Лучший педагог года

Поддержка детской инициативы и индивидуальности средствами театрализованной деятельности

Юлия Ковалёва
Поддержка детской инициативы и индивидуальности средствами театрализованной деятельности

«Поддержка детской инициативы и индивидуальности через театрализованную деятельность»

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива - это внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.

Публикация «Поддержка детской инициативы и индивидуальности средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Главная задача воспитателя в том, что необходимо владеть способами поддержки детской инициативы. Необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.

Мы считаем, что театрализованная деятельность, это тот вид деятельности, когда ребенок проявляет искренний интерес, увлечённость.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая от этого огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить способности детей: проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Театральная педагогика предполагает личностно-ориентированный подход к воспитанию детей и создает условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения с взрослым обеспечивается субъективная позиция ребёнка. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. В дошкольном детстве очень важно окружить ребёнка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых. Атмосфера добра и любви вызовет ответные чувства и в детях, воспитает у них доверие к миру и потребность самим дарить любовь другим людям. А это – самый главный талант, который нужно раскрыть и сохранить в каждом человеке.

Перед нами встала задача поиска инновационных подходов к развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность, которая создает оптимальные возможности для развития творческой инициативы. Для инициативно личности характерно :

-произвольность поведения;

-самостоятельность;

-развитая эмоционально-волевая сфера;

-инициатива в различных видах деятельности;

-стремление к самореализации;

-общительность;

-творческий подход к деятельности;

-высокий уровень умственных способностей;

-познавательная активность.

Работа по развитию самостоятельности и детской инициативы ведется с младшего дошкольного возраста, через кружковую работу совместно с воспитателем группы.

Для обеспечения поддержки детской инициативы мы предоставляем возможность детям самостоятельность использовать нормы и правила поведения, овладеть социальными навыками:

театрализованной деятельности предоставляем возможность самостоятельно следить за своим внешним видом;

-поощряем проявление детьми элементарных навыков вежливости;

-даем возможность самостоятельно регулировать отношения со сверстниками в разных сферах театрализованной деятельности;

-предоставляем возможности проявить социальные навыки в разных видах деятельности.

Например, готовясь к драматизации сказки «Заюшкина избушка» дети самостоятельно выбирали роли и партнеров по сказке. После чего, они согласовывали, кто кем будет. Далее мы обсуждали, какие атрибуты и декорации будем использовать. Дети сами выбрали тот, домик, который захотели. Отыскали ели, желая поставить домик в лесу. Дети все подготовили сами, а мы лишь направляли и поддерживали их инициативу. Дети самостоятельно отобрали героев сказки. Тот же самый алгоритм работы наблюдался при драматизации сказки «Три медведя», «Три поросенка», «Теремок»,

-В процессе работы по театрализованной деятельности поощряем детей импровизировать в играх (придумывать сюжеты, вводить оригинальных персонажей в традиционные игры);

-поощряем общение друг с другом;

-поощряем к самостоятельно организованной музыкальной театрализованной деятельности детей.

. Например, готовясь к драматизации сказки Маршака «Сказка о глупом мышонке», нами были созданы условия для реализации самовыражения детей: подготовлены костюмы и атрибуты для сказки. Дети с интересом прослушали сказку и активно обсуждали характер и поведение героев сказки. Затем они примиряли героев на себя, какие они могли бы исполнить роли. Кроме того, у каждого ребенка герой имел индивидуальные особенности. В группе у нас была очень закрытая и стеснительная девочка Настенька, но роль кошки ей шла как никому другому и мы предложили ей сыграть кошечку и она справилась…

Мы поощряют творческую инициативу детей :

-поддерживаем стремление проводить свободное время за разнообразной творческой деятельностью (драматизацией различных сказок, миниатюр, этюдов);

-поощряем стремление к свободному выбору сюжета в театрализованной игре (дети могут изменить сюжет игры, внести других героев);

-поощряем стремление детей изготавливать декорации для театрализованных игр (деревья, домики, цветы, фрукты, овощи).

Когда у детей имеются затруднения, и они не могут самостоятельно предложить движения определенного героя, тогда взрослые приходят им на помощь Помимо театрализованных игр, творческая инициатива прослеживается и в организации детьми режиссерских игр. Дети используют Лего или другой конструктор для создания замысла сюжета.

Подготовительный этап к драматизации заключается не только в чтении текста и беседе о нем, но и в игре детей в настольные театры. Кроме того, дети самостоятельно водили хороводы и пели. Театрализованная игра рассчитана на активное участие ребенка, знания в которой мы преподносим в виде проблемной ситуации, разрешаемые взрослыми ребенком в совместных активных поисках, и каждое новое решение творческой задачи обязательно поощряется.

Большое место в поддержке и инициативе детей уделено музыке, так как музыкальные образы несут в себе определенный ритм, ладовую окраску. Благоприятно воздействуют на ребенка, направляют его чувства и мысли, побуждают выполнять движения. В своей работе мы идем не только от драматического образа, но и от музыкального: «Снежинки могут двигаться стремительно или плавно», «Колобок может бегать, подпрыгивая или катиться ровно», «Гуси могут шагать или летать». все движения и образы детям подсказывает музыка. Мы любим встречать детей музыкой…. и дети проигрывают песни слушая текст, перевоплощаются в героев песни неся его характер (Бременские музыканты….

К театрализации мы обязательно привлекаем родителей, к подготовке спектаклей и изготовлению костюмов и атрибутов, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с родителями изготавливаем декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей,

Мы оборудовали в группе центр театрализованной деятельности : Оформили театрализованный уголок. В уголке располагаются: различные виды театров; реквизит для разыгрывания сценок, спектаклей; атрибуты для различных игровых позиций. А также ширмы для показа кукольного театра, кроме этого имеются мини-костюмерная

Театрализованные игры воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуются внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности. Эта форма работы с детьми даёт возможность нам успешно реализовать целый ряд задач, одной из которых является развитие творческих способностей детей.

Немалое место в нашей работе с детьми по театрализованной деятельности занимает организация кукольного театра. Использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания.

Мы привлекаем малоактивных детей на роли, где меньше слов, проще движения. Поощряем за выход, и готовность выполнить роль ( Пример: «голос из за ширмы). Постепенно дети становились более активными. Театр, в который мы играем с детьми, помогает детям узнать самих себя, заявить о себе, попробовать, на что они способны, поверить в себя, перешагнуть через «я стесняюсь», преодолеть робость и скованность.

В нашей группе повышенный интерес к художественным произведениям, мы очень любим читать. У многих детей отмечается эмоциональная отзывчивость на художественные произведения.

В настоящее время все дети в нашей группе с большим интересом принимают участие в играх - драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх.

В самом начале своей работы мы брали более простые упражнения и игры. Однако некоторые дети были зажаты и стеснительны, они боялись выражать свои эмоции и чувства. Мы понимали, что они отказываются из-за боязни быть неловкими и неуклюжими, боялись, что их засмеют. Немало усилий нужно было приложить, для того чтобы они согласились взять на себя даже самую маленькую роль без слов. Большую роль также сыграли правильно подобранные атрибуты. Кроме того, мы детей побуждали задуматься над вопросами подобного характера: кем тебе больше нравится быть? Почему? Уже к концу уч. года в мл. группе любимым занятием наших деток было устраивать концерты….

Благодаря систематическим упражнениям, играм, индивидуальным занятиям детям становилось проще выражать свои эмоции, а это в свою очередь помогало им иметь выразительный образ героя или персонажа.

Мы создаем широкие возможности для творческого самовыражения детей в разных видах деятельности поощряя исполнительское и музыкально-двигательное творчество детей, их импровизации средствами мимики, пантомимы, импровизации в пении, игре на музыкальных инструментах.

Когда дети овладели несложными эмоциями, научились воспроизводить в своей деятельности, мы взяли более сложные упражнения на развитие мимики. Первоначально детям очень сложно расслабить мышцы рук в кистях, локтях, действовать с партнером, но постепенно дети преодолевают скованность и мы переходим в работе к музыкально-пластическим импровизациям, где дети с помощью мимики, жести, пластики тела создают этюды на любую заданную тему. Например, «Осенние листья», «Бабочка», «В стране цветов»(в сказке «Снежная королева». В своей работе стремимся добиться того, чтобы дети были не похожи на деревянных кукол.

В практической деятельности мы предоставляем воспитанникам возможность самостоятельного выбора. Роль взрослого заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку передать образ выбранного героя, ведь у каждого ребенка создается свой образ, и задача взрослого поддержать индивидуальность детей. Благодаря этому дети становятся более самостоятельными и инициативными в музыкально-художественной деятельности.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Конспект открытой комплексной ОД в старшей группе по развитию речи средствами театрализованной деятельности «Сказочный театр»Конспект открытой комплексной ОД в старшей группе по развитию речи средствами театрализованной деятельности «Сказочный театр» «Сказочный театр» Цель: развитие речи посредством театрализации. Задачи: • Образовательные: продолжать учить детей в игре перевоплощаться.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поддержка детской инициативы и индивидуальности средствами театрализованной деятельности
Опубликовано: 29 апреля 2020 в 13:17
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поддержка детской инициативы и индивидуальности средствами театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ковалёва на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД