Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание как доминанта в выборе системы ценностей воспитания

Митюрёв Е А
Духовно-нравственное воспитание как доминанта в выборе системы ценностей воспитания

В наше время проблема выбора системы ценностей воспитания не потеряла своей актуальности. Сейчас, как никогда, нынешние формы воспитания показывают свою несостоятельность. Воспитание в отрыве от моральных ценностей прагматизм говорит, что мир существует для удовлетворения человеческих потребностей. В педагогике теряет своё значение понятие «авторитет». Порой ребёнку предоставляется, много свободы и материальных благ. Многие родители считают развитие природных способностей ребёнка – основной задачей воспитания, поэтому ребёнок часто посещает большое количество кружков и секций, но при этом страдает его духовный мир, всё реже родители находят время почитать или рассказать ребёнку хорошую сказку перед сном, сделать с ним поделку или подарок для близких своими руками. Всё общение в основном сводится к просмотру телевизора, занятиям на компьютере или просмотру социальных сетей на телефоне, а не к дружеским беседам. Дети стали грубее, часто копируют негативные образцы, у веденные на экране телевизора или телефона. Многим трудно нормально взаимодействовать с другими. Они не умеют слушать и слышать товарища, не понимают особенностей других людей.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание как доминанта в выборе системы ценностей воспитания» размещена в разделах

Также большинство современных родителей часто считают, что ребёнок должен только получать знания, и такие требования, как домашние обязанности к нему в основном не предъявляются. В результате взрослеть и нести ответственность за свои поступки молодёжь не стремится, а стремится уйти от реальности – компьютер, телевидение, смартфоны, в худших случаях алкоголь и наркотики. Идёт распад духовности, прогрессирующие заболевания детей школьного возраста, рост преступности и наркомании. Самым негативным из всего названного является разрушение духовно-нравственных основ общества и его ценностей.

В современной России осознаётся падение нравственности молодёжи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, в том числе экономической неустойчивости. Философы, социологи, политологи, психологи отмечают, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, идёт переоценка ценностей, их творческое переосмысление.

Духовно-нравственный кризис усугубляет кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, межнациональных отношениях. Наиболее уязвимыми оказались такие сферы, как нравственное здоровье, культура, патриотизм, духовность. Потеря человеком, особенно молодым, жизненных ориентиров, часто используется различного рода экстремистами и оппозиционными силами для решения деструктивных задач. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведёнными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Удручающим фактом является значительное снижение качества образования. Ещё не так давно Россия считалась одной из самых читающих стран. Теперь, по социологическим опросам, мы читаем в 4-5 раз меньше, чем в социальных государствах Европы.

Экономическое обнищание вывело из оборота колоссальное число книг, развивающих журналов, газет, научной литературы. Молодое поколение оказалось незащищённым от огромного потока информации, воздействующей на детей через телевидение, интернет, свободную прессу. Взрослое население частью включилось в борьбу за экономическое выживание, частью – за обогащение. Доминирующим в обществе стал культ вещей и денег. Трудолюбие также считается в молодёжной среде пережитком. В ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало непрестижно. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (попзвёзды, юмористы, молодые журналисты, блоггеры и т. п.).

Многие дети учатся без желания и обоснованной мотивации, отсутствует инициативность и индивидуальность. С большим опозданием начинает складываться в обществе представление о том, какая должна быть национальная идея.

Сегодня достаточно ясны суть и истоки кризиса, охватившего отечественную систему воспитания.

Во-первых, это кризис целей, поскольку утрачено однозначное представление о человеке, которого мы хотим воспитать.

Во-вторых, кризис мировоззренческий, поскольку всплыли «вечные вопросы» об отношении человека и общества, индивидуального и социального, жизни и её смысла.

В-третьих, существует кризис теории воспитания, так как появилось множество воспитательных концепций, большинство из которых научно не разработаны до конца и не обеспечены методологически.

В-четвёртых, общество испытывает острый недостаток в компетентных воспитателях, то есть страдает система подготовки воспитателей разных уровней.

Всё это привело и продолжает приводить к ряду деструктивных тенденций в духовной и нравственной жизни нашего общества. Стремление к духовному и нравственному совершенству подменяется стремлением к поиску одних лишь телесных удовольствий и наслаждений. Развивается нездоровая тенденция предпочтения материальных ценностей духовным.

Нередки такие ситуации, когда просыпающаяся в человеке естественная потребность в духовной жизни начинает заменяться суррогатом в виде нездоровой тяги к мистическим культам религиозных сект и оккультизма. Как следствие у детей и подростков возникает довольно смутные, искажённые представления о таких добродетелях, как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм.

Духовная опустошённость современных молодых людей нередко толкает их на путь алкоголизма, наркомании, преступного бизнеса, экстремизма; ощущение безысходности и отчаяния приводит к самоубийству.

Методологической основой духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в России традиционно является семья и педагогика (дошкольная и школьная).

Воспитательная работа начинается в семье. Современное состояние российской семьи является результатом нерешённых проблем подготовки молодёжи к жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы – распад семьи, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети – результат такого подхода.

Большая часть того, что дети и молодёжь слышат и видят в неблагополучной семье, в средствах массовой информации и др. источниках не только не готовит их к семье, а наоборот делает их безответственными по отношению к семье и всему обществу. Задача государства, гражданского общества заняться своевременной и эффективной профилактической работай, влиять на семью, укреплять институт семьи, организовывать досуг молодёжи, объединять подростков и детей для совершения добрых дел.

Социокультурный потенциал семейного воспитания в современном российском обществе реализуется не в полной мере, однако семья, по-прежнему, остаётся самым значимым звеном целенаправленной социализации, осуществляющим трансляцию социокультурного опыта, в том числе и в процессе семейного воспитания. В содержании социального опыта благополучных российских семей преобладают традиционные российские ценности : уважение к старшим членам семьи; распределение семейных обязанностей; ценность семейного общения; стремление к гармоничному всестороннему развитию детей; патриотизм; активная гражданская позиция; ценность труда.

Таким образом, сегодня в России наблюдается кризис духовно-нравственных ценностей, что находит отражение в выборе системы ценностей воспитания подрастающего поколения.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание как доминанта в выборе системы ценностей воспитания
Опубликовано: 10 февраля 2022 в 22:13
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание как доминанта в выборе системы ценностей воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Митюрёв Е А в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД