Папки-передвижки

Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции в логопедической работе с детьми с ТНР

Ирина Галицкая
Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции в логопедической работе с детьми с ТНР

Ежедневные занятия по автоматизации звуков, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к снижению эффективности.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков.

Публикация «Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции в логопедической работе с детьми с ТНР» размещена в разделах

Одним из направлений в коррекционно - развивающем обучении является нейропсихологическая коррекция трудностей образовательного процесса. Опыт отечественных учёных (А. В. Семенович, Е. А. Воробьёва) показывает, что оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимнодополняющего влияния». Мы с большим интересом изучили труды и исследования профессора, доктора педагогических наук Архиповой Елены Филипповны, и решили применять данные технологии в своей коррекционной работе.

Целью нашей работы явилось повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников

Задачи:

• уточнить артикуляцию гласных звуков;

• закрепить и ввести звуки в речь;

• улучшить просодическую строну речи;

• предупредить артикуляторно-акустическую дисграфию;

отработать переключаемость артикуляционных поз в модулях;

• развивать мелкую моторику;

• развивать память, произвольное внимание и межполушарные взаимосвязи.

Тактильно-кинестетическая стимуляция необходима в случаях если поставленные звуки не автоматизируются, если нарушена просодия и внятность речи, нарушены тонкие движения пальцев рук.

Тактильно-кинестетическая стимуляция поддерживает положительный эмоциональный настрой, помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, формирует навык самоконтроля, который является гарантом успешного результата.

Начинаем работу с уточнения произношения гласных, так как на их основе легче координировать работу всех частей артикуляционного аппарата. Именно гласные дают лучшую разборчивость речи. При утрированном произнесении гласных звуков в определенной последовательности, рекомендуется поочередно осуществлять прижатие подушечек пальцев обеих рук к колючему коврику-тренажёру.

Утрированное произнесение гласных звуков сочетается с одновременным прижимом пальцев к коврику-тренажеру:

А – Большой палец;

О – Средний палец;

У – Указательный палец;

Ы – Безымянный палец;

Э – Мизинец.

Но всё-таки прежде, чем приступить к кинестетической стимуляции, мы обучаем детей утрированно произносить гласные звуки с помощью биоэнергопластики, когда движения рук могут имитировать движения органов артикуляционного аппарата.

А - ладони вперёд

У – зажали кулаки

О – жест «оккей»

И – «тянем ниточку»

Ы – ладони в стороны

Э – ладони от себя вперёд

Если мы ребёнку сразу дадим колючие коврики, то ребёнок для зрительного контроля пальцев рук опустит лицо вниз, и мы не сможем проконтролировать утрированное произнесение гласных звуков.

Вводим зрительные опоры — символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.

Также на начальном этапе ребёнку предлагаем обвести свои пальцы карандашом и получаем «ладошки - подсказки». Каждому пальцу присваиваем гласный звук. Этот тренажёр помогает ребёнку быстрее закрепить соотнесение пальцев и букв.

И наконец, подключаем наши колючие тренажеры-коврики для тактильно-кинестетической стимуляции. Стимуляцию осуществляем прижатием подушечек пальцев к тренажеру, имеющему поверхность «колючей травки» с одновременным четким произнесением гласных звуков в разной последовательности.

Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких афферентаций в кору головного мозга, где проходит анализ этих кинестезий. Движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков.

Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к тренажеру переходим к уточнению артикуляции согласных звуков в слогах и звукосочетаниях согласно одиннадцати модулям предложенными Еленой Филипповной Архиповой.

Также, Елена Филлиповна Архипова утверждает, что данная система предупреждает и преодолевает артикуляторно-акустическую дисграфию. Редуцированное произнесение гласных и нечеткое, смазанное произнесение согласных звуков отражается на письме в виде пропусков гласных звуков, замен гласных звуков на другие гласные звуки. Часто отмечаются замены и пропуски согласных при их стечении.

Предлагаемая система упражнений, предусматривающая утрированную артикуляцию гласных и согласных звуков, способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев обеих рук по тренажеру подкрепляют моторные образы звуков.

Таким образом, формируются связи фонемы, артикулемы, графемы и кинемы, что способствует преодолению артикуляторно-акустической дисграфии.

Работа в данном направлении проводилась в течение 6 месяцев. На начальных этапах и в конце проведена диагностика звукопроизношения по бальной методике Е. Ф. Архиповой. Благодаря которой мы отметили, что значительно улучшилось произношение автоматизируемого звука как изолированно, так и в слогах, в словах, в словах сложной слоговой структуры и в тексте.

Прикреплённые файлы:

galickaja-411-rmo_3v9ja.pptx | 4396,66 Кб
 
Публикации по теме:

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. ЗайцеваАвтоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Автоматизация звуков с помощью игровых приемовАвтоматизация звуков с помощью игровых приемов Уважаемые коллеги! Чтобы сделать ООД по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка, я предлагаю.

Автоматизация звуков в лексической теме «Профессии»Автоматизация звуков в лексической теме «Профессии» Автоматизация звуков у ребенка с нарушением речи - обязательный этап в коррекции звукопроизношения. У кого-то он проходит быстро, у кого-то.

Автоматизация звуков в словах в процессе игры в дубльАвтоматизация звуков в словах в процессе игры в дубль В коррекционной работе учителя-логопеда важно многократное проговаривание ребенком слов с автоматизируемым звуком. Просто повторять за взрослым.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Дидактическая игра «Волшебные камушки» для автоматизация звуков [Ш], [С]Дидактическая игра «Волшебные камушки» для автоматизация звуков [Ш], [С] Название пособия: «Волшебные камушки»[/b] Материалы,которые использовала для создания пособия: галька, акриловые краски. Цель применения:.

Комплект дидактических игр по развитию речи с нейропсихологическим подходом (автоматизация звуков) для детей с ТНР 3–7 летКомплект дидактических игр по развитию речи с нейропсихологическим подходом (автоматизация звуков) для детей с ТНР 3–7 лет Данное пособие предназначено для индивидуальной работы логопеда с детьми с ТНР 3-7 лет. Цель данного комплекта игр: Развитие речи и автоматизация.

Конспект занятия «Платье для Золушки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж] в словах и словосочетаниях»Конспект занятия «Платье для Золушки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж] в словах и словосочетаниях» Конспект занятия «Платье для Золушки» (Автоматизация звуков Ш,Ж в словах и словосочетаниях) Цель. Автоматизация звуков [ш], [ж] в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции в логопедической работе с детьми с ТНР
Опубликовано: 6 декабря 2023 в 01:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции в логопедической работе с детьми с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Галицкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД