Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника

Альчакова Ирина
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника.

Дети во все времена проявляют одинаковое стремление к активному восприятию миру взрослых, их действиям в предметном окружении и взаимодействию с другими людьми. Современный мир предоставляет массу возможностей для получения знаний и проявления творческих способностей. И вместе с тем доступность и открытость информационного пространства иногда становится опасной для податливого сознания ребёнка. Период дошкольного детства — это время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Простыми словами, ребёнок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны. Дети чаще видят, как родители проводят время у экрана компьютера, телефона или планшета. Гаджеты легко захватывают и детское внимание, время эффективной передачи культуры общения, традиций, моральных основ может быть упущено, и сформировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника» размещена в разделах

Что же такое Духовно – нравственное воспитание? – это совокупность

ценностей, представлений, понятий, идеалов, нравственных эталонов,

действий и поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного

процесса.

Цель

: сформировать основы моральных качеств, ценностных ориентаций

высоконравственной, духовно развитой гармоничной личности

дошкольника, основы взаимодействия с людьми;

Задачи

духовно-нравственного воспитания:

Сформировать в детях способность сопереживать. Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей. Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине. Усвоение знаний и истории родной страны. Формирование сопричастности к народным и религиозным традициям. Привитие детям здорового образа жизни.

С учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста при реализации программы используются следующие методы:

Словесный метод —

беседы с элементами диалога, рассказы педагога или экскурсовода, чтение литературных произведений, выразительное чтение стихотворений детьми, составление ими рассказов, ответы на вопросы, отгадывание загадок и т. д.

Наглядный метод —

рассматривание иллюстраций, репродукций картин, просмотр мультимедийных презентаций, видеофильмов, мультфильмов, рассматривание экспонатов и памятников архитектуры во время экскурсий.

Практический метод —

изготовление различных поделок, подготовка к праздникам и проведение их, инсценировки, изготовление наглядных пособий, организация тематических выставок, проведение различных игр и т. д.

Проектный метод —

участие детей и родителей в осуществлении замысла, от его возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов деятельности.

Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих воспитательных направлений:

Духовно-образовательное.

На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик-семицветик» — жертвенности, «Чук и Гек» — любви к труду и родине и т. д. Беседы выстраиваются также из обсуждения реальных ситуаций, поступков воспитанников.

Воспитательно-оздоровительное.

«В здоровом теле — здоровый дух» — это надо запомнить и осознать с раннего детства. Духовно-нравственное воспитание состоит в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду. Прелесть пеших прогулок познаётся во время экскурсий и походов.

Нравственно-трудовое.

Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: дети оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки на праздник 8 Марта,23 февраля и др.

Культурно-познавательное.

Образы мировой культуры хранят в себе вневременные человеческие ценности. Художественные произведения (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать,глубже воспринимать эмоции.

Духовно-нравственное воспитание -одна из актуальных и сложнейших

проблем, которая должна решаться сегодня всеми участниками образовательных отношений. Родившийся ребёнок – как чистый лист бумаги:

что на нём напишешь, то и останется в памяти. Наша задача- воспитать

ребёнка духовно богатым, честным, совестливым, милосердным, сострадательным, верящим в добро, готового всегда придти на помощь. Для

решения этой задачи ребенок должен расти и воспитываться в условиях

постоянной атмосферы взаимопонимания, любви родителей и педагогов.

Формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

Взрослые должны помочь ребенку понять важность даже самых крохотных добрых дел. Хотя этические беседы с дошкольниками - не единственное средство при формировании у них правил культурного поведения, тем не менее, велика их роль в развитии у детей представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло.

В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности. Марьенко Иван Сергеевич в своей книге «Нравственное становление личности дошкольника» обозначил «нравственность как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т. д.». Дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

В настоящее время я все чаще наблюдаю примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. И этому мы изо дня в день учим наших воспитанников.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника
Опубликовано: 22 декабря 2023 в 10:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Альчакова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД