Папки-передвижки

Развивающая среда в центрах активности для развития детей дошкольного возраста

Елена Михайловна Крыжукова
Развивающая среда в центрах активности для развития детей дошкольного возраста

Аннотация: в статье автором приводится практический пример из

опыта работы по образовательной программе, разработанной на основе

программы «Сообщество», приводится подробное описание деятельности

основных центров, действующих в помещении группы детского сада.

Наш детский сад работает по образовательной программе, разработанной

на основе программы «Сообщество». Обстановка в группе программы

создаётся таким образом, чтобы предоставить ребёнку возможность

самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько

Публикация «Развивающая среда в центрах активности для развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

центров, в каждомиз которых содержится достаточное количество материалов

для исследования и игры. Основные центры это :

Искусство;

Строительство;

Кулинария;

Литература;

Манипулятивный центр;

Наука;

Книжный;

Семейка.

Центр искусства стимулирует детей к опробованию и реализации

творческих способностей, даёт возможность получить удовольствие от

знакомства с новыми материалами, обогащает их тактильные ощущения.

Здесь я использую такие принадлежности, как краски, бумага, ножницы,

мелки, карандаши, лоскуты ткани и всевозможные обрезки для вырезания и

наклеивания. Добавляю природный материал – дерево, листья, разные зёрна,семена. Занятия в этом центре направлены на развитие творческих

способностей, вербального и невербального общения, общей и тонкой

моторики, интеллектуальных способностей. Этот центр даёт детям ощущение

радости, волнения и удовлетворённости. Он выполняет разные функции,

однако, прежде всего, питает креативность, любознательность, воображение и

инициативу детей.

Центр искусства очень популярен у детей. Они пробуют разные средства,

рисуют на мольбертах,занимаются пальцевой живописью. Пользуются глиной,

мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и

материалов. Важно помнить, что самое важное – это процесс исследавания.

В нашем центре строительства находятся строительные элементы разных

размеров и форм, чтобы дети могли конструировать из них как фантастические,

так и реалистические сооружения: дома, целые города, фермы и зоопарки.

Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает

развивать математические способности, приобретать социальные навыки, даёт

опыт решения проблем. Здесь проявляется творческий подход, и дети учатся

концентрироваться на выполняемой работе. В этот центр я добавляю

множество различных предметов по желанию детей : машинки, грузовики,

фигурки людей и животных, самолёты, кусочки тканей.

Центр кулинарии предоставляет нашим детям возможности исследовать

свойства некоторых материалов, попробовать новые блюда, в том числе

приготовленные ими самими, познакомиться с новыми математическими

понятиями, например, понятием измерения. Совместные занятия кулинарией

создают возможности пообщаться, научиться делиться с другими, работать в

паре. Много важных понятии осваивается в этом центре. Мы рассуждаем с

детьми о цвете, количестве, формах, о питании, о естествознание. Кулинария

даёт детям живой жизненный опыт.

Занимаясь кулинарией, дети узнают много нового о других людях и

странах. Знакомятся с любимым местным блюдом, например, с пельменями, с

чак– чаком. Используя книги и рассказы, мы выясняем, что пельмени делают во всём мире и что они имеют различные названия и несколько различаются по

составу и внешнему виду.

Всевозможные эксперименты с разнообразными пищевыми продуктами

помогают детям приобретать устойчивые пищевые пристрастия.

В группе дети готовят лёгкие закуски, блюда для завтрака или полдника

или же специальные блюда для торжественных событий. Рецепты, которые

готовятся для детей, мы используем, начиная с простых, содержащих только

два или три компонента. Постепенно переходя к сложным с множеством

компонентов, требующим более развитых умений.

Приготовление пищи – это деятельность, которая способствует обучению

и развитию во всех аспектах.

Наш книжный уголок выглядит гостеприимным, уютным; есть диван,

стульчики, подушки. Книги привлекательно расставлены на полках.

Набор книг соответствует спектру уровней детей в плане чтения; от

книжек, где одни картинки, до более трудных. Здесь есть книжки–картинки,

рассказы, справочники, поэзия, книжки – раскладушки, сказки, биографии,

волшебные сказки, развлекательные издания, различные энциклопедии.

Трудности книг определяются возрастом и интересами детей.

Центр литературы я разнообразила книгами и принадлежностями для

слушания музыки и письма. Это тихий уголок, где дети смотрят книги, читают

друг другу, где я или родитель читаем детям вслух.

Литература – важная составляющая учебного дня в нашей программе.

Дети сами делают книжки – самоделки, придумывают и разыгрывают

сюжеты, слушают рассказы, отгадывают загадки. Так же обыгрывают, какие–

либо понравившиеся отрывки сказок или рассказов.

Назначение литературного центра – помочь ребёнку видеть в себе автора.

Авторство позволяет ребёнку «официально презентировать» «изданную» им

книгу перед тем, как она займёт своё место в библиотеке.

Обсуждая, вопросы и комментарии детей помогают «авторам» осознать,

что они пишут для читателей и имеют свой собственный голос и точку зрения.

В центре манипулятивных игр у нас есть материал, который дети собирают

и разбирают, это различные головоломки и конструкторы. Эти материалы

предполагают, чтобы из них было что – то сделано, собрано,и требуют от детей

использования координации рук и глазомера. Такие занятия развивают и

интеллектуальные способности, тонкую моторику, и координацию. Дети

делятся материалами, договариваются и решают проблемы, что приводит к

развитию социальных навыков. Наборы для конструирования, состоящие из

отдельных частей и целостных узлов, дают бесценный опыт использования

всех математических понятий. Предметы предусматривают систематический,

контрольный опыт счёта, упорядочивание вычисления и сравнения.

Центр естествознания, очень любим нашими детьми. В нём дети

увлекаются природными явлениями и найденными на улице предметами. Для

этого в группе отведено специальное место для демонстрации и исследования

этих маленьких «сокровищ». Этот центр постоянно меняет своё лицо по мере

того, как меняются интересы детей, сменяют друг друга времена года и

тематические разделы программы. В результате на практике дети знакомятся с

такими объектами физики, как магниты, вода, земное притяжение.

Дети постигают основы естественных наук, изучают окружающую среду

во – время прогулки, наблюдая за растениями, деревьями и животными. Я, как

воспитатель стараюсь направлять этот процесс и оказывать необходимую

поддержку детям. У нас есть своя коллекция ракушек, – которых собирают

сами дети, привозя их из разных уголков земного шара.

Центр сюжетно – ролевых игр – это спонтанная самодеятельная

активность, в ходе которой ребёнок опробует, проясняет и расширяет знания о

мире и о себе. В ролевой игре дети спонтанно изобретают, проигрывают и

инрерпретируют знакомые ситуации и темы для самих себя. Сюжетно – ролевая

игра почти всегда предполагает участие нескольких детей, поэтому она

является важнейшим фактором социального развития ребёнка.

Дети приносят в игру то, что они знают о жизни: свои знания и

заблуждения, свои пожелания и страхи, а порой болезненные воспоминания. Игра отражает понимание детей о социальных ролях и взаимоотношениях.

В ролевой игре наши дети могут переодеться и стать теми, кем захотят. А в

этом им помогут атрибуты, приготовленные своими руками или руками

родителей. В игре дети проигрывают жизненный опыт, отбирая и организуя

роли и события в соответствии со стремлением сохранить эмоциональное

благополучие. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и

слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности лидировать и

убеждать или же подчиняться. Всё это способствует развитию самосознания.

Дети используют материалы из разных центров. Например, дети могут

забрать фигурки зверей со стола настольных игр в центр строительства, если не

построили там зоопарк. Мы заменяем материалы по мере того, как дети

развиваются, приобретают знания, а их интересы меняются. Дополнительные

виды деятельности вводятся мной по очереди или дополнительно к основным

центрам. Это занятия, связанные с текущей темой или особым событием.

Нам, очень нравиться работать по этой программе, так как у детей есть

право выбора, разнообразная деятельность в центрах по своему желанию и

много разнообразного, интересного, доступного материала.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возрастаНестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста изготовленное в сотрудничестве.

Предметно-развивающая среда по физическому развитию детей дошкольного возраста с учетом ФГОС до — презентация В апреле 2017 года при подготовке к педагогическому совету по физическому воспитанию, мною был проведен мониторинг предметно-пространственной.

Предметно-развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПредметно-развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий.

Развивающая предметно-пространственная среда. Центр двигательной активностиРазвивающая предметно-пространственная среда. Центр двигательной активности Развивающая предметно-пространственная среда - уголок двигательной активности. Здоровье - это один из главных источников радости и счастья.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач ДОУ. С помощью ИЗО деятельности малыш может познакомиться с народными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая среда в центрах активности для развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 августа 2023 в 08:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая среда в центрах активности для развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Михайловна Крыжукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД