Рита Филиппова
Что такое ЗКР её значение, особенности культуры речи, что она воспитывает, какие педагоги занимаются данной проблемой.
Звуковая культура речи.
Чтобы правильно говорить, мы должны много читать художественную литературу, тогда наша речь будет красивой, правильной и точной. Сейчас узнаем, что же такое ЗКР?
ЗКР - это понятие широкое, включающая в себя фонетическую, орфоэпическую правильность речи, выразительность и ее четкость.
Что воспитывает ЗКР?
1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения.
2. воспитание правильной орфоэпической речи, умение говорить согласно нормам литературного произношения.
Публикация «Что такое ЗКР её значение, особенности культуры речи, что она воспитывает, какие педагоги занимаются данной проблемой,» размещена в разделах
3. формирование выразительной речи- владение умением пользоваться высокой силой голоса, темпом и ритмом, интонацией.
4. выработка дискуссии- отчетливого внятного произношения каждого звука в отдельности и фразы в целом.
5. воспитание культуры- речевого общения, т. е. этикета общения.
Вопросами ЗКР занимаются выдающие педагоги как Соловьева, Бородич, Фамичева.
Они же и выделяют 2 раздела в ЗКР:
1. культура речи произношения.
2. речевой слух.
Работа по ЗКР должна быть направлена на
- артикуляцию
- голос
- речевое дыхание
- и на этой основе происходит формирование произношения.
В развитии восприятия речи выделяют звуковые единицы языка, они различаются по их роли в речи :
1. линейные - это звуковые единицы (слог, слово, фраза)
2. надлинейные – это просодемы (мелодика, сила голоса, темп речи)
Первые слова ребенок произносит к концу года. У ребенка появляются первые слова и начинается период формирования развития речи. К началу 2-го года дети начинают различать звуки, гласные и согласные и т. д.
Также имеются некоторые причины нарушений в речи :
1. органические – нарушения, прирожденные и приобретенные в результате травмы и заболеваний, изменений нервной системы.
2. функциональные нарушения – это нарушения несвязанные с изменением анатомических структур, т. е. речевых органов, нет нарушений в ЦНС, но наблюдаются функциональные нарушения из- за неправильного педагогического воздействия врослых.
Имеются 2 формы обучения ЗКР: внезанятия и на занятиях – проводится в течении 4 недель, на одной неделе- знакомство со звуком, во второй- изолированно в слогах, на третьей- в словах, а на четвертой – связанно с речью в произношении.
Обучение проходит по следующим этапам:
-подготовительные
-постановка звука
-закрепление
-дифференцизация
Используют методы и приемы: игровые упражнения, объяснения, проговаривание, артикуляция.