Папки-передвижки

Формирование компонентов устной речи

ТАТЬЯНА ГОНЧАРОВА
Формирование компонентов устной речи

Формирование компонентов устной речи детей 6 – летнего возраста в различных формах и видах деятельности.

• Речь- особая наиболее совершенная форма общения, присущая человеку, формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

Одной из главных задач в старшей группы является формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими русского языка.

Публикация «Формирование компонентов устной речи» размещена в разделах

Важнейшей предпосылкой для развития речи, является правильная организация обстановки в группе, в которой у детей появилось бы желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучение грамоте, а так же вне занятий, в играх и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка.

• Основные задачи, которые использую в работе:

Развитие связной речи

• • Развитие лексической стороны речи

• • Формирование грамматического строя речи

• • Развитие звуковой стороны речи

• Развитие образной речи.

• Наиболее интенсивно развитие речи формируется у детей на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Это чтение литературных текстов и их пересказов, а также заучивание стихотворений и малых фольклорных форм.

Чтение художественных произведений привлекает детей содержанием и образной формой. Поэтому все произведения прочитываем выразительно. Чтение сопровождаем разнообразным наглядным материалом: это иллюстрации, картонажные театры. Учим детей строить простые и сложные предложения, пользоваться выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами, которые были использованы в тексте. Это все ведет к овладению пересказа, к углублению и уточнению художественного восприятия литературных произведений.

При заучивании стихов, малых фольклорных форм, стихов, потешек, особое внимание уделяем интонации, выразительности чтения. Это способствует смысловой законченности стихотворения, чистоговорок, потешек и развитию образной речи.

• На занятиях по ознакомлению с окружающим дети усваивают словестные обозначения – это названия предметов, материалов, знакомятся со свойствами, профессиями, и. т. д. стараемся пополнить словарный запас. Учим образовывать слова в роде, числе, падеже, называть родственные слова, определять и называть признаки предметов, также уметь объяснять многозначность слов : (дерево – ствол – ветви – зеленое – старое – дает воздух …) Стремимся чтобы речь приобретала такие качества как правильность, точность.

Применяем такие игры как: ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

• ЧТО ЗВУЧАЛО?

• НАЗЫВАЙ СЛОВА НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ БУКВУ

• НАЗОВИ БОЛЬШЕ СЛОВ ПО ТЕМЕ (СЛОВА ОБОЗНАЧ. ЖИВОТНЫХ, ПТИЦ)

• НАЗВАТЬ СЛОВА ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ГОРОД, ЖИВОТНЫХ, ИМЕНА…

• СОСТАВЬ ЦЕПОЧКУ ИЗ СЛОВ (ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА ПРЕДЫДУЩЕГО СЛОВА БЫЛА БЫ ПЕРВОЙ ПОСЛЕДНЕГО СЛОВА – БЫК – КОШКА – КРАСНОЯРСК – КОРОЛЬ)

• СОСТАВЬ ЦЕПОЧКИ ИЗ СЛОВ АНТОНИМОВ

• НАЗВАТЬ ВСЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ЦВЕТА

• УЗНАЙ ЧТО Я ХОЧУ СКАЗАТЬ?

• ПРИДУМАЙ РИФМУ К СЛОВУ.

• Не менее динамично развитие речи происходит в игровой деятельности. В играх приходится выбирать ведущего, используя считалки, а подвижные игры стараюсь провести с детьми такие, где есть проговаривание текста: игра «Мышеловка» - (ах, как мыши надоели всё погрызли все поели., «Окошечки» - (вокруг домика хожу и в окошечки гляжу., «Дед Мазай» (здравствуй дедушка Мазай из корзинки вылезай, «Золотые ворота» - (тра- та та, тра-та-та открываем ворота., «Бояре» - (Бояре а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли.)

У детей 5 – 6 лет мыслительно-речевая деятельность приобретает более сложные формы. Ребенок интересуется не только содержанием слышимой речи, но его внимание всё больше начинает привлекать языковая форма выражения мыслей, рассуждений, впечатлений.

Предложить можно детям поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Дочки – матери», «Школа», при этом, объясняя не только содержание игры, но и привлекая внимание детей к объяснению содержания, обращая внимание на то, что одну и туже мысль можно выразить по разному, используя предложения разного типа.

• Например игра «Перекресток ДПС». В соответствии с игровой ситуацией на светофоре «зеленый» красный свет. И машины поедут, можно произнести следующие фразы: «На светофоре загорелся зеленый свет, транспорт поехал», или «когда на светофоре загорелся зеленый свет, транспорт тронулся с места», или «автобусы и машины поехали, потому что на светофоре появился зеленый свет». Дети проговаривают эти предложения. Новый эпизод игры (на светофоре – красный, желтый свет, машины двинулись, приготовились к движению). Спрашиваю детей: «О чем и как вы скажите?» Дети высказываются, строя предложения по той же схеме. И так меняя эпизоды игры, нацеливаем детей на новые высказывания.

• Активно использую дидактические игры.

«Потерялся поясок» – упражнение детей в различии большого количества оттенков цвета. Совершенствуется навык описания предметов одежды.

«Кто как двигается» - расширяем словарь детей, используем в речи глаголы, учим соотносить название глагола движения с действием животного.

«У кого сколько?» - упражнение детей в согласовании числительных с существительными и т. д.

• Развитие речи детей происходит и в повседневной жизни: это общение детей друг с другом и со взрослыми. Это сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической.

При развитии речи особое внимание уделяется формированию умения у детей строить монолог (спрашивать, отвечать, объяснять, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используем беседы на разнообразные темы: «Любимая детская телепередача», «Твоя семья», «Как ты провел выходной», «Твой лучший друг» т. д. В диалоге развивается умение выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от ситуации. Эти умения необходимы и для развития монологической речи.

• Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. И мы должны помочь ребенку овладеть всеми богатствами родного языка.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития устной речи ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ 43. «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ». Цель. Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном.

Развитие устной речи у детей, имеющих сложную структуру дефекта Развитие устной речи у детей, имеющих сложную структуру дефекта У детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта имеются:.

Формы внешней устной речи Формы внешней устной речиДиалогическая (диалог) — первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность,.

Характеристика устной и письменной речи учащегося школы Результаты обследования устной и письменной речи. ., учащегося 5. класса МБДОУ «Лицей имени А. Г. Баженова» (2016-2017 уч. г.).

Конспект занятия по развитию всех компонентов устной речи «В гостях у Снежной королевы» Конспект НОД коммуникация (развитие всех компонентов устной речи) Тема: «В гостях у Снежной королевы» Задачи: Образовательные: 1. Закрепить.

Педсовет на тему «Формирование компонентов устной речи и культуры общения в процессе игровой деятельности» (средняя группа) Педсовет на тему «Формирование компонентов устной речи и культуры общения в процессе игровой деятельности у дошкольников средней группы».

Приобщение детей к чувашской устной речи методом билингвизма Живя в Чувашии, с годами пропадает культура чувашского языка, интерес к нему. Население стало меньше использовать родной язык в речи. В.

Развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста в различных формах и видах детской деятельности Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельностиК компонентам устной речи относится: словарь.

Речевое развитие дошкольников посредством развития всех компонентов устной речи (из опыта работы) Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» Подготовила:.

Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольника Дидактическая игра как средство формирования монологической речи дошкольника Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование компонентов устной речи
Опубликовано: 21 января 2019 в 06:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование компонентов устной речи» (включая файлы) размещена пользователем ТАТЬЯНА ГОНЧАРОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД