МААМ-картинки

Арт-терапия как средство преодоления склонности к виктимному поведению подростков

А А Кайшенова
Арт-терапия как средство преодоления склонности к виктимному поведению подростков

Как одно из эффективных средств преодоления склонности к виктимному поведению подростков рассматривается технология арт-терапии, которая, как показано в ряде исследований (Л. Д. Лебедевой, А. И. Копытина и др., способна выступать мощным как коррекционным, так и развивающим средством.

Термин «арт-терапия» (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом в 1938 году при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях.

Публикация «Арт-терапия как средство преодоления склонности к виктимному поведению подростков» размещена в разделах

В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество.

Исследования, проведенные под руководством Л. Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные психолого-педагогические задачи.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

В сфере снижения склонности подростков к виктимному поведению предпочтение отдается групповым формам, так как позволяет не только работать с более широким кругом клиентов, но и группа сверстников для подростков является своеобразной моделью социума, взаимодействие с которым вызывает у объекта терапии проблемы.

Значение арт-терапии в подростковом возрасте как средства снижения склонности к виктимному поведению можно обосновать функциями, которые выделил М. Либман. По мнению ученого групповая арт-терапия :

• позволяет развивать ценные социальные навыки;

• связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;

• дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;

• позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;

• повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;

• развивает навыки принятия решений;

• предполагает особую «демократическую» атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы;

• во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым «нормам» .

В процессе арт-терапии используется не только изобразительная деятельность, но зачастую используются и музыка, движения, сочинение историй.

Список литературы

1. Копытин, А. И. Арт-терапия для детей и подростков [Текст]/А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. - 2-е стереотип. - М. : Когито-Центр, 2010. - 197 с.

2. Кулаков, С. А. На приеме у психолога – подросток [Текст] : Пособие для практических психологов/С. А. Кулаков. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. - 350 с.

3. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании : [Монография]/ Л. Д. Лебедева. - СПб. : ЛОИРО, 2001. - 320 с.

4. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учебник для вузов/А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2007. – 583с.

5. Малиновский, Б. К. Социология детства. Сборник статей [Текст]/ Б. К. Малиновский. – М. : Русский институт: Европа, 2005. – 426 с.

6. Liebmann, M. Art therapy for Groups : a handbook of themes, games and exercises [Text] / M. Liebmann. - Cambridge, Boston & London : SHAMBALA, 2003. P. 40-46.

Публикации по теме:

Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы «Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы» Методическая разработка по.

Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка»Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка» из опыта работы) Проблема адаптации детей к детскому саду очень высока, ведь придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс.

Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии»Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии» Агрессия в человеке заложена самой природой. Агрессия выступает в качестве своеобразного защитного механизма, реакции на раздражение. Во.

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре» Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре» Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Мастер-класс для воспитателей «Чудо-пальчики. Нетрадиционное средство развития речи — Су Джок терапия» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Вступление -Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Скажите громко и хором, друзья, Помочь.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Протокол обследования обучающихся 9-х классов «Профессиональные склонности» [b]Протокол обследования [/b]Опросник профессиональных склонностей обучающихся 9-х классов. Автор данного опросника - Л. Йовайши (автор.

Проект по ПДД «Маленькие блогеры учат ребят поведению на дороге» «Я – БЛОГЕР» Группа №17 Воспитатель: Клименко С. А. Актуальность темы: Наблюдения за детьми показали, что современным детям неинтересны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия как средство преодоления склонности к виктимному поведению подростков
Опубликовано: 21 апреля 2023 в 02:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия как средство преодоления склонности к виктимному поведению подростков» (включая файлы) размещена пользователем А А Кайшенова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД