацию на результаты образования;

5) признание решающей роли содержания образования, способов организации

образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

6) учет возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

7) обеспечение преемственности всех уровней образования;

8) разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

9) гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что создает основу для самостоятельного успешного освоении обучающихся знаний, компетенций, видов, способов деятельности.

Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».

Публикации по теме:

Центр познания и природыЦентр познания и природы Центр познания и природы. Уголок природы – необходимая составляющая воспитательного процесса в детском саду. Он помогает научить детей.

Мастер-класс по теме «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС в рамках недельного проекта»Мастер-класс по теме «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС в рамках недельного проекта» Фестиваль методических находок. Осенняя сессия, 2018 г. Направление «Социально-коммуникативное развитие воспитанников в условиях реализации.

Фотоотчет «Неделя познания»Фотоотчет «Неделя познания» 08.08.2022г. в группе проходил день бумаги. -Беседа с детьми о бумаге; -рассмотрели картинки - виды бумаги. 09.08.2022г. в группе проходил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование современного учебного занятия и анализа диалектических принципов познания учеников
Опубликовано: 19 мая 2024 в 14:57
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектирование современного учебного занятия и анализа диалектических принципов познания учеников» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД