Лучший педагог года

Формирование волевых качеств младших школьников 8–9 лет средствами подвижных игр во внеурочной деятельности

Воробьева Наталья Васильевна
Формирование волевых качеств младших школьников 8–9 лет средствами подвижных игр во внеурочной деятельности

Formation of volitional qualities of younger schoolchildren aged 8-9 by means of outdoor games in extracurricular activities

Аннотация: воспитание волевых качеств значимо для всех этапов становления личности, но особое значение оно приобретает в период младшего школьного возраста. Значимость воспитания волевых качеств личности на важнейшем этапе становления, связанном со сменой ведущей деятельности, отмечают авторы ряда отечественных исследователей (Л. И. Божович, М. В. Борцова, Л. А. Венгер, О. Ю. Гроголева, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Р. С. Немов и другие).

Публикация «Формирование волевых качеств младших школьников 8–9 лет средствами подвижных игр во внеурочной деятельности» размещена в разделах

Annotation : the education of volitional qualities is significant for all stages of personality formation, but it acquires special importance during primary school age. The importance of educating strong-willed personality qualities at the most important stage of formation associated with the change of leading activity is noted by the authors of a number of domestic researchers (L.I. Bozhovich, M.V. Bortsova, L.A. Wenger, O.Y. Grogoleva, A.V. Zaporozhets, V.S. Mukhina, R.S. Nemov and others).

Ключевые слова: воля, воспитание, волевые качества.

Key words : will, upbringing, volitional qualities.

Вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) задает новые направления в поисках организации учебно-воспитательного процесса младших школьников. Стандарт ориентирует педагогов строить процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы он был направлен на развитие личности учащегося с учетом его возрастных особенностей.

Если говорить о содержании волевой сферы личности, то аспекты указанного содержания находят свое выражение в способности индивида к самоопределению и саморегуляции как в ходе различной деятельности, так и применительно к различным психическим процессам, связанным с деятельностью. К базовым функциям воли относят: определение целей и мотивов деятельности; способность регулировать внутреннее побуждение при низкой или, наоборот, высокой мотивации; формирование адекватной деятельности системы на основе психических процессов; психическую или физическую мобилизацию для преодоления трудностей при решении стоящих задач.

К периоду обучения в начальных классах школы формируются основные личностные качества воспитанника. Мотивами, интересами и потребностями определяется поведение детей, целенаправленная их деятельность, а также значимые поступки. То, насколько ребенок успешен в достижении своих целей, реализации своих потребностей, влияет для младшего школьника на содержание его эмоционально-волевой жизни. Успешность воспитания и обучения ребенка находится в прямой взаимосвязи с его эмоциями (особенно положительными, тогда как волевым усилием определяется формирование всех видов деятельности детей, включая и их психическое развитие.

Резюмируя сказанное выше, мы можем говорить о том, что воспитанник, начинающий обучение в начальной школе, должен обладать достаточным уровнем произвольной регуляции эмоционального состояния; быть в состоянии адекватно воспринимать процесс переключения своих эмоций; действовать, понимая свои цели и мотивы, мобилизуя в деятельности необходимые усилия, направляя и регулируя при этом собственную психическая активность.

Ориентируясь на педагогическую практику, можно утверждать, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет волевые качества, не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Стоит подчеркнуть то, что внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности, а так же стать устойчивой платформой для формирования волевых качеств личности.

Учитывая вышеизложенное, была сформулирована проблема исследования: поиск эффективных приемов формирования волевых качеств младших школьников 8-9-ти лет средствами подвижных игр во внеурочной деятельности.

Цель исследования – изучить приемы формирования волевых качеств младших школьников 8-9-ти лет средствами подвижных игр во внеурочной деятельности.

Объект исследования – формирования волевых качеств младших школьников.

Предмет исследования – формирования волевых качеств младших школьников 8-9-ти лет средствами подвижных игр во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования – предполагается, что формированию волевых качеств младших школьников 8-9 лет во внеурочной деятельности способствует использование подвижных игр, если педагог: осуществляет отбор подвижных игр с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; выстраивает серию подвижных игр, направленных на повышение степени сформированности отдельных волевых качеств, таких как целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, самостоятельность, инициативность.

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы следующие задачи :

проанализировать понятия «воля», дать характеристики волевых качеств человека;

изучить возрастные особенности волевых проявлений у младших школьников;

определить роль подвижных игр в формировании волевых качеств младших школьников 8-9 лет во внеурочной деятельности;

провести диагностику степени сформированности волевых качеств младших школьников;

рассмотреть приемы вовлечения младших школьников 8-9 лет в подвижные игры, направленные на формирование волевых качеств;

составить рекомендации вовлечения младших школьников 8-9 лет в подвижные игры, направленные на формирование волевых качеств.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы, сравнение и обобщение научных данных); эмпирические методы (анкетирование, анализ документации, количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая обработка результатов).

Теоретико-методологическая основа исследования:

теория физической культуры и спорта (Л. П. Матвеев, А. М. Максименко, Ю. Ф. Курамшин, Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, и др.);

теория и методика физического воспитания детей и молодежи школьного возраста (Я. С. Вайнбаум, А. А. Зданевич, А. Г. Комков, Е. А. Короткова, Л. Б. Кофман, В. П. Лукьяненко, В. И. Лях, А. П. Матвеев, В. Г. Никитушкин, Г. И. Погадаев, В. Н. Шаулин, А. В. и др.);

психологические аспекты «волевой регуляции» школьников (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Н. П. Гаврилюк, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, В. А. Иванников, Е. П. Ильин, С. Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов и др.);

методические основы управления процессом физического воспитания школьников (Л. П. Матвеев, Л. Б. Кофман, В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, А. П. Матвеев, М. Я. Виленский, В. В. Попова и др.).

Организация и этапы исследования.

1 этап - изучение педагогической, психологической и методической литературы.

2 этап - проведение исследования, обработка результатов исследования.

3 этап - оформление работы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что проведен анализ формировании волевых качеств младших школьников 8-9 лет средствами подвижных игр во внеурочной деятельности; составлены методические рекомендации учителю вовлечения младших школьников 8-9 лет в подвижные игры, направленные на формирование волевых качеств, которые могут быть успешно применены в практике начальной школы.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей младшего школьного возраста «Начальная школа» города-курорта Железноводска Ставропольского края.

Анализ научных источников позволяет нам прийти к следующим выводам:

Воля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и другие.

Основы личности закладываются в детстве, поэтому младший школьный возраст представляет собой важный этап развития волевых качеств личности. Волевые качества личности детей младшего школьного возраста изучены недостаточно. Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка, он совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет. Кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации резервов. Под влиянием предъявляемых к нему требований, начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка.

Физическое воспитание в виде подвижных игр достаточно важны для всестороннего развития младшего школьника. Уникальность их не только в том, что они развивают детей физически, но и побуждают детей быть целеустремленными, активными, деятельными, раздумывать, добиваться успеха. Благодаря подвижным играм вся система организма ребенка втягивается в работу, у него укрепляется нервная система, улучшается пищеварение, становится глубже дыхание, воспитываются такие черты волевого характера как целеустремленность, дисциплинированность, сдержанность, решительность, смелость и т. д.

Подводя итог экспериментального исследования формирование волевых качеств младших школьников 8-9-ти лет средствами подвижных игр во внеурочной деятельности, можно сделать следующие выводы:

Итак, в процессе написания курсовой работы проведена диагностика уровня развития волевых качеств детей младшего школьного возраста. Для выявления уровня развития волевых качеств мы использовали комплексную методику, разработанную Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко, тест «Самооценка силы воли» Н. Н. Обозова. Результаты диагностики показали, что показало, что только 2 (7,7%) детей показали уровень выше среднего; 9 детей (34,6%) имеют средний уровень развития : 12 детей (46,2%) – уровень развития ниже среднего и 3 ребёнка (11,5%) – низкий уровень развития.

По проблеме исследования был проведен анализ приемов вовлечения младших школьников 8-9 лет в подвижные игры, направленные на формирование волевых качеств на основе опыта работы учителя по организации внеурочной деятельности.

Нами сформулированы рекомендации учителю вовлечения младших школьников 8-9 лет в подвижные игры, направленные на формирование волевых качеств.

Это свидетельствует о том, что формированию волевых качеств младших школьников 8-9 лет во внеурочной деятельности способствует использование подвижных игр, если педагог: осуществляет отбор подвижных игр с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; выстраивает серию подвижных игр, направленных на повышение степени сформированности отдельных волевых качеств, таких как целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, самостоятельность, инициативность, гипотеза исследования подтвердилась.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование волевых качеств младших школьников 8–9 лет средствами подвижных игр во внеурочной деятельности
Опубликовано: 2 февраля 2024 в 10:29
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование волевых качеств младших школьников 8–9 лет средствами подвижных игр во внеурочной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Воробьева Наталья Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД