Лучший педагог года

Медиация, как способ защиты прав ребенка

Елена Василевская
Медиация, как способ защиты прав ребенка

«МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА»

Василевская Елена Владимировна,

старший воспитатель МДОУ «Детский сад №65

комбинированного вида», г. Саранск

"Дети имеют право на особую защиту и помощь"

Приходя в мир, каждый ребенок как личность несет в себе и положительный, и отрицательный потенциалы развития. Задача взрослых – дать ему возможность реализовать все лучшее, что ему дано.

Публикация «Медиация, как способ защиты прав ребенка» размещена в разделах

В первые годы жизни эта задача лежит на семье, затем ее берут на себя дошкольные учреждения, школа, и, конечно, особое место в развитии и становлении личности ребенка и подростка занимает общение со сверстниками.

На всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для него людьми. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального психофизического и интеллектуального развития.

Когда взрослым не удается достичь согласия по вопросам, связанным с воспитанием детей, то требуется помощь уполномоченных государством официальных лиц. Эта помощь заключается в попытке различными способами разрешить конфликтную ситуацию, в том числе посредством примирения сторон, а в особо сложных случаях - применением мер по защите детей, если конфликт чреват угрозой детскому благополучию. Необходимые правовые основания для защиты детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, содержатся в действующем законодательстве.

В современном мире система, сформированная из физических и юридических лиц, профессионально и непрофессионально занимающихся процедурами медиации, может рассматриваться в качестве нового для России социально-правового института.

Правовые условия для применения в нашей стране процедуры медиации - альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника - закреплены в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Распоряжение от 30 июля 2014 г. № 1430-р «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации» определило особенности медиативного подхода к «детской среде». При этом разрешение споров и конфликтов осуществляется без проведения медиации как полноценной процедуры, определенной вышеуказанным законом с использованием следующих способов и механизмов :

социализация правонарушителя за счет активной коррекционной работы, направленной на предоставление ему возможности оставаться полезным членом общества, которое не отождествляет его с совершенным им проступком;

обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;

создание служб медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка, развитие на их базе института социально-психологической помощи несовершеннолетнему в осознании и заглаживании вины перед потерпевшим;

профилактика асоциальных проявлений в детско-юношеской среде;

помощь семье как важнейшему институту, определяющему развитие личности;

содействие образовательной системе в создании безопасного пространства, необходимого для формирования физически и психологически здоровой личности.

Цели метода «медиации» заключается в следующем:

- создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;

- воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);

- улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, воспитатели, педагоги, администраторы образовательных учреждений, психологи, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юноши) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами;

- выработка сторонами взаимоудовлетворяющего решения, ориентированного на будущее сотрудничество.

Задачи служб медиации :

создание системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, профилактическая и коррекционная работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию;

обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;

сокращение общего количества конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;

повышение эффективности ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;

сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

повышение квалификации работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;

обеспечение открытости в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;

создание условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;

оптимизация взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

обеспечение возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;

оздоровление психологической обстановки в образовательной организации.

Воспитатели, педагоги, школьные психологи, социальные педагоги сотрудники органов опеки и попечительства, работники правоохранительных органов, работающие с трудными подростками, несовершеннолетними правонарушителями и другие, кто работает в образовательной системе в силу своей профессиональной деятельности, стоят на «передовой», и именно им приходится искать пути разрешения этих непростых конфликтных ситуаций, стрессогенных не только для самих участников, но и для тех, кто пытается их разрешить.

Сложные конфликтные ситуации в образовательной сфере возникают ежеминутно, так же как и в жизни в целом. Медиация относится к конфликтам, как к неотъемлемой части жизни. Часто конфликты несут деструктивный потенциал, хотя без них не было бы развития.

Медиативному подходу и основам медиации важно обучать не только взрослых, но и детей. Обучая их умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим уважать себя, а также ценить и принимать другого. Взрослые способствуют проявлению у детей чувства собственного достоинства, а также воспитывают ответственное отношение к своим действиям, поступкам и жизни в целом. Медиативный подход учит умению занимать и развивать активную жизненную позицию, принимать на себя ответственность за дальнейшее развитие собственного жизненного сценария, а также сознавать силу своего влияния на окружающий мир.

Очень важно научить детей умению правильно реагировать на конфликтные ситуации. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чутким к страданиям другого, чувствовать чужую боль. Это те высшие ценности, без которых человек не может быть и оставаться человеком.

С целью предотвращения возникновения конфликтов в таких системах как «дети – дети», «родители и дети», «дети - педагоги», так и «родители - педагоги» необходимо проведение правовой просветительской работы. Она ориентирована на всех участников образовательного процесса и предусматривает информацию для родителей, детей и всех работников образовательной системы. Недостаточность, либо отсутствие правовых знаний часто приводят к очень сложным, глубоким конфликтам, порой перерастающих в правовые конфликты, часто становящихся причиной психологической травматизации детей.

Медиация – это диалог между всеми сторонами, который предполагает равноправие и предоставляет равное пространство для самовыражения и защиты своих интересов. Важно, чтобы каждая сторона понимала, что у всех есть равные права, была осведомлена об этих правах, при этом в полной мере осознавала, что за любым правом следует обязанность и ответственность.

Список литературы:

1. Азарнова А. Н. Медиация : искусство примирять: технология посредничества в урегулировании конфликтов. М. : Инфотропик Медиа, 2015.

2. Елисеева А. А. Медиация как способ урегулирования семейных споров // Семейное право на рубеже XX - XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка : Материалы Международной научно-практической конференции, г. Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 18 декабря 2010 г. М. : Статут, 2011.

3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.)//Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.

4. МЕДИАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ : ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции (Курск, 30 апреля 2019 года). – Курск: ЮгоЗапад. гос. ун-т, 2019.

5. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ (ред. От 23.07.13) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №31, - ст. 4162; 2013. - №27.

Публикации по теме:

Нетрадиционный способ развития ребенка «Наблюдение за природой с помощью трафарета»Нетрадиционный способ развития ребенка «Наблюдение за природой с помощью трафарета» В детском дошкольном возрасте закладывается мировоззрение и отношение к природе и именно в этом возрасте необходимо прививать любовь к природе.

Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, так как результаты научных исследований свидетельствуют.

Аппликация — способ обрывания «Цветы»Аппликация — способ обрывания «Цветы» К концу учебного года в детском саду дети старшего возраста осваивают все способы аппликации. Дети умеют вырезать симметрические фигуры.

Фотоотчёт о развлечении по правовому воспитанию, приуроченного к «Всемирному Дню прав ребёнка»Фотоотчёт о развлечении по правовому воспитанию, приуроченного к «Всемирному Дню прав ребёнка» 20 Ноября. Едва на свете появился И приоткрыл свои глаза, Немного миру подивился - Ты получил свои права Дети – это маленькие создания,.

Конспект НОД «День прав ребёнка» для детей подготовительной группыКонспект НОД «День прав ребёнка» для детей подготовительной группы ОО Познавательное развитие Цель: - формировать основы правового сознания дошкольников. Задачи: Развивающие:1. Развивать представления.

Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка»Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка» Быть в движении-значит укреплять здоровье! Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду.

Мастер-класс «Лучший способ старения!»Мастер-класс «Лучший способ старения!» «Взрослеем» с увлечением! В жизни есть разные периоды: сначала мы о возрасте просто не думаем! Потом начинает доходить, что что-то упускаем,.

Отчёт о проведении Единого Дня прав человека в старшей группеОтчёт о проведении Единого Дня прав человека в старшей группе Ежегодно 10 декабря отмечается День прав человека. Первый универсальный международный акт по правам человека – был принят ещё в 1948 году.

Сценарий развлечения ко Дню защиты прав детейСценарий развлечения ко Дню защиты прав детей Сценарий развлечения «Права ребенка», посвященный Всемирному дню защиты прав детей (20 ноября). Ведущий (в мантии и академической шапочке).

Классный час «В стране прав и обязанностей» для 1 класса Классный час "В стране прав и обязанностей" для 1 класса Цель: создать условия для общего предоставления о правах ребёнка. Образовательная:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Медиация, как способ защиты прав ребенка
Опубликовано: 1 октября 2020 в 08:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Медиация, как способ защиты прав ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Елена Василевская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД