МААМ-картинки

Презентация «Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников»

Галина Ермакова
Презентация «Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников»

Доклад к презентации на тему :

«Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников»

Слайд 1

- Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию презентацию на тему : «Организация и руководство сюжетно-ролевой иг-рой дошкольников»

Все, кто работает с детьми, понимает, что игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности, что она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. При этом многие педагоги, особенно начинающие, затрудняются при планировании и организации сюжетно-ролевых игр детей, не планируют подготовительную работу для обогащения игрового и жизненного опыта дошкольников, не могут помочь детям развернуть уже начавшуюся игру.

Публикация «Презентация „Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников“» размещена в разделах

Слайд 2. В чем же заключаются развивающие функции самой игры:

1. Сюжетная игра строится как цепочка условных действий с предметами.

Отсюда наша задача: сформировать эти условные действия ( например: «кормление» с помощью сюжетной игрушки - копии настоящей вещи, затем - «кормление» с помощью палочки (предмета-заместителя, в старших группах условное действие «кормления» осуществляем движения, напоминающие «кормление» ложкой – действие с воображаемым предметом.

2. Сюжетная игра строится как цепочка специфических ролевых взаимо-действий. Использование взаимодополнительных ролей – требует взаимодействия с другой ролью (мама - дочка, доктор - больной, про-давец - покупатель)

3. Сюжетная игра строится как последовательность разнообразных собы-тий. Использование «независимых» ролей – связь с другими ролями опосредованная (строитель, шофер, космонавт, пожарный)

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Руководство сюжетно-ролевыми иг-рами детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на рас-ширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Слайд 3. Принципы организации сюжетно-ролевой игры

В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетно-ролевая игра, как и любая другая деятельность не возникает у ре-бенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже «умеют иг-рать». Каким же образом педагог может передать ребенку умение играть, во-влечь в мир игры?

1 принцип. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

Важным является характер поведения взрослого во время игры: он должен занимать позицию «играющего партнера», у которого превосходство заключается лишь в умении интересно играть. Стратегия воспитателя должна заключаться в том, чтобы дети были поставлены перед необходимостью ис-пользовать более сложный, новый способ построения игры. Например:

В 3-5 лет дети могут играть в игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов. Тем самым он открывает ребенку роль, воз-можность использовать ее в качестве «строительного блока» игры.

После 5 лет дети играют в игру-придумывание, которая помогает детям освоить творческое комбинирование различных событий.

2 принцип. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе игру следует разверты-вать так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть по-нятым другими детьми. Поэтому взрослому в совместной игре необходимо оговаривать свои действия и стимулировать к этому ребенка. Также важной является как можно более ранняя ориентация на сверстника.

3 принцип. При формировании игровых умений одновременно ори-ентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстникам.

Слайд 4.

Руководство сюжетноролевыми играми осуществляется в двух направле-ниях: (По Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой)

• развитие игры как деятельности - означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений, педагогически целесо-образный подбор игрушек и игровых материалов, создает «материальную ос-нову» игры, обеспечивает развитие игры, как деятельности.

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и лич-ности ребенка.

Всем известно, что именно в играх проявляются первые ростки дружбы, на-чинаются общие переживания, открываются большие возможности для вос-питания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему, умение договариваться, т. е. формируется детский кол-лектив и личность каждого ребенка.

Слайд 5.

В отечественной педагогике по вопросу руководства детскими играми опре-делены приемы косвенного воздействия и прямого руководства.

Косвенные - создание условий для активации самостоятельной игры детей:

Прямые - приемы непосредственного участия взрослого в совместной иг-ре с детьми на правах партнера:

Слайд 6-7.

Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятель-ность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре. Таблица «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми» поможет грамотно осуществлять это планирование.

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми

Задачи Методы и приемы косвенного воздействия

Расширение и обо-гащение представле-ний детей об окру-жающей жизни - Рассматривание иллюстраций, фотографий.

- Просмотр видеоматериалов

- Рассказ воспитателя о труде взрослых

- Чтение художественной литературы

- Беседы, в том числе этические

- Отгадывание загадок

Изучение интересов детей, их любимых игр - Наблюдения за игровыми объединениями детей

- Рисование на тему: «Как мы играем», «Мои любимые игрушки»

- Беседы на тему: «Любимые игры», «Мои друзья»

- Составление детьми рассказа на тему «Я в детском саду»

Создание и обогаще-ние «материальной базы» для игры - Рассматривание предметов, игрушек, предметов-заместителей

- Рассказ воспитателя о предметах

- Беседы об использовании и хранении предметов, иг-рушек

- Изготовление совместно с детьми предметов-заместителей, игрушек-самоделок, поделок

- Внесение новых игрушек и предметов

Задачи Методы и приемы прямого руководства

Обогащение содер-жания игры, развитие дружеских взаимо-отношений детей в игре. Развитие твор-ческих способностей детей - Предложение темы игры, новых сюжетов

- Обсуждение игрового сюжета

- Создание игровой воображаемой ситуации

- Создание игровой обстановки

- Разработка плана игры

- Распределение ролей

- Непосредственное участие воспитателя в игре, в сго-воре детей, предложения, советы, разъяснения; вопро-сы, подсказывающие детям приемы возможной реали-зации замысла;

- Совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования

Формирование спе-цифических игровых умений - Показ игровых действий с игрушками, предметами-заместителями

- Употребление условной игровой терминологии

- Разыгрывание игрового эпизода (можно заранее под-готовить несколько детей)

- Показ развертывания ролевого взаимодействия, пере-хода от одной роли к другой.

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Слайд 8.

Воспитателям необходимо помнить, что игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру:

1. Выбор игры, сюжета ( сфера: быт семьи, труд взрослых, и др.)

2. План игры - содержание (Необходимо стремится к максимальному насы-щению игры интересным содержанием, способным увлечь ребенка, и опре-делить предполагаемые роли и средства игровой организации)

а) Создание воображаемой ситуации. (Дети всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, постройка из кубиков – корабль. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным.

б)Распределение ролей. (игровая позиция ребенка, состоящая в отождеств-лении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем вооб-ражаемой ситуации);

3. Начало игры и сохранение игровой ситуации. (Необходимо создать инте-ресную игровую ситуацию. В развернутой сюжетно- ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивают сами дети. Воспитатель по-могает этому с помощью некоторых приемов: в общении с детьми употреб-ляет условную игровую терминологию, старается обыграть любое дело дет-ского коллектива и т. д.)

4. Завершение игры. (воспитателю необходимо позаботиться о таком оконча-нии игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой иг-ра.

Слайд 9 ВЫВОД

Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта, а также разнообразить тематику игр в течение всего года.

Слайд 10

«Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели: построить дом, состряпать обед, поехать в Москву… В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выход из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к своей цели, увлекать за собой других…»

Н. К. Крупская

Благодарю за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой «Моряки» (средняя группа) Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой «Моряки» средняя группа. Цель: Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную.

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой «Азбука юного пешехода» Комплексное руководство сюжетно-ролевой игры «Азбука юного пешехода» старший дошкольный возраст (методическая разработка) автор: старший.

Консультация для воспитателей «Руководство сюжетно-ролевой игрой» Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать? Сюжет в игре - это то основание,.

Организация сюжетно-ролевой игры «Банк» в дошкольном детствеОрганизация сюжетно-ролевой игры «Банк» в дошкольном детстве разработала студентка группы Доз -231 Алексеева Екатерина Олеговна 2018 год Актуальность игры: Экономическое воспитание детей дошкольного.

Отчетно показательное выступление на семинаре воспитателей с сюжетно-ролевой игрой «Поездка в театр» в старшей группеОтчетно показательное выступление на семинаре воспитателей с сюжетно-ролевой игрой «Поездка в театр» в старшей группе МКОУ "Охочевская СОШ" Конспект сюжетно-ролевой игры «Поездка в театр» в старшей группе. Провела: Воспитатель группы «Капитошка» Сабельникова.

Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста в современном детском саду В настоящее время приобрела актуальность проблема снижения игровой активности детей, одной из причин которой является распад естественного.

Планирование руководства сюжетно-ролевой игрой как механизма моделирования образовательного процесса ДОУ Планирование руководства сюжетно-ролевой игры, как механизма моделирования образовательного процесса ДОУ. Подготовила воспитатель Богомолова.

Презентация на тему «Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» Социализация младших дошкольников посредством сюжетно- ролевой игры. (слайд №1) Слайд №2 Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет.

Презентация сюжетно-ролевой игры для дошкольников старшей группы «Салон красоты» Валерия Юрьева Сюжетно-ролевая игра для дошкольников старшей группы "Салон красоты" Цель: расширить представления детей старшей группы профессий:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников»
Опубликовано: 23 декабря 2018 в 18:26
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ермакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД