Папки-передвижки

Система работы с детьми группы риска

Наталья Соколова
Система работы с детьми группы риска

Система работы с детьми группы риска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Челночок»

города Балашова Саратовской области»

Проект

«Система работы с детьми группы риска и СОП»

подготовили: социальный педагог Соколова Н. А.

педагог-психолог Преслицкая К. Р.

г. Балашов 2020 г.

Актуальность.

Публикация «Система работы с детьми группы риска» размещена в разделах

Защита ребёнка, забота о его жизни, развитии, воспитании и образовании, сегодня стала общечеловеческой, планетарной. Об этом свидетельствует ряд международных документов по правам ребё нка: «Декларация прав ребёнка», «Конвенция о правах ребёнка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей».

Государственная политика России по обеспечению социальной поддержки детства, нашедшая отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015–2025)», одобренной Правительством РФ в мае 2015 года, способствует развитию деятельности, направленной на достижение благополучия детей.

Несмотря на предпринимаемые государством меры, проблемы воспитания детей и профилактики неблагополучия детей остаются актуальными. Особенно важно защитить ребенка – дошкольника, который является самым беззащитным…

М. А. Галагузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации:

1. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социально педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

2. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости характера проблем педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

4. Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа педагогов с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

Педагоги детских садов вынуждены работать со всеми типами семей в силу того, что на них лежит ответственность за воспитание всех детей, из какой бы семьи они не происходили. Наиболее перспективными в плане профилактики являются семьи группы риска, так как они еще не переместились в группу асоциальных.

Семья «группы риска» - разновидность семьи, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Цель проекта: Создание условий для профилактики и ликвидации детского неблагополучия на основе раннего выявления семей группы риска и организации работы по преодолению семейного неблагополучия.

Задачи: Раннее выявление неблагополучных семей в ДОУ и оказание помощи семье в организации правильного воспитания детей с привлечением к работе самих родителей.

Новизна проекта заключается в привлечении семей группы риска к решению актуальных задач правового воспитания детей и развития правовой культуры родителей, помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной и социально опасной ситуации. Таким образом, при построении системной работы с семьёй, например, родительская некомпетентность становится не предметом осуждения, а мишенью работы. То есть родители также становятся сотрудниками и, наравне со специалистами, реабилитируют свои семьи.

Гипотеза: Дети, воспитывающиеся в «неблагополучных семьях», нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов, психолога, воспитателя, медсестры, родительского комитета. Эти люди, чаще всего, стремятся такую помощь оказать. Однако не секрет, что в первую очередь ребенок нуждается в восстановлении отношений с собственными родителями, в их поддержке, любви, защите.

Детский сад не способен решить глобальные проблемы, созданные неблагоприятной социально – экономической ситуацией в регионе, но может вовремя выявить семьи группы риска, неблагополучие ребенка, помочь родителям и детям стать ближе, понять друг друга, а когда это невозможно, защитить ребенка от жестокого обращения, оградить его от негативного влияния. Подчас члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. Поэтому первым и необходимым этапом работы является развитие надежды, формирование мотивации на активные действия для эффективного изменения ситуации

В любом случае эта работа должна послужить профилактике неблагополучия детей, улучшению ситуации в отдельных семьях, что уже не мало. Это будет особенно эффективно, если к активной работе привлечь самих родителей из неблагополучной семьи и семьи группы риска.

Объект исследования: Семьи группы риска.

Предмет: Работа детского сада в интересах семьи и детей, раннее выявление семейного неблагополучия, организация социально-воспитательной работы с детьми и семьями через правовое просвещение, совместную деятельность детей и родителей составляет в данном проекте предмет изучения и преобразований.

Исследование планируется провести по следующим направлениям:

выявление семей группы риска;

изучение опыта воспитательной работы с детьми и семьями группы риска в детском саду, в других ДОУ;

подбор форм и методов работы с семьями группы риска и их детьми в детском саду;

обобщение собственного опыта работы с детьми и семьями группы риска;

проведение серии «круглых столов» с родителями и педагогами по теме проекта с целью обсуждения целей и задач проекта, возможностей и способов его реализации, определения перспектив, подведения итогов;

подготовка методических рекомендаций по работе с детьми и семьями группы риска в детском саду;

создание условий для успешной деятельности родительского клуба по работе с семьями группы риска.

Критерии результативности реализации проекта:

Выявлены семьи группы риска, классифицированы по основанию;

определены содержание, формы и методы, работы с детьми и семьями (коллективные, групповые, индивидуальные);

обобщен опыт работы с детьми и семьями группы риска;

родители – активные участники проекта и организаторы отдельных мероприятий.

обоснованы условия использования опыта работы с детьми и семьями в детском саду;

подготовлены методические рекомендации по работе с детьми и семьями группы риска в детском саду по итогам выполнения проекта.

Аудитория проекта

• Педагоги МДОУ детский сад «Челночок»;

• Воспитанники МДОУ детский сад «Челночок» : средняя группа, группа ЗПР;

• Родители воспитанников;

• Семьи группы риска, неблагополучные семьи;

• Привлеченные специалисты –социальный педагог, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних.

Формы работы с детьми :

Диагностика;

Ситуационная игра;

Чтение художественной литературы;

Свободное общение;

Совместные с родителями мероприятия;

Рассматривание фото и иллюстративного материала;

Дидактические игры;

Конкурсы;

Выставка;

Мониторинг участия каждого ребенка в мероприятиях (создание ситуации успеха).

Формы работы с родителями :

Родительское собрание;

Анкетирование родителей;

Беседы с родителями;

Индивидуальные консультации со специалистами;

Психологические тренинги

Совместные с детьми мероприятия

Консультации с целью эффективного участия родителей в совместных делах;

Организация выставок;

Формы работы с привлеченными специалистами:

Обмен опытом;

Консультации;

Планирование и анализ деятельности.

Сроки реализации проекта: 01.09.2019 -31.05.2020

Этапы реализации проекта

Этапы проекта Содержание этапа Ожидаемые результаты и критерии качества реализации проекта.

Подготовительный этап

-Входной мониторинг по выявлению проблем воспитания в семьях дошкольников и семей группы риска

-Изучение опыта работы дошкольных учреждений по работе с семьями группы риска.

-Анализ социального паспорта семей, дети которых посещают детский сад.

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта

– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.); Выявлены дети, находящиеся в группе риска.

Выявлены семьи группы риска.

- анализ работы детского сада с неблагополучными семьями и семьями группы риска

Разработка исследовательского проекта Создан проект.

Разработаны направления работы в области защиты и поддержки детей и семей группы риска.

Основной этап

Для педагогов:

- Организация индивидуальных консультаций психолога с родителями (возможные пути выхода из проблемной ситуации);

-мониторинг Разработаны перспективные планы работы.

Для родителей:

- Знакомство родителей с основными направлениями

Для детей:

– ознакомление детей с художественной литературой

проведение бесед;

беседы по правовому воспитанию;

_ коррекционная работа с детьми группы риска;

-мониторинг и корректировка проекта.

Создан алгоритм сопровождения семей «группы риска»

Родители знают основные направления Конвенции прав ребёнка.

Оформлена информационная папка с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей.

Организованна выставка рисунков “Семья – глазами ребёнка”.

Разработаны дидактические и развивающие игры для коррекционной работы.

Заключительный этап

-Мониторинг,

– анализ результатов проекта,

.

Разработаны методические рекомендации по правам ребёнка

Разработан план работы с неблагополучными семьями

Риски и способы их преодоления

Возможные риски Способы их преодоления

Недостаточная компетентность педагогов Проведение консультаций

Невысокая степень мотивации родителей Использование современных методов работы с семьями воспитанников. Индивидуальная работа с родителями.

Недостаточная информированность родителей о правах ребёнка и об ответственности за воспитание детей Повышение уровня правового сознания у родителей на основе продуктивных игр. Привлечение благополучных семей к работе с семьями группы риска.

Продукт проекта:

• Выставка творческих работ детей;

• Методические рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с их правами;

• Методические рекомендации работы с детьми и семьями группы риска в детском саду;

• Обобщен опыт работы с детьми и семьями группы риска;

Формы и методы мониторинга

1. Анкетирование;

2. Отзывы родителей;

4 .Отзывы педагогов;

5. Деятельностные игры;

6. Собеседование;

7. Викторины, конкурсы.

Некоторые методические рекомендации по работе с семьями группы риска.

1) Важно вовлекать членов подобных семей (дети, родители, члены других семей) в совместные эмоционально насыщенные игры, которые делают позиции общения в семье более равными, отношения более заботливыми, а поведение за пределами семьи более смелым и предприимчивым.

2) Следует предложить проиграть соответствующие ситуации психологического давления, и научить членов семьи разумно, словами, в социально приемлемой форме отказываться от того, что им не выгодно и не входит в их планы, отстаивать свои права. Каждая семья «группы риска» имеет в памяти своих членов груз информации о несправедливостях и обидах. Эта информация часто вытесняется, при этом люди не способны отстаивать свои права, поступать по-своему в значимых ситуациях. Полученные обиды и неспособность справиться с соответствующими проблемами ухудшают эмоциональный фон взаимоотношений в семьях. Такие игры создают радостное настроение. Важно добиться состояния веселья, радости от совместной деятельности.

3) Не зря Л. Толстой написал, что каждая несчастная семья несчастлива по-своему. У каждой семьи группы риска свои обстоятельства, свой опыт отношений, сложившиеся стереотипы общения. И, обязательно, почти в каждой такой семье есть то хорошее, чем можно поделиться с другими. Воспитатели и педагоги должны выявить такой опыт и привлечь родителей к активной работе для помощи друг другу. При этом повышается их самооценка, возрастает ответственность за себя и своих детей, возникает стремление повторить ситуацию успеха, почувствовать свою значимость. Постепенно родители втягиваются в процесс самореабилитации. Конечно, родителям потребуется консультирование специалистов, помощь в организации дел. Грамотный педагог, психолог, социальный работник выстроит процесс помощи так, чтобы одновременно с детьми организовать и воспитание родителей.

4) Организация совместной работы с родителями необходима для развития у них мотивации ответственного отношения к ребенку, а у детей формирования чувства ответственного отношения к своим родным и близким, к тому, что его окружает.

Все субъекты воспитания в процессе взаимодействия становятся целостной, единой системой, оказывающей влияние на личность.

Подготовительный этап.

Деятельность педагога по подготовке проекта:

1. Создание творческой группы;

2. Разработка проекта;

3. Подбор информации для работы с детьми и их родителями;

4. Подготовка дидактических игр по правам ребё нка:

5. Выступление на методическом объединении.

Основной этап.

Совместный план работы педагогов ДОУ

СРОКИ ФОРМА ТЕМА Ответственные

Сентябрь Мониторинг Выявление семей группы риска,

Выявление детей с проблемами в социально-эмоциональном развитии. Социальный педагог, педагог-психолог

Октябрь Консультация для педагогов и родителей «Конвенция о правах ребенка».

Ознакомление работников МДОУ с основными положениями Конвенции Социальный педагог

Ноябрь Консультация для педагогов

Выставка рисунков детей Нормативно-законодательные акты Российской Федерации.

"Мы тоже имеем право"

Социальный педагог

Декабрь Консультация для педагогов и родителей

Соблюдение прав ребенка в МДОУ. Анализ деятельности педагогическо-го коллектива.

Социальный педагог

Январь Консультация для педагогов Как помочь ребенку утвердить свое «Я».

Педагог-психолог

Февраль Консультация для родителей

Раздача

памяток для родителей Дети–наше будущее. Проблема здоровья детей в МДОУ.

«Наказывая, подумай!» Социальный педагог

Март Создание информационно

го стенда Социальные учреждения защиты прав детства г. Балашова

Социальный педагог, педагог-психолог

Апрель Совместное мероприятие с родителями и детьми «Право на отдых и досуг…»Раскрыть роль семейных праздников, традиций в личностном развитии ребенка Социальный педагог, педагог-психолог

Май Мониторинг Итоговый Социальный педагог, педагог-психолог

Сентябрь-май Ежемесячное посещение семей. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, особенностями поведения ребенка в семье. Социальный педагог

Заключительный этап.

• Мониторинг реализации проекта;

• Опрос родителей и детей «Ваши впечатления от совместной работы»;

• Вручение благодарственных писем семьям - участникам ;

• Создан пакет дидактических игр по изучению прав ребёнка;

• Организованы индивидуальные консультации педагогов и специалистов;

Создание проекта “Защита и поддержка детей и семей группы риска”, способствует

эффективному формированию знаний о правах и обязанностях, обеспечению единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, процесса образования,

в процессе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Результат проекта:

1. Повысили уровень правовой культуры у педагогов и у родителей;

2. Определены содержание, формы и методы, работы детского сада в интересах семьи и детей;

3. Обобщен опыт работы с детьми и семьями группы риска;

4. Подготовлены методические рекомендации работы с детьми и семьями группы риска.

В нашем детском саду накапливается положительный опыт по защите прав и поддержке детей и семей группы риска. Для дальнейшего развития проекта запланирована такая форма работы с родителями как Родительский клуб «Мы Вместе».

Список литературы.

1. Голицына Н. С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

2. Доронова Т. Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М. : Просвещение, 2006.

3. Жукова Р. А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. - Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».

4. Зеленова Н. Г. ,Осипова Л. Е. Я –ребенок, и я имею право. -М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с

5. Имя вашего ребенка. – СПб. ; ООО «Виктория плюс», 2007

6. Калинина Л. В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С. 39 – 45.

7. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ - М. :ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ).

8. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ, - М. : АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).

9. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М. : РИОР, 2007

10. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М. : Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).

11. МячинаЛ. К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

12. Соловьева Е. В., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)

13. Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)

14. Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)

15. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

16. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми).

17. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей 3-6 лет). – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Система работы педагогов над темами самообразования Система работы педагогов над темами самообразованияОдним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации.

Система работы по ОО «Познавательное развитие» через нетрадиционное рисование Система работы по ОО «Познавательное развитие» через нетрадиционное рисование на учебный год для воспитанников 2 младшей группы. Система.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Система работы воспитателя по составлению календарного плана Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня мы познакомим вас с тем, как воспитатели нашего детского сада «Улыбка» пишут календарный план: на примере.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Система работы с детьми группы риска
Опубликовано: 20 сентября 2020 в 16:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы с детьми группы риска» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Соколова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД