Лучший педагог года

Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации звуков

Боженова Инна
Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации звуков

Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей со стойкими полиморфными нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Особенно эта тенденция заметна в нашем дошкольном учреждении для детей с тяжелыми речевыми нарушениями. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет педагога.

Публикация «Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации звуков» размещена в разделах

Этап автоматизации звуков обозначен в методике педагогического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой).

На этапе автоматизации главная Цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи : в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

Использование игровых приемов позволяет решить сразу несколько задач:

пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

повысить познавательную активность и работоспособность детей;

активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Чтобы повысить интерес детей к педагогическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

Автоматизация изолированного звука

«Улитка». Упражнение направлено на отработку длительного произнесения звуков [с], [з], [ш], [ж], [р]. Понадобятся игровое поле и пять картинок-символов звуков : для [с] на карточке нарисован воздушный шар, [з] – комар, [ш] – змея, [ж] – жук, [р] – тигр.

На игровое поле выкладывается определенный символ. Педагог дает образец выполнения задания. Ребенок должен добраться до центра спирали улитки, произнося звук. Фишка движется только при правильном произнесении.

«Полянка». Упражнение направлено на отработку произнесения звуков [ц], [ч], [ж]. Понадобится игровое поле с изображением цветов.

Ребенок должен перелететь с цветка на цветок, имитируя жужжание – для звука [ж]; перепрыгнуть с цветка на цветок со звукоподражанием – для [ц] и [ч].

«Лабиринт». Упражнение направлено на отработку произнесения звука [р]. Понадобится игровое поле, представляющее собой лабиринт, в центре которого находится гараж. Ребенок должен загнать машину в гараж, имитируя звук мотора – [р-р].

«Самолет». Упражнение направлено на отработку произнесения звука [л]. Понадобится игровое поле с изображениями облаков и самолета.

Ребенок должен перелететь с облака на облако, правильно произнося звук – [л-л].

«Узоры». Упражнение направлено на дифференциацию звуков [з]-[ж]. Понадобится игровое поле, разделенное пополам по горизонтали: верх – владения жука, низ – комара.

Ребенок должен жужжать, залетая к жуку, и звенеть – к комару. Фишка (палец) по ходу узора движется только при правильном произнесении звуков.

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з — комарик звенит, р-р-р — собака рычит, то слог для дошкольника — весьма абстрактное понятие.

Автоматизация звука в слогах

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей используются следующие приемы и упражнения:

“Волшебная палочка” своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и «просит» повторить слог несколько раз. Педагог трижды ударяет палочкой и произносит слоги «СА-СА-СА». Затем передает палочку ребенку – он также ударяет 3 раза по столу и повторяет слоги.

“Игра на пианино” имитируя игру на пианино, ребё нок ударяет по очереди каждым пальчиком по столу и проговаривает заданный слог 5 раз:

РА-РА-РА-РА-РА,

РО-РО-РО-РО-РО

РУ-РУ-РУ-РУ-РУ

РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ

РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ

А затем все 5 “песенок”- слогов ребенок “играет на пианино” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

“Цветочек” - слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков – «лепестки открываются и закрываются».

“Проведи слог по звуковой дорожке” одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

«Пропевание слога под музыку» - например под музыку песни «Вместе весело шагать» проговаривать слоги (СА-СА-СА-СА и т. д.)

«Ступеньки». Упражнение направлено на автоматизацию звуков в слогах, словах. Понадобятся игровое поле и четыре маленькие игрушки (лиса, слон, заяц, волк). На поле должны быть нарисованы четыре ступеньки различных цветов.

Ребенок должен подняться как можно выше по ступенькам, правильно произнося слоги или слова. При автоматизации звука [с] лиса поднимается по ступенькам со слогом са-са-са, слон – со-со-со, заяц – су-су-су, волк сы-сы-сы. Учитывается, какая игрушка поднимется выше по ступенькам, а также правильность произнесения слогов или слов.

Автоматизация звука в словах

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. Использование игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в словах. А педагогические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

“Рыбалка”, в аквариуме находятся «рыбки» на которых прикреплены буквы. С помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем «рыбку» и на данный звук подбираем слова. Поймав “рыбки” – слова, («рыбку» с картинкой) дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым звуком, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и т. п.

“Веселый урожай” (выложить название овоща или фрукта на заданный звук,

“Украсим ёлочку”, наряжая её, игрушками (со звуком С).

Для развития фонематического восприятия звуков полезна игра со Звукоедом. Это герой (игрушка или нарисованный персонаж, который “похищает” звук из слова, а дети должны «спасти» звуквернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла…а – глаЗа, к…от – кРот, Алёну…ка – Алёнушка…

Автоматизация звука в предложениях

“Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть “дружными” (согласованными, в конце предложения нужно ставить какой-то знак:. !? Дети запоминают жестовый показ знаков: точка – сжатый кулачок, восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука, вопросительный знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса.

Таким образом, не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях, но и проводится работа по профилактике дисграфии. На этом этапе автоматизации “приходят” на занятия гости, чаще всего это «Каркуша-Говоруша», - многофункциональное пособие, предложенное автором, которое используется как сюрпризный момент. У Каркуши есть «гнездо с яйцами», в которое можно приложить буквы, картинки, ответы на загадки, задание (например, повторить 5 раз слог СА).

«Девочка Маша» - еще одно многофункциональное пособие, которое используется для развития мелкой моторики: заплести косички, завязать бантики из лент разных цветов, ширины, длины, застегнуть молнии, пуговки, кнопки. С Машей дети «отправляются на прогулку» (имя кукле можно дать любое – в зависимости от автоматизируемого звуа, например: «Ша-ша-ша – наша Маша хороша, ши-ши-ши – нашей Маше напиши».

Медвежонок «Тишка», которые становятся героями игр-путешествий, игр—драматизаций и т. д.

Герои всё время ошибаются – в их предложениях слова не дружат (Рома рубить дрова. Егорка кувырком скатиться с горка, или слова стоят не на своё м месте: (Мышка съела кошку. У шубки красивая Маша.). Дети помогают героям исправить ошибки, объясняя, что они сделали: “подружили” слова в предложении, поставили слова по порядку. Загадывают им загадки и просят выполнить трудные задания: закончить предложение, подсказав последнее слово по картинке, самостоятельно придумать предложение по картинке или с заданным словом, собрать разрезанную картинку и придумать предложение, сделать схему предложения

“Мотыльки”

Цель: Автоматизация звуков “Л” и “Ль” в словах и предложениях. Упражнять в подборе двух предметов одного цвета или оттенка. Учить использовать названия оттенков цветов в речи. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Прямоугольные полоски из картона, на которые наклеены цветы васильки из цветной бумаги разных цветов и оттенков (со звуками “Л” и “Ль” в названиях). Плоскостные фигурки мотыльков таких же цветов и оттенков с колечками для надевания на палец.

Описание игры. Ребенок надевает на каждый пальчик правой или левой руки колечко с мотыльком.

Педагог предлагает посадить мотылька на василек такого же цвета и оттенка. Ребенок пальчиком с мотыльком прикасается к соответствующему васильку.

Ребенок:

Лимонный мотылек сел на лимонный василек.

Желтый мотылек сел на желтый василек и т. д.

“Подарок ослику Иа”

Цель: Автоматизация звуков “Р” и “Рь” в стихах и предложениях. Упражнять в подборе двух предметов одного цвета или оттенка. Учить использовать названия оттенков цвета в речи. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование. Прямоугольные полоски из картона, на которые наклеены разноцветные карточки (со звуками “Р” и “Рь” в названии цвета или оттенка). Воздушные шары из картона такого же цвета или оттенка с колечками (для надевания на палец).

Описание игры. Ребенок надевает на каждый палец правой или левой руки колечко с шариком.

Педагог предлагает помочь Винни-Пуху и Пятачку сделать подарок ослику Иа. Для этого нужно к воздушному шарику одного цвета или оттенка подобрать такой же горшочек.

Ребенок: Розовый шарик подарим с розовым горшочком и т. д.

“Волшебный мешочек”

Цель. Автоматизация звука “Ш” в словах и предложениях. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование. “Волшебный мешочек”, сложенный из подарочной бумаги. Прямоугольные полоски картона, на которые наклеены картинки со звуком “Ш” (в начале слова, в прямых слогах, в словах со стечением согласных). Эти полоски вставляются в “Волшебный мешочек”. Описание игры. Педагог предлагает поискать в “Волшебном мешочке” слова, в названии которых есть звук “Ш”. Ребенок вытягивает полоску, называя предметы изображенные на ней. Когда вся полоска оказывается вынутой, педагог спрашивает: “Что ты нашел в “Волшебном мешочке”?

Ребенок: “Я нашел в “Волшебном мешочке” шапку, шубу, шину, шаль, шашки”. Одновременно прижимает пальцы последовательно один за другим к называемым картинкам.

“Зажги на елке свечи”

Цель. Автоматизация звука “Ч” в словах и предложениях. Упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование. Плоскостная фигура новогодней елки с игрушками. В ветвях елки прорези для свечек. Свечки из картона - 10 штук.

Описание игры. Педагог предлагает зажечь на новогодней елке свечи. Ребенок вставляет свечи в прорези на елке и считает их: одна свечка, две свечки и т. д.

Педагог: “А теперь ласково назови игрушки, висящие на елке, чтобы в слове появился звук “ч” (белка - белочка, звезда - звездочка и т. д.)

Ребенок: На елочке висит белочка (цветочек, зайчик).

“Включи телевизор”

Цель. Автоматизация звука “С” в словах и предложениях. Учить детей группировать одинаковые фигуры одного оттенка. Упражнять в определении первого звука в словах. Упражнять в чтении слов из трех, четырех букв.

Оборудование: Таблица, на которой слева наклеены два длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв, а справа - изображение телевизора. Большие картинки для телеэкрана: сом, сок, сук, соль, нос, сани, сова, мясо, мост, куст, стул, стол. Предметные картинки, в уголке которых наклеены геометрические фигуры голубого, синего и фиолетового цвета.

(Сок - собака, облако, куст - обозначают голубым треугольником, сом - стол, облако, маска - обозначают голубым крутом, нос - носки, ослик, сани - голубым квадратом, сук - сумка, утюг, кот - голубым прямоугольником, соль - сом, ослик, лиса - синим треугольником, сани - сок, ананас, нос, игла - синим кругом, сова - собака, облако, ваза, ананас - синим квадратом, куст - кот, улитка, стол, танк - фиолетовым треугольником, мост - маска, ослик, сани, туфли - фиолетовым кругом, стул - собака, тапки, утюг, лампа - фиолетовым квадратом, стол - стул, туфли, облако, лампа - фиолетовым прямоугольником).

Описание игры. Педагог предлагает детям включить телевизор. Но для этого необходимо отобрать предметные картинки, в уголке которых наклеены совершенно одинаковые геометрические фигуры (например, голубой треугольник). Педагог вставляет их в верхний кармашек (например, собаку, облако, молоток, просит назвать первый звук в каждом из этих слов (С, О, М) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (СОМ). Затем демонстрирует картинку с изображением сома на экране. В нижнем кармашке дети выставляют буквы, обозначающие выделенный звук, и читают получившееся слово.

Публикации по теме:

Дидактические игры на этапе дифференциации звуковДидактические игры на этапе дифференциации звуков Для логопатов характерна отвлекаемость. Поэтому важно организовать коррекционную работу так, чтобы ребёнок увлёкся предлагаемой деятельностью.

Игровые приёмы для развития графических навыковИгровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словахИгровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Картотека «Игровые приёмы и игры с ложками»Картотека «Игровые приёмы и игры с ложками» Картотека «Игровые приёмы и игры с ложками» Приёмы игры на двух ложках: 1. «Цок-цок» - для этого кладут одну ложку выпуклой стороной.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников Мы часто слышим выражение «Движение – это жизнь!», но мало кто задумывается о том, что это действительно так, ведь движение необходимо нам.

Загадки-добавлялки для автоматизации звуковЗагадки-добавлялки для автоматизации звуков Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены карточки на загадки Куликовской Т. А. для автоматизации звуков С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации звуков
Опубликовано: 5 сентября 2021 в 08:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации звуков» (включая файлы) размещена пользователем Боженова Инна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД