МААМ-картинки

Инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи

Светлана Попелышева
Инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи

Доклад

Тема: "Инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"

Составила

старший воспитатель МКДОУ

Ребрихинский детский сад "Улыбка"

Попелышева С. В.

2020 г

Проблема развития речи одна из важнейших в дошкольной педагогике. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление очень редкое. Сегодня учёные и педагоги говорят о том, что для современных детей характерно позднее начало формирования речевой системы. К сожалению, для многих детей вероятен риск отставания в псих - речевом развитии из – за ряда особенностей (здоровье родителей, наследственность, период раннего развития и т. п). И не смотря на усилия педагогов, зачастую речь детей лаконична, суха, лишена образности, яркости.

Публикация «Инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи» размещена в разделах

Поэтому в методике развития речи широко применяются инновационные методы, технологии, программы. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении детей дошкольного возраста. На фоне интеграции дошкольного образования инновационные методы, технологии, методики не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют всестороннему развитию личности.

Для того чтобы полученные навыки детьми лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Основная идея инновационного подхода сводится к тому, что мы педагоги должны формировать у ребёнка инициативность и исследовательские навыки. Что это значит? Это значит не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа. Это возможно через решение более широких задач развития речи :

- поддержка детской инициативности;

- формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;

- развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.

Решение данных задач способствует использование инновационных технологий речевого развития :

Содержание Пути реализации

Широкое внедрение способов подачи материала, повышающих мотивацию детей к развитию речи Использование в образовательном процессе проблемных ситуаций.

Формирование аналитико - синтетических способностей при моделировании состава слогов, слов, фраз, текстов. Символы звуков и их характеристик, графические схемы, мнемотаблици, дневники исследований.

Развитие речемыслительной деятельности в детских вопросах и ответах. Стимуляция вопросно – ответной формы обучения (использование игровых упражнений «Мы журналисты» ; «Прав ли Незнайка?».

Активное использование элементов ТРИЗ для развития фразовой и связной речи. Проблемный сюжет, сочинение сказок.

Развитие речи в экспериментально – поисковой деятельности детей (проблемное обучение). Активная роль ребёнка в получении, переработке информации : гипотезы и их проверки, проблемные вопросы.

Развитие речевого творчества а процессе совместной деятельности и равноправного партнерства. Совместные проекты, поиск, проверка речевых высказываний как других детей, так и самого себя.

Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи у дошкольников. Стихосложение: придумывание детьми загадок, сказок, небылиц, небольших по размеру. Синквейн.

Сочетание двух методов: наглядного и словесного, направленных на повышение

эффективности развития связной речи. Использование при составлении связного рассказа различных моделей, речевого плана воспитателя.

Использование игровых и компьютерных технологий. Компьютерные игры, помогающие развивать речь детей.

Остановимся подробней на каждом подходе отдельно. Что значит использование мнемотехники в развитии речи?

Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание. Увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Помогает использовать данное направление дошкольной педагогике мнемотаблици.

Мнемотаблици – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.

Виды мнемотаблиц.

1. Развивающие

2. Обучающие

«Картинка + слово» (работа с открытками) ; «трансформация» (работа с пла-стилином, ковралином, липучкой) ; «Коллаж» (развитие фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рассказывать).

Результаты

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

-словарный запас выходит на более высокий уровень

- дети преодалевают робость, застенчивость, учатся свободно держатся перед аудиторией.

Проблемное обучение – использование в работе с детьми проблемно - поисковых методов (проблемно – речевых ситуаций) .

Проблемно – речевые ситуации моделируются в различных словесных дидактических играх (ситуации, где ребёнок становится на место взрослого и пытается сделать свой вывод, полагаясь на имеющийся опыт) .

Этапы проблемного обучения

1. Знание или образец действия;

2. Создание проблемного поля;

3. Преобразующая деятельность ребёнка;

4. Новый личный опыт.

Уровни проблемного обучения

1. Воспитатель ставит перед ребёнком проблему и сам её решает;

2. Воспитатель ставит проблему, а дети находят пути её решения;

3. Ребёнок ставит задачу, воспитатель помогает её решить;

4. Ребёнок сам ставит и решает свою проблемную ситуацию (задачу) .

«Синквейн» - от французского «пять строк».

Правила написания синквейна:

1 строка – существительное

2 строка - два прилагательных

3 строка - три глагола

4 строка – фраза из четырёх слов

5 строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Эффективность и значимость «синквейна»

- это его простота, его могут составлять все;

- при составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие способности, интеллектуальные возможности;

- это игровой приём;

- используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Компьютерные технологии.

Данное направление широко применяется в настоящее время. Выделяют несколько преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес, положительные эмоции;

- несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка;

- проблемные задачи, поощрения ребёнка при их правильном решении самым комфортным образом влияют на психику ребёнка;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения;

- ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых задач;

- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе.

А главное преимущество – компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.

Требования :

1 исследовательский характер;

2. легкость для самостоятельных занятий ребенка;

3. развитие широкого спектра навыков и представлений;

4. высокий технический уровень,

5. соответствие возрасту,

6. занимательность.

Принципы:

- от простого к сложному;

- от постоянного руководства к самостоятельной работе;

- чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и фронтальной работы;

- частая смена видов деятельности;

- тесная связь компьютерной игры с дидактической;

- подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности.

Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, ученые делают вывод о том, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности и позволяет качественно подготовить детей к школе.

Публикации по теме:

«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями .

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Машеньке»Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Машеньке» Цель: формировать у детей элементарные математические представления с помощью заданий по математике и развитию речи. Приоритетная образовательная.

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову»Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову» Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы Задачи: 1. Формирование.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возрастаКартотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста Игры по развитию речи для детей Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи
Опубликовано: 14 сентября 2020 в 18:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Попелышева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД