МААМ-картинки

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста

Оксана Федорова
Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста

Формирование словаря – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения. Овладение словарем является важным условием умственного развития ребёнка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [1] образовательная область «Речевое развитие» включает в себя: обогащение активного словаря, знакомство с книжной культурой и детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы и т. д.

Публикация «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В методике развития речи имеется немало исследований, посвященных развитию словаря детей младшего дошкольного возраста : М. М. Алексеева, А. М. Бородич, В. В. Гербова, Т. П. Колодяжная, О. И. Соловьева, О. С. Ушакова и др. [2, 3, 4, 6, 8, 10].

Ведущей задачей речевого развития на данном этапе является накопление словаря.

По мнению М. М. Алексеевой, развитие словаря дошкольников – это длительный процесс количественного накопления слов, освоения их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения [2].

Как отмечает А. М. Бородич, развитие словаря – это закономерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов [3].

Как отмечает О. С. Ушакова, словарная работа – это систематическая, правильно организованная, педагогически целесообразно построенная работа [10].

Т. П. Колодяжная словарную работу рассматривает, как целенаправленную педагогическую деятельность, обеспечивающую эффективное освоение словарного состава родного языка [6].

Сущность словарной работы с детьми :

– овладение ребёнком словом должно осуществляться в единстве его лексического и грамматического значений и языковой формы (звуковой, морфологической);

словарная работа должна быть связана с развитием познавательной деятельности детей, с накоплением у них представлений об окружающей действительности, с формированием элементов понятийного мышления;

– формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи.

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря.

А. И. Лаврентьева развития системной организации детского словаря выделяет четыре этапа [7] :

1 этап – словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов (от 20 до 50);

2 этап – ситуативный, словарный запас ребенка начинает быстро увеличиваться. В сознании дошкольника формируется система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы;

3 этап – тематический, ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы;

4 этап – преодоление этих замен, а также возникновение синонимии.

По словам А. М. Бородич, развитие словарного запаса детей происходит в двух направлениях: количественный рост словаря и его качественное развитие [3].

Быстрый количественный рост словаря детей в дошкольном возрасте отмечается всеми исследователями. Он зависит от многих факторов, таких как условия жизни и воспитания ребенка, интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Поэтому индивидуальные количественные параметры словарного запаса каждого ребенка могут значительно отличаться.

Как показывают исследования А. М. Бородич, Т. П. Колодяжной, Ф. А. Сохина, Н. Х. Швачкин и др. [3, 6, 9, 12], у детей младшего дошкольного возраста происходит быстрый рост активного словаря. К трем годам количество слов доходит до 1500. Темп прироста словаря в последующие годы несколько замедляется.

С целью освоения словарного состава родного языка младшими дошкольниками организуется словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, в ходе которой происходит эффективное развитие словаря, количественное накопление слов, освоение их значений, умение использовать их в конкретных условиях общения.

Задачи словарной работы в детском саду в отечественной методике развития речи были определены в трудах Е. И. Тихеевой, В. И. Логиновой, В. В. Гербовой и др. [10, 8, 4]. Эти исследователи подчеркивали необходимость проведения специально организованной работы (на занятиях и во время режимных моментов, направленной на расширение, уточнение и активизацию словаря младших дошкольников.

В работах М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной [1, 13] предлагаются методические рекомендации воспитателям, работающим с детьми раннего возраста. Эти рекомендации отражают формы, методы, содержание и особенности проведения словарной работы в этих возрастных группах.

Использование разнообразных форм и средств обучения формирует у ребенка потребность в овладении речью, способствует формированию активного словаря.

Во всех методических рекомендациях определены задачи словарной работы, которые решаются при учёте принципов словарной работы.

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.

2. Закрепление и уточнение словаря.

3. Активизация словаря.

4. Устранение нелитературных слов из речи детей.

О. И. Соловьева отмечает, что работа по развитию словаря проводится в различных формах [8] :

1. Фронтальные – специальные занятия по развитию словаря, игровая деятельность, театрализованная деятельность, отдельные разделы работы по развитию словаря включаются в содержание занятий по родному языку и музыкальные занятия (слушание музыки, пение);

2. Групповые – дополнительная работа по развитию словаря вне занятий (чтение художественной литературы, различные игры, упражнения в игровой форме, режимные моменты и др.).

3. Индивидуальные занятия с детьми.

А. М. Бородич выделяет следующие методы развития словаря дошкольников [3] :

дидактические игры;

– подвижные или хороводные игры с текстом;

– сюжетные игры;

– упражнения с включением художественной литературы (чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы, загадки, рассказы в соответствии с программным содержанием по родному языку);

– метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, разучивание потешек, песенок.);

– занятия по пересказу, заучиванию стихотворений и т. п

В. В. Гербова выделяет следующие приёмы словарной работы [4] :

1. Показ и название нового предмета (и его признаков) и действий:

– пояснение, помогающее понять сущность предмета,

– проговаривание нового слова хором и индивидуально,

– включение данного слова в знакомый ребенку контекст,

– проведение различных упражнений на закрепление его правильного произношения и употребления.

2. Объяснение происхождения данного слова (кровать – мебель, на которой спят и т. д.)

3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный слон – очень большой слон, тот, который выше всех других слонов).

4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это лента широкая или узкая?», а затем требуют самостоятельных ответов. Все задаваемые вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.

5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

6. Распространение предложений путем введения обстоятельств и причины, следствия, условия и цели.

7. Составление предложений по опорным словам.

Средствами развития словаря младших дошкольников, по мнению Е. И. Тихеевой, являются предметные и сюжетные картинки, произведения художественного слова, жанры малого фольклора, театрализованная деятельность – они способствуют решению задач по развитию словаря [10].

Для организации работы по формированию словаря в дошкольном учреждении в группах создаются и эффективно используются речевые уголки, где собраны и постоянно пополняются разнообразные практические и наглядные, а также методические материалы для решения всех задач по развитию словаря. Среди них:

- предметные картинки;

- картотеки чистоговорок, скороговорок, речевых игр, стихов-диалогов и др. ;

- разнообразные речевые игры; книги;

- фото - и видеотеки.

В работе по развитию словаря дошкольников педагог должен учитывать возрастные особенности детей, особенности речи каждого ребенка. Использовать помощь родителей, поддерживать связь с логопедом.

Возраст раннего детства и переход к возрасту младших дошкольников является наиболее активным периодом для целенаправленного и систематического обогащения и активизации словаря детей, что обусловлено рядом психологических и лингвистических особенностей данного возраста.

Одной из главных задач педагога является формирование количественного и качественного словарей. Работа должна быть направлена на активизацию слов в речевой деятельности детей 2–3 летнего возраста и способствовать быстрому переходу лексики из пассивного словаря в активный.

Таким образом, словарь является важным компонентом речевого развития детей в образовательном процессе. В процессе словарной необходимо добиваться таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. Основной смысл словарной работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.

Литература

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 [Электронный источник] – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ ( дата обращения: 28.09.2021)

2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : «Академия», 2000. – 400 с.

3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 2001. – 255 с.

4. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2017. – 120 с.

6. Колодяжная, Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы: Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. / Т. П. Колодяжная, Л. А. Колунова. – Ростов-н/ Д: Учитель, 2012. – 132с.

7. Лаврентьева, А. И. Детская речь: становление языковой способности в онтогенезе [Текст] : учебное пособие / А. И. Лаврентьева. – М. :МГПУ, 2003. – 351 с.

8. Логинова, В. И. Дошкольная педагогика. [Текст] : Учебник для студентов педагогических институтов. / В. И. Логинова, П. Г. Саморукова. – М. : Просвещение, 1988. – 256 с.

8. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду: пособие для воспитателя ДОУ / О. И. Соловьева. – М. : Просвещение, 1996. – 175с.

9. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников : Ф. А. Сохин // Вопросы психологии. – 1989. – №3. – С. 21-24.

10. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей : книга для воспитателя детского сада и родителей / Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 2012. – 280с

11. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника. : учеб. пособие для пед. вузов / О. С. Ушакова. – М. : Изд-во института психотерапии, 2011. – 237с.

12. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика : Хрестоматия. [Текст] : Учебное пособие / Составление К. Ф. Седова. – М. : Лабиринт, 2004. – 330 с

13. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. – М. : Академия, 2013. – 448 с.

Публикации по теме:

Презентация «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение.

Физкультминутки для детей младшего дошкольного возраста Физкультминутки развивают моторную координацию, ритмику. Выполнение движений с текстом вызывают у детей интерес и помогают эффективному.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста Подбери пару. Цель: закреплять у детей навыки самообслуживания. Ход игры Дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают.

Лэпбук «Пасха» для детей младшего дошкольного возрастаЛэпбук «Пасха» для детей младшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, приветствую вас! Сегодня хочу показать вам лэпбук "Пасха", который был сделан специально к мини-проекту "Разноцветные.

НОД по ПДД для детей младшего дошкольного возраста «Светофор — наш друг!»НОД по ПДД для детей младшего дошкольного возраста «Светофор — наш друг!» Тема: «Светофор – наш друг!» Цель: познакомить детей со светофором; формировать представления о безопасности пешеходов на дороге; закреплять.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры. Подготовила: воспитатель Новикова В. В. Дети: 2-3 года. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Познавательный стол для детей младшего дошкольного возрастаПознавательный стол для детей младшего дошкольного возраста Этот столик предназначен для детей в основном младшего дошкольного возраста. Идея оформления возникла случайно. Стол покупала давно, еще.

Проект для детей младшего дошкольного возраста «Ромашка»Проект для детей младшего дошкольного возраста «Ромашка» Проект по реализации темы: «Ромашка». Тип проекта: исследовательский, информационно-творческий. Время реализации: июнь 2021 года. Участники.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 февраля 2023 в 12:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Федорова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД