Ирина Дружинина
Из опыта работы педагога «Тренируем пальчики. Развиваем речь»
Тренируем пальчики. Развиваем речь.
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Мы уже давно знаем, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития и сформированности тонких движений пальцев рук.
Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Публикация «Из опыта работы педагога „Тренируем пальчики, Развиваем речь“» размещена в разделах
Умелыми и ловкими пальчики становятся постепенно. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически, рекомендованные учителем – логопедом, помогают детям с ТНР овладеть приё мами всей деятельности: самообслуживанием, трудовой, художественно – продуктивной и конечно графическим письмом.
Все движения, действия детского организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии всех психических процессов, особенно на мышление, внимание и речевое развитие ребенка.
Заниматься пальчиковыми играми в логопедических группах мы начинаем с младших групп. Затем это происходит систематически по 2-3 раза в день. Главным и основным этапом пальчиковых игр является самостоятельная деятельность детей с нетрадиционными предметами. Это могут быть грецкие орехи, камешки средних размеров, крупные пуговицы, крупные бусины, колечки, карандаши, прищепки, ленточки, ручки без стержня и т. п. В своей практике мы используем Су–Джок, который является активным стимулятором нервной системы, стимулирует не только пальцы, но и всю ладонь. Когда кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, можно использовать гибкий карандаш-палочку, прищепки, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Гимнастика для пальцев рук может быть без использования речи, так и с сопровождением. Движения пальцев с речью помогают детям усвоить приёмы пальчиковых гимнастик, упражнений и заинтересовывают детей.
Все упражнения пальчиковых гимнастик в подготовительной к школе группе мы практикуем в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук детей группы. Проводить ее можно в любой форме: групповой, подгрупповой, индивидуальной, в течении нескольких минут, в свободное время в режиме дня, во время проведения НОД, рекомендовать родителям.
К концу года подготовительной к школе группы каждый из наших детей полностью овладевает приёмами пальчиковых игр с нетрадиционными предметами. Успехов и Вам в работе с детьми!
Стихи во время проведения игры сочиняем вместе с детьми.
Вот и села детвора,
Поиграть пришла пора.
Повстречали пальчики ежа,
- Вы погладьте - ка, ребятушки меня! (Су - Джок)
Колобок катился,
в руку попросился. (Грецкий орех)
Мимо зайцы пробегали,
Только ушки показали. (Прищепки)
-Шустрый заяц, ты куда?
Под кустом сидит лиса!
Рыжим хвостиком помашет,
На полянке танец спляшет.
Зайчик палочку нашел
И лисицу он провёл! (Гибкая палочка - карандаш)
Палочки - выручалочки,
В колечки собиралочки
Словно нитки - вышивалочки.