Получи документы

Воспитание как целенаправленный сознательно контролируемый процесс развития личности ребенка

Александр Владимирович Гришин
Воспитание как целенаправленный сознательно контролируемый процесс развития личности ребенка

Воспитание это одно из важнейших понятий науки педагогики наряду с такими понятиями, как образование, обучение, социализация, развитие.

Происходящие в современном обществе изменения обуславливают необходимость модернизации школьного образования в направлении развития личности учащегося, раскрытия его внутреннего мира, воспитания духовности, нравственности, формирования активной жизненной позиции. При этом в условиях современного информационного общества практически любой человек может легко отыскать массу пособий по организации воспитательного процесса в школе, в которых приводятся пошаговые разработки воспитательных занятий, игр, внеклассных дел. Однако профессиональному педагогу необходимо глубокое осознание научных основ своей деятельности. Вместе с тем, именно таких современных технологий, обновленных знаний зачастую не хватает педагогам. Обратимся к теоретическим основам воспитания.

Публикация «Воспитание как целенаправленный сознательно контролируемый процесс развития личности ребенка» размещена в разделах

Воспитание - одна из основных категорий педагогики и психологии, отражающая целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат развития личности. Чтобы разобраться в сущности данной категории, необходимо соотнести ее с другими - образование, обучение, социализация, развитие.

Образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Функция образования заключается в передаче знаний, социального опыта, культуры, ценностей от поколения к поколению людей. При этом важен факт не просто передачи, но и некоторого приращения в процессе наследования, что является залогом развития человечества. Мы должны осознано понимать, как правильно нужно подходить к воспитанию детей и подростков, нужна лояльная психология к каждому из них, в осозновании в том что они будущее наше, и как мы вложим в них социально правильные знания, с тем мы и будем потом жить.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ст. 2 Закона об образовании).

Таким образом, современное образование уже не может изолироваться от воспитания, сконцентрировавшись только на обучении. Воспитание есть процесс и результат целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитанника и является неотъемлемой составной частью образования.

Развитие - изменение, связанное с переходом от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. Развитие человека происходит под влиянием различных факторов, т. е. движущих причин совершающегося изменения. Основные факторы развития человека можно разделить на три группы: внешние (природная и социальная среда; целенаправленная деятельность общества и его институтов, внутренние (индивидуальные психофизиологические особенности организма; наследственность и генетика) и субъективные факторы развития (собственная активность человека, его духовность, способность к самосовершенствованию; самовоспитание).

Социализация - процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром, определяющий, каким образом он становится компетентным членом общества. В широком философском смысле слова термин "социализация" используется для обозначения процесса, входе которого человеческий индивид с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Механизм социализации состоит из взаимосвязанных процессов адаптации человека, его индивидуализации и интеграции в общество.

Процесс социализации протекает в ситуации большой социальной вариативности - неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм. Социальная вариативность, или социальное многообразие, - необходимый атрибут гражданского общества, характеризующегося мобильностью, плюрализмом мнений и взглядов. Ведущим признаком социализации становится само выделение человека из себе подобных, т. е. становление и развитие человеческой субъектности. Таким образом, социализацию следует рассматривать как двусторонний процесс. Социализация - с одной стороны, процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду и систему социальных связей, с другой - процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его собственной деятельности, включения в социальную среду.

Социализация сопровождает развитие человека, но не идентична развитию.

Таким образом, воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности воспитанника, притом это процесс социальный в самом широком смысле. А. С. Макаренко утверждал: «Воспитывает все : люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди.»

Из них на первом месте - родители и педагоги. Мы должны работать с родителями напрямую, чтобы помочь в воспитании и понимании социума, в котором находятся дети, и исходя из этого разрабатывать психологический план к каждому ребенку.

Школа за последние 20 лет претерпела существенные изменения, объективно вызванные жизнью. Необходимость модернизации образования возникает, когда осознается противоречие между новой системой требований к результатам образования (как единого процесса воспитания и обучения) реальными результатами, на которые ориентирована образовательная программа.

В процессе освоения основной образовательной программы общего образования у школьника должны быть сформированы три вида результатов: личностные, метапредметные и предметные. То есть важная идея современного образования- отказ от академической основы образовательного процесса в пользу образования, направленного на развитие личности обучающегося, его субъектности (самостоятельности).

Воспитание охватывает все сферы жизни ребенка (учебу, труд, спорт, развлечения, досуг, свободное общение со взрослыми, родственниками и детьми в различных средах, а не только школьную жизнедеятельность. Школа не может одна решать проблемы воспитания. В воспитании принимают участие и активно взаимодействуют:

а) субъекты: учителя, воспитатели, педагоги, родители, родственники, старшие товарищи; одноклассники, друзья, сверстники, виртуальные товарищи;

б) социальные институты: школы и учреждения системы коррекционного и социального воспитания; семья; учреждения дополнительного образования; детские организации - движения, детские театры, коллективы; скаутские отряды; летние и городские лагеря; специализированные образовательные организации; интернет-форумы и сайты; церковь; воскресные (религиозные) школы и общины и т. п.

Все они так или иначе в большей или меньшей степени принимают участие и определяют направление и содержание процесса воспитания ребенка, оказывая влияние на его личность.

Исходя из институционального признака выделяют следующие виды воспитания : семейное; школьное; внешкольное; конфессиональное (религиозное); воспитание по месту жительства (общинное); воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях.

Школа - единственный социальный институт, через который проходят почти все граждане России, и школа является индикатором и носителем ценностного и морально-нравственного состояния общества.

Определим сферы школы, в которых происходит воспитание учащихся.

1. Уклад школьной жизни, стиль школьной жизнедеятельности, явные или неявные нормы и правила организации, особенность со организации различных процессов в школе, в том числе специфика коммуникации между учителями и детьми, между учениками, особый дух, особая атмосфера школы.

2. Уроки по предметам. Обязательным требованием к хорошему уроку является планирование и реализация воспитательной задачи.

3. Классные часы.

4. Внеурочная деятельность. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Последняя включает программы дополнительного образования детей, программы развития, кружки, спортивные и досуговые занятия.

5. Внеклассная деятельность. Включает отдельные школьные мероприятия, такие как соревнования, школьные праздники, слеты, занятия, проекты и др.

6. Внешкольная деятельность. Включает экскурсии, поездки, посещения театров, занятия в организациях дополнительного образования детей по месту их жительства и многое другое.

7. Свободное общение школьников в нерегламентированное время (перемены, столовая, прогулки).

8. Взаимодействие школы с семьями и социальными партнерами.

Воспитание охватывает все названные сферы, и правильное использование их возможностей для реализации воспитательных задач входит в круг профессиональных обязанностей педагога.

P.S. Учиться и учить других это достижение и честь, передаваемая из поколение в поколение. Я горжусь, теми людьми которые тратят свою жизнь на это искусство учить. Уважаемые педагоги-психологи, я рад работать вместе с Вами! желаю Вам успехов и новых побед в труде. Пусть Ваш профессионализм, который гармонично переплетается с человечностью, добросердечностью приобретает яркие краски этой непростой, но замечательной жизни. Всегда с Вами (доктор души и тела А. В. Гришин)

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке»Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание как целенаправленный сознательно контролируемый процесс развития личности ребенка
Опубликовано: 15 мая 2024 в 15:24
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание как целенаправленный сознательно контролируемый процесс развития личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД