Кристина Амбарцумян
Формирование личности ребенка
Формирование личности ребенка
Дошкольное детство – это один из возрастных периодов, в который происходят психологические изменения, решающие для формирования личности. Как правило, психологи считают личностью человека, достигшего определенного уровня психического развития. Л. И. Божович, характеризуя личность человека, выделяла в нем способность управлять своим поведением и деятельностью, воспринимать и «переживать» самого себя как единое целое, отличное от других и выражающееся в понятии «Я», а также наличие собственных взглядов и отношений, моральных требований и оценок.
Публикация «Формирование личности ребенка» размещена в разделах
Можем ли мы считать личностью 6-7-летнего ребенка? Скорее развивающейся личностью. А. Н. Леонтьев считал, что это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных «механизмов» поведения.
В дошкольные годы устанавливаются первые связи и отношения, которые устанавливаются между отдельными процессами ребенка, причем имеют социальную природу, так как образовываются на основе общественных условиях жизни. Возникают они под влиянием воспитания.
Только в дошкольном возрасте впервые обнаруживаются более высокие по своему типу соотношения мотивов. Сознательное и самостоятельное подчинение одного действия другому формируется только в дошкольном возрасте. В ходе развития ребенка сначала появляется возможность самостоятельно выполнять непривлекательные действия в таких условиях, когда то, ради чего оно выполняется, не воспринимается ребенком непосредственно, а представляется лишь мысленно. Сознательное подчинение своего действия более отдаленному мотиву, является продуктом более высокой ступени развития, первоначально нуждается в наличии мысленной «идеальной» мотивации поведения. Вот почему так важен период развития дошкольника, когда происходит формирование этих первых соподчинений в его деятельности и вырабатываются сами «механизмы» этих соподчинений. Собственное «Я» возникает прежде всего в общении ребенка с окружающими людьми – взрослыми и сверстниками.