Лучший педагог года

Формирование навыков самообслуживание и ведение домашнего хозяйства у детей с нарушением зрения

Анастасия Бабаева
Формирование навыков самообслуживание и ведение домашнего хозяйства у детей с нарушением зрения

Формирование навыков самообслуживание и ведение домашнего хозяйства у детей с нарушением зрения.

Методические рекомендации для педагогов и родителей.

Систематическому формированию навыков самообслуживания у детей должно уделяться внимание с раннего дошкольного возраста. К сожалению, в настоящий момент среди слепых и слабовидящих, окончивших даже специальную школу, имеется немалое количество людей, недостаточно владеющих навыками самообслуживания, умением вести домашнее хозяйство.

Публикация «Формирование навыков самообслуживание и ведение домашнего хозяйства у детей с нарушением зрения» размещена в разделах

Важно в семьях инвалидов по зрению уделить внимание удобной расстановки мебели, без загромождений, исключить разбросанность вещей.

Формируя навыки ухода за жильем, очень важно объяснить учащимся, в каких именно местах сильно пачкаются предметы (двери, особенно около ручек, ванна, раковины, унитаз) и с помощью каких приспособлений и средств их можно отмыть и вычистить. В школе достаточно научить отмывать захватанные дверные ручки, стены, подоконнике, парты.

При нарушении зрения люди часто не замечают пыль в тех местах, которые не по-падают им непосредственно под руки: перекладины на стульях, оконные рамы, паутина на потолке, шкафах и так далее. Поэтому очень важно объяснить детям, где накапливает-ся пыль, показать эти места, дать почувствовать эту пыль, научить вытирать ее без зри-тельного контроля или практически без него (для слабовидящих).

Приемы вытирания пыли.

Необходимо научить детей вытирать пыль по определенному плану:

- мысленно разделить все поверхность на участки, по полоскам, слегка заходящими одна на другую, в направлении «на себя» или по горизонтальным линиям.

- при вытирании пыли левая рука контролируют качество работы. Слабовидящие дети должны тоже пользоваться этим приемом, не склоняться сильно над вытираемыми поверхностью и не пропуская загрязненные участки.

Прием уборки пола.

При нарушении зрения удобно убирать пол (мыть, подметать) также по плану, то есть участками, которые можно выделить какими-нибудь ориентирами (стулья, парты, стол). Часто учащиеся моют пол скомканной тряпкой. Это неудобно и снижает качество работы. Необходимо использовать специальный показ действий, сопровождая его слова-ми. Например, «опускаем тряпку в ведро с водой, несколькими движениями как бы спо-ласкиваем ее, чтобы смыть мусор, пыль грязь. Затем слегка отжимаем тряпку, чтобы вода сильно не стекала на пол, далее подносим тряпку к полу, расправляем и ведем по полу полосами. И, наконец, опять опускаем тряпку в ведро, полощем ее в воде, хорошо отжимаем, расправляем над ведром, слегка встряхиваем и расправленной по полу тряпкой вытираем вымытый участок досуха».

Если комната небольшая, ведро с водой для мытья пола лучше ставить в одно определенное место, а если площадь достаточно большая, то надо приучать детей на каждом участке ставить ведро в удобное место, где не наткнешься на него и не опрокинешь.

В тех случаях, когда ребенку противопоказано поднятие тяжестей, воды надо наливать меньше (половину, треть или четверть ведра, но меняя ее чаще.

Учащимся следует дать сведения о ежедневной, периодической и генеральной уборки. Учащиеся должны усвоить, что ежедневно надо протирать плиту, мыть раковину и посуду, подметать или протирать пол, убирать все вещи на свои места. Периодическую уборку необходимо проводить не реже одного раза в неделю: тщательно мыть полы, ото-двигая мебель, вытирая пыль, мыть раковину, ванну, чистить плиту. Генеральную уборку надо делать один раз в месяц, перед праздниками при смене сезона. Генеральная уборка включает в себя: мытье дверей, стен, окон, уход за мебелью, коврами, стеклянными по-верхностями и зеркалами, уборка на балконе. Во время уборки особенно внимательно следует отнестись к местам вокруг дверных ручек, ручек холодильника, вокруг выключа-телей, раковин обмести пыль с потолков.

Учить выполнять уборку надо всех учащихся с раннего возраста чтобы во взрослой жизни они могли рассчитывать на себя.

Чистим одежду.

Показателем самостоятельности является внешний вид учащихся, умение содер-жать в чистоте и определенном порядке свои вещи, свое рабочее место и предметы до-машнего обихода. Дети должны уметь одевать и носить одежду аккуратно, в соответствии с сезоном, назначением, цветом и фасоном. Дети должны осознавать, как важно быть хо-рошо, опрятно и со вкусом одетыми. Ученики должны хранить одежду в шкафах: слева костюмы, за ними юбки, блузки, платья и так далее. Все вещи должны быть рассортиро-ваны и храниться строго на своих местах, тогда любую вещь можно найти быстро.

Приемы сухой чистки одежды щеткой

сверху вниз, полосками (полосы слегка должны заходить одна на другую);

воротник, манжеты, карманы, низ изделия требуют особенно тщательной чистки;

влажную чистку наиболее загрязненных мест удобнее всегда делать губкой.

При стирке белья учащимся следует напомнить о последовательности действий, указать на места, которые наиболее загрязнены

Учимся гладить.

В процессе обучения глажению одежды учащейся должен помнить правила:

утюг следует располагать безопасно (на металлическую подставку, либо на зад-нюю поверхность так, чтобы ручка слегка выступала за край стола). Скользя рукой по краю стола, незрячий может находить утюг не обжигаясь;

приступая к глажению, надо вещь тщательно расправить;

необходимо соблюдать последовательность глажение: от одного шва к другому, от одной стороны к другой, с тем, чтобы не оставалось не проглаженных мест;

гладить надо двумя руками. Левая рука движется перед правой расправляя ткань. Когда правая рука уходит с утюгом вправо, левая рука следит за ней, одновремен-но контролируя результат работы на только что проглаженном участке;

платья и рубашки начинают гладить с воротника и рукавов;

при глажении утюг следует передвигать все время по ткани, нельзя задерживаться на одном месте, так как могут образоваться подпалены;

отпариваемое изделие лучше смочить все целиком и гладить через сухую ткань;

полезно знать безопасные способы проверки степени нагретости утюга.

Вар. 1. Провести утюг несколько раз по гладильной доске, затем проверить по-верхность доски и по температурным ощущениям делать вывод о степени нагрето-сти утюга.

Вар. 2. На гладкую доску положить влажную ткань, дотронуться до нее утюгом, ес-ли утюг горячий, то послышится шипение.

Уход за обувью

Незрячим следует особенно тщательно следить за обувью, так как она у них быстрее пачкается и изнашивается. Ежедневно следует мыть обувь щеткой и про-тирать сухой тряпкой. На чистую обувь нанести крем в определенной последова-тельности: сначала на нос обуви, затем на левую, затем на правую внутреннюю сторону обуви. В качестве обучения можно показать учащимся прием намазыва-ния крема на обувь с помощью тряпочки намотанной на палец. Во время чистки обуви осуществляется тактильный контроль: на левую руку одевается ботинок, а правая двигаясь снаружи ориентируется на модельные особенности обуви.

Приготовление пищи.

Наиболее сложной и трудоемкой работой для детей с нарушением зрения является приготовление пищи. В обучении практическим действиям наиболее эффективным остается способ сопряженных действий, то есть педагог встает сзади ребенка берёт его руки в свои и выполняет все необходимые действия сопровож-дая их словесными объяснениями. Для самостоятельных действий, связанных с питанием, необходимо овладеть целым набором специальных умений и навыков. Очень важно добиться выполнения практических действий с постоянным так-тильным контролем.

Готовим бутерброд

Левая рука удерживает продукт (хлеб, сыр, колбасу) накрывая его; указательный палец регулирует расстояние от края (толщину, затем приставить нож и отрезать продукт.

При намазывании хлеба маслом (джемом, паштетом) кусок берут в левую руку, на середину куска кладут масло, постепенно поворачивая хлеб, намазывает его в направление к краю куска, но при этом он должен быть направлен к себе.

Чистим картофель

Тщательно вымоем картофель под струей воды.

Затем на ощупь определим и удалим глазки кончиком ножа. Чистим картофель по вертикальным полоскам: левая рука держит клубень, а правая ведёт нож по нему; одновременно левая рука поворачивает клубень, а большой палец левой руки скользит рядом, но чуть ниже ножа. Этот палец выполняет функцию поиска не-очищенной поверхности и контроль за качеством работы.

Клубень время от времени нужно ополаскивать в холодной воде, чтобы лучше ося-залась оставшаяся кожура.

Есть у другой способ чистки: тщательно вымытый картофель режется на крупные кружки. Затем каждый кружок чистится по кругу. Аналогично чистят и другие овощи.

Наливаем воду.

Момент наполнения сосуда можно определить следующими способами: с помощью пальца, который находится у верхнего сечения сосуда; по весу сосуда; по звуку, тон которого меняется с наполнением.

Овладение приемами наливания жидкости весьма полезно и слабовидящим детям, так как это делает их ориентировку в быту и манеры практически такими, как у нормального видящего.

Кипение воды определяется на слух, используя прием неплотно закрытой крышки, ориентируясь на характерные звуки: шум чайника, бульканье воды.

Для определения готовности пищи используем разные способы: по запаху, по вкусу, по времени, затраченному на приготовление, по плотности кусков пищи. Плотность определяется при помощи вилки и ножа.

Ребятам лучше всего запомнить время приготовления того или иного про-дукта и блюда. Этот способ является самым безопасным и доступным для людей с нарушением зрения.

В обучении навыкам самообслуживания очень полезны два педагогиче-ских метода:

1. всегда, когда это необходимо, помогайте ребенку ставя руки на его руки

2. рассказываете, что вы делаете. Старайтесь употреблять внима-тельно подобранные, предельно точные слова с описательным значением. Давайте ребенку одни и те же указания при выполне-нии одинаковых действий.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Конспект занятия «Мебель» для детей с нарушением зренияКонспект занятия «Мебель» для детей с нарушением зрения Цель: закрепить знания о предметах мебели. Задачи: - классификация мебели по назначению; - развитие логического мышления и воображения;.

Конспект занятия по СБО «Насекомые» для детей с нарушением зренияКонспект занятия по СБО «Насекомые» для детей с нарушением зрения Конспект занятия по СБО «Насекомые» для детей с нарушением зрения. Цель: продолжать формировать представления о внешнем виде и образе.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Самообслуживание как важная форма развития трудовых навыков дошкольников Самообслуживание является одним из видов труда дошкольников. Что же такое самообслуживание? Это труд ребёнка, направленный на обслуживание.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков самообслуживание и ведение домашнего хозяйства у детей с нарушением зрения
Опубликовано: 15 мая 2023 в 11:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков самообслуживание и ведение домашнего хозяйства у детей с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Бабаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД