МААМ-картинки

Сущность и содержание профессиональной деятельности социального педагога с детьми по развитию творческих способностей

Сазанова Евгения Борисовна
Сущность и содержание профессиональной деятельности социального педагога с детьми по развитию творческих способностей

На современном этапе развития социальной педагогики в области терапии делает только первые шаги в своем становлении. Поэтому социальному педагогу необходимо взять все самое лучшее из технологических наработок и практического опыта различных социальных и медицинских служб, где применяется терапия как метод улучшения внутреннего и социального самочувствия человека.

Публикация «Сущность и содержание профессиональной деятельности социального педагога с детьми по развитию творческих способностей» размещена в разделах

Сущность и содержание социально-педагогического подхода в науке и практике. Излагается современное понимание сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке. Значительное место уделяется рассмотрению специфики социально-педагогической деятельности, ее структуры, направлений, подвидов и форм как основных инструментов реализации идей социальной педагогики в сфере науки и реальной практики.

Социально-педагогический подход в педагогической науке

Подход – это ориентация руководителя, специалиста образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, принципов, идей и способов педагогической деятельности. Это также комплексное педагогическое средство, которое включает в себя: основные понятия современной практики; принципы деятельности, приемы; методы построения образовательной деятельности.

В таком контексте социально-педагогический подход предполагает реализацию педагогического процесса (обучения и воспитания) при опоре на социум и его воспитательный потенциал через установление взаимодействия с социальными институтами, включение воспитанников в социально значимую деятельность и в социальные отношения, формирование социальных потребностей и развитие социальных способностей личности. Естественно, что данный подход требует использования возможностей семьи и других социальных институтов (различные образовательно-воспитательные структуры, общественные организации, учреждения социальной защиты населения, благотворительные фонды, церковь и т. д., микросреды личности и социума в целом. Он обеспечивает заботу о правах человека, развитие его интересов и возможностей, защиту духовности, дает возможность организовывать механизмы педагогически компетентного вмешательства в различные личностно-средовые ситуации с целью их разрешения и защиты ребенка. Такая деятельность – это целенаправленная, научно обоснованная, педагогически организованная система построения отношений человека с окружающей социальной средой, с ее многофакторным воздействием на личность; как следствие, она включает в себя анализ вопросов, характеризующих «личность в среде», «личность в социуме»,

«личность в системе социальных отношений», «личность в структуре социальной деятельности.

В последнее время все больше семей и воспитывающиеся в них дети испытывают на себе непосредственное воздействие ряда различных неблагоприятных обстоятельств через окружающую социальную среду как опосредованно, так и напрямую. Поэтому социальному педагогу все чаще приходится применять различные виды и методы социально-педагогической терапии, соответствующие определенным возрастным, профессиональным и личностным особенностям людей. Социальный педагог в своей практической деятельности может использовать различные формы, методы и приемы психотерапии.

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия всегда зависит от особенностей личности и характера нарушений клиента, так и от мастерства и профессионализма социального педагога.

Понятие «терапия» в переводе с греческого означает «забота, уход, лечение». «Психотерапия «представляет собой заботу о душевном равновесии человека, его настроении, чувствах, переживаниях. Это смежная область психологи и медицины, когда помощь человеку осуществляется посредством воздействия на его психику.

Раскрывая суть психотерапевтической направленности деятельности, Д. А. Белухин отмечает: «Суть психотерапевтической деятельности заключается в оказании вербального (словесного) и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека».

В основе психотерапевтического воздействия лежит процедура социальной помощи, оказание клиенту поддержки со стороны окружения, ликвидация негативных последствий взаимоотношений. Психотерапия может быть рассмотрена как определенная форма вмешательства (интервенция) в мир клиента, влияющая на психические и соматические функции организма, как инструмент социального контроля, как средство коммуникации.

Объектом психотерапии могут быть не только сам клиент с его проблемами и его самые близкие люди, но и работа, жилье, соседи, друзья, знакомые и т. д.

Психотерапевты выделяют клиническую психотерапию, к основным методам которой относятся – гипноз, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, рациональная терапия, и личностно-ориентированную психотерапию, задачей которой считается оказание содействия человеку в изменении его отношения к социальному окружению и явлениям, факторам, к людям, к самому себе. В этом случае психотерапевт помогает человеку не только изменить отношение к происшедшему, но и начать вырабатывать конструктивное восприятие жизненных обстоятельств, к самому себе в окружающей действительности.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о том, что психотерапевтическое воздействие социального педагога на ребенка – это содействие благоприятному состоянию ребенка, которое может быть реализовано непосредственно (в процессе беседы с ребенком, личностно-опосредованным (через друга, подругу, предметно-опосредованным (через книгу, игрушку).

В результате психотерапевтического взаимодействия меняется отношение и поведение ребенка к себе и своему поведению (состояние – отношение – поведение, ребенок учится понимать и принимать себя, заботиться о себе, строить свой мир и отношения с окружающими на основе свободного выбора.

Целью психотерапевтического взаимодействия может быть решение каких-либо эмоциональных проблем, обмен информацией, развитие социальных навыков, изменение ценностных ориентаций, направление асоциальных ориентаций в конструктивное русло.

В настоящее время существует множество направлений, методик, техник и технологий психотерапии.

Классическая психотерапия предполагает использование приемов суггестивной (основанной на внушении и повелительном воздействии, психотерапии, рациональной психотерапии (предполагает беседы с клиентом о его субъективных трудностях и путях их преодоления, аналитической психотерапии (основанной на принципах «фрейдизма» и «глубинной психологии»).

В своей деятельности социальный педагог может использовать как «внимающий», так и «влияющий» стиль психотерапевтического консультирования. Для «внимающего» консультирования характерны следующие приемы:

1. закрытые вопросы (предполагает короткие и односложные ответы «да», «нет». Позволяет собрать информацию и прояснить суть проблемы;

2. открытые вопросы (Вопросы начинаются со слов «Что.», «Каким образом…», «Для чего…», «Зачем…», «Почему…» - предполагают пространные ответы. Они как бы подталкивают клиента к рефлексии, обеспечивают возникновение некой дискуссии между клиентом и консультантом);

3. концентрация на чувствах (прояснение эмоционального фона, подчеркивание эмоций, открыто или скрыто присутствовавших в последних высказываниях клиента. При этом внимание клиента концентрируется на чувствах, что повышает эмоциональную насыщенность беседы);

4. обобщение (краткое повторение сути высказываний клиента за время консультации. Итоговое прояснение сути, обобщение, которое помогает заметить прогресс, достигнутый в процессе консультации.

Для «влияющего» стиля консультирования характерно использование следующих приемов:

указание (прием инструктивного характера. Просьба к клиенту совершить конкретные мысленные или реальные действия);

информативное сообщение (консультант дает советы клиенту, излагает свое мнение по определенным вопросам, сообщает свои выводы, поддерживает общение);

выражение собственных чувств (консультант делится своими чувствами, эмоциями, состоянием. Этот прием помогает клиенту раскрыться и ответить тем же);

влиятельное обобщение (сообщение консультанта клиенту своих выводов на основании анализа последнего этапа беседы. Этот прием позволяет свести воедино разрозненные мысли клиента, структурировать его сознание, подтолкнуть к рефлексии);

интерпретация (разъяснение, истолкование мыслей и поведения клиента на основе определенной теории. Консультант описывает проблему клиента в терминах теории и объясняет причинные связи.

Клиент получает возможность по-иному увидеть свою проблему, то есть изменить ракурс видения, что может стимулировать поиск позитивного решения. Социальный педагог, используя в своей работе психотерапевтические методы, должен опираться на знания психологии, психиатрии, психотерапии. Этот междисциплинарный характер методов воздействия на клиентов обуславливает сложность технологии социальной терапии. Терапевтический успех в социально-педагогической работе зависит от умения расположить к себе подопечного, доброжелательности, искреннего сочувствия и сопереживания. Любой из методов терапевтического воздействия включает два компонента: интеллектуальный, связанный с информационным воздействием слова, и эмоциональный – выражение лица, тембр и интонация голоса, характер и особенности жестов социального педагога. Социальный педагог должен быть для клиента авторитетом, образцом поведения, экспертом и эмоционально близким человеком через «связь», возникающую в рамках терапевтического процесса.

Социально-педагогическая терапия может быть организована через групповую и индивидуальную формы работы, каждая из которых предполагает определенную технологию построения взаимодействия между социальным педагогом и клиентом.

Индивидуальная терапия применяется к тем клиентам, решение проблем которых требует конфиденциальности (изнасилование, семейные неурядицы и т. п., кто не хочет участвовать в коллективной терапии или нуждается в решении таких сложных морально-этических проблем. В таких случаях, необходимо стремиться к тому, чтобы по минимуму оказывать давление на клиента, обсуждать вопросы, не травмируя его.

В некоторых случаях также возможно приглашение родителей, членов семьи, родственников. Обычно после 2-3 сеансов индивидуальной терапии клиент переводится на коллективную терапию, которая более действенна, что нередко отмечают сами подопечные.

Групповая психотерапия основана на знании законов межличностного влияния в малой группе, которая создается путем специального отбора. Психотерапевт объясняет членам группы сущность их отклоняющегося поведения, обоснованно прогнозирует возможность и сроки коррекции, обучает релаксации, аутогенной тренировке, организует тренинг общения.

Для формирования и активизации групповых процессов в решении социально-педагогических проблем большое значение имеют различные психотерапевтические процедуры. Это могут быть такие групповые упражнения как (релаксация, пантомимические сцены, участие в «конструктивном» споре, разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций, использование гештальт терапии и т. д.). Участие в процедурах подобного типа позволяет членам группы одновременно выступать в ролях активного участника и наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального переживания, проведения интеллектуального анализа, тренировки определенных типов поведения.

Групповая терапия во взаимодействии с индивидуальной обогащает и дополняет терапевтическое воздействие, позволяет клиенту взглянуть на себя глазами группы, скорректировать поведение, углубить и тщательно разработать эффективную программу индивидуальной терапии.

Социальный педагог применяет в своей деятельности различные терапевтические методы и методики, которые являются наиболее общими для всей психосоциальной работы.

К ним принято относить следующие:

Игротерапия –это психотерапевтический метод использования разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки. Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Создаются более благополучные условия для личностного роста ребенка, изменяется отношение к своему «Я», повышается уровень самопринятия, так как ограничен перенос своих эмоциональных переживаний, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний. В социально-педагогической работе можно использовать свободную игру и директивную, управляемую психологом. В свободной игре, предлагая детям разного вида игровой материал, психолог провоцирует регрессивный, реалистический и агрессивный виды игр. Регрессивная игра подразумевает возврат к менее зрелым формам поведения, например, ребенок превращается в совсем маленького, просит взять на руки, сюсюкает, ползает, берет соску и т. д. Реалистическая игра зависит от объективной ситуации, в которой оказывается ребенок, а не от его потребностей и желаний. Например, ребенок хочет играть в то, что он видел дома: обыск, пьянку, драку, насилие, а ему предлагают игры, сюжеты которых отражают совершенно другие события: посещение цирка, театра, празднование дня рождения и т. д. Отправными точками в агрессивной игре могут быть игры в войну, наводнение, насилие, убийство. В играх дети часто возвращаются к испытанным стрессовым ситуациям, к которым будут еще долго возвращаться своей памятью, пока не успокоятся, станут меньше тревожиться, и только тогда можно переносить их переживания на другой уровень или объект, чтобы они узнали об адекватном поведении.

Для организации игр можно использовать неструктурированный игровой материал (воду, песок, глину, пластилин, который способствует развитию сублимации. С помощью этого материала ребенок получает возможность косвенно выражать свои желания. Подобные игры лучше проводить в директивной форме. Музыкотерапия предполагает использование в работе с детьми музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Следует отметить, что для социального педагога желательно владеть игрой на нескольких музыкальных инструментах (барабане, аккордеоне, дудке, металлофоне, пианино, скрипке). Применяя музыкотерапию, рекомендуется подобрать для слушания произведения классической музыки (Бах, Лист, Шопен, Рахманинов, Бетховен, Моцарт, Чайковский, Шуберт). Постепенное увеличение продолжительности звучания музыки от 3-5 мин до 1-1,5 ч. позволяет детям приучиться слушать музыку, испытывать в это время различные чувства, эмоциональное состояние внутреннего равновесия, снять напряжение. Музыку можно слушать, закрыв глаза, зажмурившись, главное – ее слышать!

Для детей, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение, можно простое слушание музыки сопроводить определенным заданием. Когда звучит спокойная музыка, рождающая приятные ощущения, ребенку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него страх, тревогу и т. д., или предложить ранжировать страшные ситуации от минимальных до самых сильных. При проявлении ярко выраженных страхов на детей воздействуют приятными, расслабляющими стимулами, например определенными произведениями классической музыки, и одновременно пугающими их объектами.

Можно сесть рядом с ребенком и вместе слушать музыку или слушать ее, обнявшись и т. д. Можно спросить, что ребенок хочет испытать, слушая музыку – радость, приятные ощущения, поднятое настроение, приятные воспоминания и т. д. Слушание классической музыки поможет ребенку поупражняться в навыках социальной компетенции : умении уважать чувства других детей, не мешать им, сопереживать вместе с ними и т. д.

Применение музыкотерапии способствует самовыражению, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния, что может быть закреплено в изобразительной деятельности детей, когда им предлагают выразить в рисунке свое впечатление от музыки, которую они слышали.

По-иному строится работа психолога, если в работе с детьми используются музыкальные инструменты. Психолог играет вместе с ребенком на музыкальном инструменте. Вначале они исполнители музыки, затем – ее сочинители, а потом играют в «оркестре». Под звуки музыкальных инструментов, на которых играют ребенок и социальный педагог, можно организовать танцы или выполнение специальных упражнений (ходьба по узкой, поднятой над полом дощечке – преодоление чувства страха, неуверенности в себе и т. п.).

Библиотерапия – метод воздействия на ребенка, его переживания, чувства посредством чтения книг. Подбираются определенные литературные произведения, в которых описаны страхи детей, переживания стрессовых ситуаций, найден выход из них. Это книги Л. Толстого, Б. Житкова, В. Осеевой, Н. Носова и т. д. Работа с такими произведениями, как «Трусиха», «Аришка-трусишка», «На льдине», «Обвал», «Честное слово», сказки «У страха глаза велики», «Мальчиш-Кибальчиш», сказки В. А. Сухомлинского, социальный педагог опирается на возрастные особенности детей – заражаемость чувствами других, сопереживание им.

Дети понимают, что страх, тревогу испытывают многие и по разным причинам. Вместе с героями литературных произведений они переживают те же состояния, но в то же время, проанализировав их действия, видят, что можно найти выход из трудной ситуации, что позволяет им расширить свою социальную компетенцию. Иногда воспитатель, когда дети ложатся спать, рассказывает им сказки в темноте. Важно учесть, что детям дошкольного возраста переживания, связанные с сильными страхами, не по силам. Для детей школьного возраста такие переживания смягчаются присутствием взрослого, который создает атмосферу защищенности.

При выборе литературных произведений, определении последовательности их прочтения, необходимо учитывать ряд особенностей: возраст детей, их количество, причины попадания в воспитательное учреждение, виды перенесенных травм, доверие детей к воспитателю, время пребывания ребенка в данном учреждении.

Логотерапия – метод разговорной терапии, который предполагает разговор с ребенком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний может вызвать положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признанию ценности личности другого человека. Ребенок не всегда проявляет самоэксплорацию, т. е. меру включенности в беседу. Если она минимальная, то на ряд вопросов ребенку предлагают ответить от имени куклы, персонажа и т. п. (Петрушка, Барби, Мальвина, Буратино, собака, тигр, лев, т. е. прибегнуть к любому образу. Данный метод предполагает появление самоконгруэнции – совпадения внешней словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к самореализации, когда ребенок делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Арт-терапия –терапия средствами искусства. С этой целью используются прикладные виды искусства. Можно рекомендовать задания на определенную тему при работе с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация на свободную тему. Или предложить детям задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Один из вариантов – непосредственное обращение к произведениям искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации. Большую пользу приносит сочетание нескольких видов работ, например, ребенку показывают репродукцию с картины художника и просят нарисовать такую же картину, не ограничивая его творчество. И, наконец, можно рекомендовать совместную работу социального педагога и ребенка с предоставлением ему самостоятельности (лепка, рисование, вязание, вышивание, шитьё и т. п.).

Драматерапия, синонимы: Арт-терапия, Театр психологический, структура направлений - театротерапия.

Куклотерапия – использование кукольной драматизации. Взрослые разыгрывают кукольный спектакль, в котором вводят конфликтные и значимые для ребенка ситуации, предлагая ему как бы со стороны оценить их. Детей, проявляющих тревогу, страх, переживших стресс, различного вида травмы, полезно привлечь к представлению с применением метода биодрамы, особенность которого в том, что все действующие лица в нем – звери. Распределив между собой роли, дети разыгрывают спектакль. Можно рекомендовать использование обмен ролями с взрослыми или другими детьми.

Моритатерапия –метод, с помощью которого ребенок ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Психолог предлагает ребенку высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т. п.). Другими словами, этот метод помогает воспитывать культуру поведения.

Гештальт-терапия применяется психологом в индивидуальной работе с ребенком, в беседах по душам, может проводиться в форме преобразования рассказа в действие, например «Незаконченные дела», «У меня есть тайна», «Мои сновидения» и т. д.

Поведенческая психотерапия –систематическое устранение страхов. С этой целью используются диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы, просмотр которых сопряжен у детей с переживанием чувства страха, и демонстрация их продолжается до тех пор, пока страх не угаснет. Социальный педагог может усилить отрицательные переживания у ребенка, добиваясь, чтобы они приобрели комический характер.

Метод свободных словесных ассоциаций. Он может использоваться как метод искусства придумывания историй. Социальный педагог предлагает детям по набору слов, между которыми налицо смысловая связь, придумывать разные истории. Например: бабушка, девочка, волк, поезд и т. д. Дети должны придумать любые истории, главное, чтобы они не повторялись.

Разновидностью данного метода является придумывание историй с использованием какого-то одного свойства предмета: рассказать, например, историю про страну, где все из стекла, из мыла, из дерева и т. п. Другой вариант метода – придумать истории про то, где все наоборот по сравнению с тем, что ребенок видит на самом деле. Например, дети в этой стране выше ростом, чем взрослые, или они живут в стране, где все можно и нет ничего того, что нельзя и т. д.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельностиРазвитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность». Совершенствование современной системы отечественного.

Фотоотчет о работе по развитию творческих способностей «Рисование пальчиками»Фотоотчет о работе по развитию творческих способностей «Рисование пальчиками» Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Формирование творческой.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Проект по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы «Пластилиновое волшебство»Проект по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы «Пластилиновое волшебство» Актуальность. Становление творческих способностей ребёнка может быть достигнуто только в случае выполнения набора условий: свобода в выборе.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность и содержание профессиональной деятельности социального педагога с детьми по развитию творческих способностей
Опубликовано: 18 января 2024 в 12:49
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сущность и содержание профессиональной деятельности социального педагога с детьми по развитию творческих способностей» (включая файлы) размещена пользователем Сазанова Евгения Борисовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД