МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная коммуникация педагогов. Учимся видеть проблемы»

Ирина Аксенова
Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная коммуникация педагогов. Учимся видеть проблемы»

Ход мероприятия

Уважаемые коллеги я рада вас приветствовать на нашем семинаре-практикуме «Профессиональная коммуникация педагогов. Учимся видеть проблемы» и хочу пожелать Вам «Доброго дня».

Интенсивные преобразования системы дошкольного образования в наши дни выдвигают педагогам все новые и новые требования к квалификации. Сегодня воспитатель должен показывать не только высокий профессионализм, но и глубокое понимание принципов общения как с детьми, так и со взрослыми (коллегами, администрацией, родителями, т. е. владеть коммуникативными умениями. От них зависит и результат – воспитание творческой, гармонично развитой личности ребенка. На сегодняшнем нашем семинаре будет своего рода обмен опытом взаимодействия, продолжим знакомство с приемами доброжелательного общения, их развитие и совершенствование.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Профессиональная коммуникация педагогов, Учимся видеть проблемы“» размещена в разделах

Девизом нашей сегодняшней встречи будут слова Ошо / индийский религиозного и духовного лидера более известного, как Ча ндра Мо хан Дже ин

Живи так, чтобы люди, столкнувшись с тобой, улыбнулись, а, общаясь с тобой, стали чуточку счастливей.

Добрый день! - тебе сказали.

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали - Теплоты и доброты

Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

Здравствуй! - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Это обычные, простые, умные, полезные, и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.

Теоретический блок.

Слова «привет» и «здравствуй (те)» мы произносим ежедневно, порой говорим их по несколько раз в день. Не было ли вам интересно, что именно скрывается за обычным приветствием?

Происхождение этих приветствий очень интересно. Слово «здравствуй», например, не сводится просто к слову «здравие», то есть «здоровье». Да, сейчас мы воспринимаем его именно так: как пожелание другому человеку здоровья и долгих лет жизни. Однако корень «здрав» («здров») встречается в самых древних индоевропейских языках.

Оказывается, современное слово «здравствуйте» возникло на основе двух частей – условно говоря, «Съ» «Дорво». Первая частица означала «хороший», а вторая – относиться к понятиям, связанным с «деревом». При чем здесь дерево?

Откуда пошло слово «здравствуйте» и зачем его говорить?

Для древних народов, носителей славянских языков, дерево было символом крепости и благополучия, и, соответственно, такое приветствие означало, что человек желает другому этих качеств. Кроме того, только здоровый, крепкий человек мог пожелать другому благополучия и крепости. Приветствие «здравствуйте» дозволялось только свободным людям, равным друг другу. Холопы должны были говорить: «бью челом».

Первое упоминание слова «здравствуйте» исследователи обнаружили в летописи, датированной 1057 годом. Автор хроник записал: «Здравствуйте же многие лета».

Слово «привет» расшифровать проще. Оно тоже состоит из двух частей: «при» и «вет». Первая часть «при» встречается во многих словах: «приласкать», «приклонить» и подобных и означает близость, приближение к чему-то или кому-то. Вторая часть слова «привет» также есть в таких словах, как «совет», «ответ», «весть» и других. То есть, говоря «привет», мы проявляем близость (и действительно, только к близким людям мы так обращаемся) и как бы передаем другому добрую весть.

Происхождение слова "спасибо"

Если заглянуть в историю, то можно узнать, что сначала было словосочетание «Спаси Бог». Оно претерпело всего два изменения:

• срослось;

• потеряло окончание «г».

Таким нехитрым способом появилось «спасибо». Слово, которое несильно полюбилось в российской глубинке. В немилость термин попал из-за того, что верующие люди не понимали, за что их должен спасать Бог. Резонно на вежливость они отвечали «не за что» или «пожалуйста» (ни в коем случае нельзя на «спасибо» отвечать словом «на здоровье», тем самым отдаете свое здоровье)

Ярые противники термина уверены - происхождение слова "спасибо" напрямую связано с бесом. По одной версии, оно так и звучит «Спаси Бес». Сторонники другого мнения говорят: «Спаси Бог кричал Люцифер, когда подал с небес». Вот только «г» потерялось в пути

Упражнение1. «Слова – приветствия»

21 ноября — Всемирный день приветствий. Во всех странах мира люди, встречаясь, желают друг другу добра. Но внешне это выглядит по-разному. Давайте сравним традиции приветствий разных стран, чтобы не оплошать во время путешествия за границу.

Вот примеры того, как здороваются разные народы:

- китайцы при встрече кланяются и спрашивают «Вы сегодня хорошо ели?»;

- русские обнимаются и целуют друг друга в щеки; пожимают друг другу руки;

- в Монголии традиционный вопрос-приветствие: “Здоров ли твой скот?”;

- эскимосы, приветствуя знакомого, слегка ударяют его кулаком по голове и по плечам;

- В Иране говорят: “Да не уменьшится никогда твоя тень!”;

- представители африканского народа акамба, живущего на юге Кении, в знак глубокого уважения. плюют на встречного;

- в Израиле при встрече говорят "Шалом". Здесь, как и в других арабских странах, приветствие обозначает пожелание мира.

-У японцев традиционным приветствием является поклон, которых существует целых 3 вида: низкий поклон почти до земли, средний под углом 90 градусов и легкий. Чем почетнее и старше человек, с которым здороваются, тем ниже будет поклон.

- Лапландия. При встрече люди трутся носами. Очень мило, не правда ли?

- Филиппины. Особое приветствие здесь заслуживают люди старшего возраста – к ним наклоняются и прикасаются лбом к их правой руке. При этом обязательно надо произнести Mano Po (Можно вашу руку, пожалуйста).

- Французы – очень романтичный народ, поэтому даже здороваются они весьма любвеобильно – по два поцелуя в каждую щеку. Ну, или можно просто отправить несколько воздушных поцелуев.

- Тибет. Вместо приветствия здесь просто показывают друг другу языки – весьма необычно.

- Жители небольшого государства Тувалу, расположенного на одном из островов Полинезии, при встрече обнюхивают друг друга, прижавшись лицом к щеке. Так что, путешественники, будьте готовы к близкому контакту с аборигенами.

- Коренной житель Андаманских островов (архипелаг в Индийском океане) встретив друга или знакомого, которого давно не видел, садится к нему на колени, обнимает за шею и плачет. Так он выражает радость от встречи.

Вывод: Уклоняться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот что обозначает простое, обыкновенное слово «Здравствуйте».

В процессе подготовки к сегодняшнему семинару я пришла в выводу, что язык - это мое самое ценное наше наследство, благодаря которому мы до сих пор не перестаем удивляться этому миру и впитывать в себя его красоту.

Автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения.

Придание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

«Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.

«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви!» – ответил Эзоп.

Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

«Но почему!», - воскликнул Крез.

«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета!» – ответил мудрец.

Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает, как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Эта мудрость нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.

Упражнение 2. «Комплимент»

Вспомним слова Б. Окуджавы

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты!

Сегодня будем учиться говорить друг другу комплименты, создавать положительный эмоциональный настрой собеседнику. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

- Алена, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

3. Практический блок

Тест «Приятно ли с вами общаться?»

Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Этот тест предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приятны в общении.

1. Вы любите больше слушать, чем говорить?

2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

4. Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли показывать это собеседнику?

6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?

7. У вас есть собственное мнение по каждому вопросу?

8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?

9. Вы любите быть центром внимания?

10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?

11. Вы хороший оратор?

Если вы ответили положительно на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете засчитать себе по одному баллу за каждый совпавший ответ. А теперь посчитаем.

1—3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам следовало бы над этим задуматься.

4—9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к вашей персоне от окружающих.

9—11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или иногда вам приходится играть, как на сцене?.

Упражнение «Зазвонил телефон»

Это упражнение поможет участникам семинара осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с окружающими и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги, карандаш.

Представьте себе ситуацию: вы находитесь дома один, и тут одновременно:

-Зазвонил телефон!

-Заплакал ребенок!

-Прорвало кран и вода вот-вот потечет на пол!

-Полил грязный дождь, а на балконе сохнет ваше белье!

-Звонок в дверь!

Опишите ваши действия последовательно: что сделаете в первую очередь, что - во-вторую и так далее.

Ответы. Этот тест - на приоритеты.

Первое в списке - это главная для Вас (по крайней мере, на данный момент) сфера жизни.

Ребенок - это семья

Вода - деньги

Телефон - работа

Дверь - друзья, знакомые

Белье - секс

Ведущий предупреждает участников о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов в ходе проведения упражнения.

Ведущий просит каждого из участников написать на листе бумаги очередность приоритетов. Когда работа будет закончена, ведущий зачитывает ответы.

Ведущий: Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово, мимику и жесты.

Упражнение «Идеальное общение»

Педагогам дается 5 минут, чтобы придумать и показать жестами следующие сигналы:

• Мне нужна помощь;

• Прекратите шуметь;

• Успокойтесь;

• Я иду на помощь;

• Приходите в гости.

Неотъемлемой частью общения в любом коллективе является умение профессионально (конструктивно) разрешать конфликтные ситуации, которые довольно часто происходят между участниками образовательного процесса: родителями, воспитанниками, коллегами.

В высказываниях мудрых людей раскрывается сущность конфликта и тех, кто провоцируют его.

Например:

• Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.

• Конфликт возникает не из-за различий, а из-за неуважения к этим различиям.

• Если у человека есть конфликт с самим собой, он обязательно вступит в конфликт с окружающими.

• Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда.

Простые секреты бесконфликтности:

Включите «душевное зрение».

Понаблюдайте за своим собеседником, подумайте, какие его слова раздражают Вас и постарайтесь не обращать на них внимания, а какие слова разряжают напряжённость, прислушивайтесь к словам, которые приближают вас друг к другу.

Создайте тёплую атмосферу.

Первое и основное правило: «Самый главный человек на свете — тот, кто перед тобой». Принимайте его таким, каков он есть. Постарайтесь, чтобы собеседник Вам понравился. Дарите ему знаки симпатии и уважения

Ищите то, что вас сближает.

Стиль, манера общения – чем больше будет у Вас в этом сходства с собеседником, тем лучше. Мнения, ценности, установки – чем меньше обнаружится у вас в этом разногласий, тем лучше. Не надо противоречить по любому поводу. Приучите себя находить в собеседнике то, что может вас сблизить.

Настройтесь на волну собеседника.

Вы должны постараться понять и разделить переживания собеседника. Почувствуйте то, что его волнует. Не нагнетайте напряжённость. Если же его эмоции и установки для Вас неприемлемы, попробуйте настроить собеседника на нужную Вам волну. Например, он грустит, и вы погрустите вместе с ним, а затем мягко подтолкните его к другому настроению.

Никогда не обвиняйте собеседника.

В разговоре задавайте нужный тон – корректный и уважительный. Избегайте в разговоре крайностей, обвинений и оскорблений. Не отвечайте грубо.

Без нужды не задевайте.

Стройте общение на равных, а не в позиции сверху. Не задевайте того, что человеку дорого. Лучше обойтись без отрицательных оценочных суждений.

Не спорьте.

Иметь своё мнение и не соглашаться – ваше право, а стремление всегда возражать и спорить – признак невоспитанности. Никогда не спорьте по мелочам и не спорьте с тем, кому важнее поспорить, а не разобраться.

О категоричности.

Возражая собеседнику, научитесь обходиться без резкости и категоричности, не давайте отрицательных оценок его мнению.

Рефлексия.

Итог нашей встречи: Общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов, коммуникационное взаимодействие людей, когда происходит обмен разного рода информацией. Предлагаю вашему вниманию прослушать историю «Страшный сон».

«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих

родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание.

Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему тоже самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, что сказать, но и от того, как сказать»

Упражнение «Чему я научилась»

Цель: рефлексия

Задание: дописать неоконченные предложения

- Я научилась….

- Я узнала, что….

- Я была удивлена тем, что….

- Мне понравилось…

- Я была разочарована тем, что….

- самым важным для меня было….

Завершение. Обсуждение по кругу:

- чему научилась сегодня…

- что буду использовать в своей работе …

Всем спасибо за активное участие!

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №31»

Семинар - практикум

«Профессиональная коммуникация педагогов. Учимся видеть проблемы»

Подготовила: старший воспитатель Аксенова И. С.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет) Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен.

Консультация для родителей и педагогов «Как научить ребенка видеть проблему?» Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. «Посмотрите на мир чужими.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная коммуникация педагогов. Учимся видеть проблемы»
Опубликовано: 26 октября 2021 в 07:20
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная коммуникация педагогов. Учимся видеть проблемы»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Аксенова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД