Татьяна Гулевская
Консультация для родителей «Поиграй со мною, мама!»
Консультация для родителей «Поиграй со мною, мама!»
Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова.
К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира».
Публикация «Консультация для родителей „Поиграй со мною, мама!“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Воссоздание это идёт всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь ребёнку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребёнок пришёл в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для этого некую школу на дому. Просто почаще играйте с ребёнком в развивающие игры.
Игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребёнку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения. Не жалейте своего свободного времени, играйте с детьми в словесные игры, дидактические, игры-путешествия; используйте занимательный материал: загадки, потешки, чистоговорки, скороговорки и т. п. Дети откроют для себя удивительный мир слов, задумаются над их значением. Поддержите интерес ребёнка к слову, играйте в слова, рифмуйте их, сочиняйте свои слова – перевертыши, добавлялки.
Там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе, проблемы между взрослыми и детьми решаются легко.
При разговоре с ребёнком слушайте его внимательно, не перебивайте. Будьте терпеливы при объяснении игр и упражнений. Объясняйте задание просто и понятно, при этом проявляйте и свой интерес. Развивайте любопытство и воображение, поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы. Поменьше критикуйте и поправляйте ребёнка. Замечания делайте с юмором. Искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду. Похвала – отличное поощрение.
Играйте с детьми в разные игры. Успехов вам, ребята и взрослые!
Предлагаю речевые игры
«Добавлялки»
Ра-ра-ра – начинается… (игра).
Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары).
Ру-ру-ру – продолжаем мы… (игру).
Ре-ре-ре – стоит домик на… (горе).
Ри-ри-ри – на ветках… (снегири).
Бы-бы-бы – идёт дым из… (трубы).
Ро-ро-ро – у Раи новое … (ведро)
Ар-ар-ар – кипит наш… (самовар).
Ор-ор-ор – созрел красный… (помидор).
Ир-ир-ир – мой папа… (командир).
Арь-арь-арь – на стене висит… (фонарь).
Ло-ло-ло – на улице… (тепло).
Лу-лу-лу – стол стоит в… (углу).
Ша-ша-ша – мама моет… (малыша).
Шу-шу-шу – я письмо… (пишу).
Жа-жа-жа – есть иголки у… (ежа).
Жу-жу-жу – молока дадим … (ежу).
За-за-за – к нам идёт… (коза).
Са-са-са – в лесу бегает… (лиса).
Су-су-су – было холодно в … (лесу).
«Отгадай и назови»
Сильная метель, снежная буря. (вьюга)
Загородный дом для летнего отдыха. (дача)
Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (варенье)
Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (гараж)
Лиственное дерево с белой корой. (берёза)
Тот, кто сражается с врагом. (воин, боец)
Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой. (бутерброд)
Место, где продают лекарство. (аптека)
Детёныш собаки. (щенок)
Отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. (герб)
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса.
Ход игры: родитель называет животное, ребёнок отвечает, как то или иное животное подаёт голос:
Корова мычит)
Тигр рычит)
Змея шипит)
Комар пищит)
Собака лает)
Волк воет)
Утка крякает)
Свинья хрюкает).
Вариант 2. Родитель спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д. Можно играть с мячом.
«Универмаг»
Какие товары ты разместишь в отделы:
«Игрушки» - …
«Мебель» - …
«Одежда» - …
«Посуда» - …
«Продукты питания» - …
«Письменные принадлежности» - …
«Спортивный инвентарь» - … и т. д.
«Что где лежит?»
Цель: расширение словарного запаса.
- Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).
- Маша насыпала сахар … куда? (в сахарницу).
- Куда надо положить сухарики? (в сухарницу)
- Конфеты? (в конфетницу)
- Где лежит масло? (в масленке)
-Фрукты? (в вазе)
- Варенье? (в розетках)
- Вова вымыл руки и положил мыло. куда? (в мыльницу) и т. д.
Играть можно с картинками, реальными и воображаемыми предметами.
«Это съедобное или нет?»
Цель: расширить словарный запас, тренировать речевое внимание.
Ход игры: родитель бросает ребенку мяч и называет любое слово (существительное, ребенок должен решить: поймать его (значит съесть) или нет.
«Чем отличаются предметы?»
Цель: учить различать предметы по характерным признакам, расширять словарный запас.
Ход игры: родитель предлагает рассмотреть две игрушки (сначала разные, потом всё более похожие). Ребенок перечисляет отличия.
Два медведя, один большой черный, другой маленький коричневый.
- Назови, кто это и чем они отличаются.
- Это медведи. Один медведь большой и черный, а второй маленький и коричневый.
«Опиши предмет»
Цель: расширять словарный запас, развивать логическое мышление.
Ход игры: родитель предлагает ребенку описать какой-либо знакомый ему предмет. Сначала используются предметы, находящиеся перед глазами ребёнка (игрушки, мебель, одежда). В ходе игры родитель учит ребёнка давать развернутую характеристику предмета (сначала называем класс предмета, его составные части, потом форму, цвет, размер, материал, функции предмета). Необходимо использовать предметы и слова, доступные пониманию ребёнка, наглядно демонстрировать всё, о чём рассказывается. Задавать наводящие вопросы, помогать (в случае затруднения) с ответом.