Яна Киевская
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель: группировка предметов методом исключения; тренировка внимания, памяти, умения сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов; развитие логического мышления; обогащение знаний об окружающем.
Описание игры: сначала педагог выставляет для демонстрации картинки, чтобы определить «четвёртый лишний» методом исключения: «троллейбус», «трамвай», «самолёт», «автобус».
Публикация «Дидактическая игра „Четвёртый лишний“» размещена в разделах
Педагог без предварительного объяснения, только правильно называя картинки, спрашивает у детей, какая на их взгляд, картинка- лишняя. Если дети правильно назовут её («самолёт», то педагогу достаточно будет наводящими вопросами выстроить логическое объяснение выбора детей. Если у детей возникнут затруднения, то первое объяснение и форму логического построения ответа даё т педагог: «Чтобы решить какая картинка лишняя, надо найти что-нибудь общее в трёх остальных картинках. Будем рассуждать так: троллейбус, автобус, самолёт и трамвай- виды транспорта. Но троллейбус, автобус и трамвай движутся по земле, это виды наземного транспорта. Самолёт же летит в воздухе, это вид воздушного транспорта. Значит лишним будет самолёт, только он летит в воздухе, остальные движутся по земле». (Аналогично проводится работа с другими картинками).
Находя лишнюю по заданию, данному педагогом, дети откладывают её в сторону от остальных трёх, имеющих общие признаки.
В игре могут одновременно принимать участие от двух до шести детей. Педагог может постоянно пополнять материал игры, подбирая картинки для всё более усложняющихся логических дифференцировок.