Папки-передвижки

Концертмейстер детского хора: особенности профессиональной деятельности

Татьяна Александровна Киреева
Концертмейстер детского хора: особенности профессиональной деятельности

Содержание

1. Значение слова «Концертмейстер»

2.Cпециальные умения и навыки концертмейстера

3. Специфика работы концертмейстера детского хора

4. Заключение

Данная работа представляет собой описание особенностей профессиональной деятельности концертмейстера и, в частности, концертмейстера детского хора; сформулированы специфические функции концертмейстера хора как залог его успешной профессиональной деятельности.

1. Значение слова «Концертмейстер»

Публикация «Концертмейстер детского хора: особенности профессиональной деятельности» размещена в разделах

Кто такой концертмейстер? Обычно, первое, с чем ассоциируется данное cлово, - это пианист, аккомпанирующий солирующему исполнителю.

Но понятие «концертмейстер» неоднозначно. Само слово имеет немецкое происхождение, «konzertmeister» буквально переводится с немецкого как «мастер концерта». То-есть, естественно предположить, что речь идет о лице, помогающем готовить концертное выступление. Но в различных ситуациях это понятие имеет и разную смысловую нагрузку: в частности, два наиболее распространенных толкования слова «концертмейстер» фактически противоположны друг другу. Первое, исторически более раннее определение концертмейстера в оркестровой группе струнных как старшего, лидера, руководителя, задача которого – синхронизация действий всей группы. И более позднее понятие: концертмейстер как пианист, работающий с солистом (вокалистом, инструменталистом, хором, разного рода ансамблем, с балетной труппой – здесь, напротив, в-основном подчеркивается вторичность, вспомогательная функция, подчиненность чьей-то другой воле.

Следует заметить, что, применительно ко второму объяснению, смежное понятие «аккомпаниатор» часто трактуется как синоним, хотя эти понятия не тождественны. Аккомпаниатор (от «akkompagner» - cопровождать) - музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. И концертмейстер - «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах». Как пишет Е. Шендерович, деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает, как правило, только концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя более широкий спектр задач: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков и, конечно же, непосредственно собственная творческая музыкальная исполнительская деятельность. Таким образом, концертмейстер – это отчасти и педагог, и психолог, и артист – и эти функции трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Из всего этого видно, что концертмейстерство – богатейшая сфера деятельности пианиста, очень распространенная и всегда востребованная профессия.

В этой связи много интересного можно почерпнуть из высказываний выдающихся музыкантов прошлого. В частности, великий французский композитор и клавесинист Франсуа Куперен /1668--1732/ отметил: «Нет ничего приятнее, чем быть хорошим аккомпаниатором. Ничто не сближает нас так с другими музыкантами, как совместное исполнение разнообразных сочинений. А аккомпанемент - фундамент солиста. На аккомпаниаторе лежит вся тяжесть здания».

Еще в XVI веке итальянец Джозефо Царлино советовал аккомпаниаторам: «Пусть каждый стремится сопровождать каждое слово певца так, чтобы там, где оно содержит резкость, суровость, жесткость, горе и тому подобное, была соответствующая гармония, т. е. звучащая более сурово, жестко, но не оскорбляющая слух. И точно так же, когда слова певца выражают жалобу, боль, вздохи, слезы, пусть и звучание гармоний аккомпанемента будет полно печали. Ежели слова солиста рассказывают о радости, счастье, то и гармонии, и ритм, и штрихи сопровождения должны эти чувства ясно выражать»

А вот что написал К. -Ф. -Э. Бах: «Аккомпаниатор имеет много шансов выдвинуться и привлечь к себе внимание понимающего слушателя тем, что, играя совершенно спокойно, выкажет твердость и благородную простоту исполнения, не затмевая блеска солиста. Ничто не ускользнет от внимания понимающего слушателя - в его душе мелодия и гармония всегда неразрывны. А во время, когда солист молчит, аккомпаниатор может дать волю собственному темпераменту, если того требуют обстоятельства и характер произведения». И еще: «Хороший аккомпанемент оживляет исполнение пьесы и наоборот, самый лучший исполнитель невероятно теряет из-за плохого сопровождения, ибо все его художественные намерения совершенно искажаются, а самое главное, что этим он выбивается из артистического состояния, в котором находился».

Русский композитор Ц. Кюи назвал специфические качества, необходимые аккомпаниатору: «. требуется музыкальность, чуткость, способность примениться к каждому исполнителю, поддержать его, где нужно подчиниться, где нужно руководить им».

2. Специальные умения и навыки концертмейстера

Следует отметить два основных общих направления деятельности концертмейстера : помощь солисту или коллективу и непосредственно пианизм, художественное исполнение произведения. В связи с этим концертмейстер должен обладать эстетическим вкусом, исполнительской культурой; свободно владеть роялем, чтобы уметь донести до слушателя содержание исполняемого совместно с солистом произведения.

К необходимым навыкам концертмейстера следует отнести быстрое осваивание музыкального текста, «схватывание» многострочной партитуры и умение сразу отделить существенное от менее важного.

Неотъемлемыми качествами являются также хороший музыкальный слух, воображение, умение охватить образную суть и форму произведения, способность достоверно воплотить авторский замысел в концертном исполнении.

Отличает хорошего концертмейстера и умение «с ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент, владение навыками импровизации. Например, при исполнении вокалистом или хором многокуплетного произведения нередко предлагается готовая достаточно бедная фортепианная аранжировка, одинаковая для всех куплетов и часто предназначенная для пианистов – дилетантов. Однако, при подробном ознакомлении с произведением можно увидеть, что куплеты различны и порой контрастны по содержанию. Умелый концертмейстер способен внести необходимые изменения в фортепианную партию и, подойдя к решению этой задачи творчески и со знанием дела, придать исполняемому произведению необходимые яркость, контрастность, подчеркнуть драматургическое развитие. Конечно, в данном случае речь идет о народных или популярных песнях, ведь классический вокальный репертуар не может быть подвергнут подобного рода импровизационным изменениям.

Умение справляться с пианистическими трудностями при исполнении оркестровых переложений так же является одним из важных качеств концертмейстера. Часто музыку, которую так просто исполнять музыкантам оркестра, крайне сложно, а то и почти невозможно играть пианисту, потому что оркестровая фактура была механически перенесена в фортепианную. Видоизменить эту фактуру, выделить главное, распознать и сократить второстепенное, стараясь при этом не нарушать замысла композитора – без таких навыков концертмейстеру в данном случае не обойтись.

Конечно же, концертмейстер должен уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, в своем исполнении смочь объединить фортепианную партию и строку солиста, обладать хорошими навыками транспонирования – все эти качества требуют постоянной тренировки для поддержания необходимого профессионального уровня.

Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать партнера при совместном музицировании. Главным образом это зависит от контакта музыкантов, от интуитивного фактора. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность здесь должны соблюдаться в равной степени. Играя аккомпанемент, концертмейстеру необходимо одновременно видеть партию солиста и уметь чувствовать (и предчувствовать) индивидуальность его трактовки, содействуя ее воплощению своими художественно - исполнительскими средствами. Стремление объединиться в творческих устремлениях с партнером, будь то вокалист, дирижер или хоровой ансамбль, одно из главных условий успешного ансамбля. По мнению Е. Шендеровича, «удобство, которое обеспечивает солисту чуткий партнер- аккомпаниатор, обладающий большим ансамблевым опытом, - это основное условие для работы. главное из всех составляющих качеств профессии концертмейстера».

Порой приходится аккомпанировать незнакомому солисту сразу на выступлении. Аккомпаниатор, не зная партнера, должен быть очень чутким к его музыкальным намерениям, чувствовать и исполнять произведение в едином с ним эмоциональном ключе. Пребывая в творческом процессе, пианист не должен быть активнее солиста. Напротив, пианист должен стремиться поддерживать его, составить с ним целостный ансамбль, быть максимально гибким в процессе исполнения, ни в коем случае не оказывая давления. Для этого необходимо иметь особое чутье. Также неоценимым подспорьем здесь будет знание штрихов и особенностей звукоизвлечения солистов (вокалистов, инструменталистов) или специфики и характера движений танцоров (если речь идет о хореографии).

Психологические качества, необходимые концертмейстеру – это и особый вид внимания, которое нужно уметь распределять между своими двумя руками, солистом или ансамблем, а порой еще и дирижером; это и мобильность и быстрота реакции, помогающие выйти из неожиданных и критических ситуаций на эстраде, когда солист, например, забывает текст или пропускает целые фрагменты произведения; самообладание и воля, позволяющие с блеском выходить из вышеозначенных ситуаций, не выказывая на публике своего недовольства, растерянности или досады. Таким образом, вырисовывается портрет некоего универсального музыканта – героя, которого при этом традиционно рассматривают как «второстепенного», «вспомогательного».

Например, Дж. Мур пишет в своей книге: «Когда грубовато-простодушный Питер Доусон в своей книге «50 лет песни» предлагает убрать со сцены рояль и аккомпаниатора, чтоб они не отвлекали внимания публики, и когда я вспоминаю, что наибольший комплимент, которого я удостаивался от него, состоял в том, что я единственный из аккомпаниаторов, который ему не мешает, — я теряю самообладание. Правда, полем деятельности Доусона является скорее варьете, чем концертный зал. <…> …Чем ниже была культура инструменталистов и певцов, которым мне приходилось аккомпанировать в дни моей юности, тем деспотичнее было их обращение со мной. Мысль о равном сотрудничестве оставалась для них невыносимой. Когда моё имя впервые появилось на конверте пластинки, певец, которому я аккомпанировал, поднял скандал».

С тех пор прошло несколько десятков лет, но подобное отношение бывает и ныне – хотя, к счастью, очень редко. А ведь успех всего выступления порой находится в прямой зависимости от хорошего концертмейстера! Ведь насколько бы не был хорош солист, ничего впечатляющего не получится, если ему аккомпанирует не грамотный концертмейстер.

Да, концертмейстеру безусловно приходится приспосабливать свое видение к исполнительской манере солиста, но как же важно при этом не потерять свою индивидуальность, сохранить страсть к бесконечному творческому поиску и открытию нового в музыке!

3. Специфика работы концертмейстера детского хора

Концертмейстер хора – пианист, аккомпанирующий хоровому коллективу на репетициях и концертах, которые осуществляются под руководством дирижера- хормейстера, а также, при необходимости, помогающий солистам и группам хора разучивать партии в процессе работы над репертуаром.

Одной из задач начального периода обучения детей в хоровом классе является формирование у детей навыка дисциплинированного участия в коллективном музицировании. Также можно обозначить ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач, определё нных образовательной программой дополнительного образования детей:

1. как можно ближе и глубже ознакомить детей с таким музыкальным жанром как песня;

2. на материале песен расширить детский кругозор;

3. развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, прекрасное в жизни, человеческих отношениях;

4. развивать музыкальные способности детей (музыкальный слух, чувство ритма, вокал);

5. прививать вокально-хоровые знания, умения и навыки.

Функции концертмейстера, работающего в детском учебном заведении с солистами, носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются, главным образом, в разучивании с солистами нового учебного репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта.

Найти контакт с группой, увлечь общей творческой работой, вызвать и поддерживать любовь к музыке и пению – эту задачу одновременно решают два педагога - дирижер-хормейстер и концертмейстер.

Работа концертмейстера с хором несколько отличается от взаимоотношений в других ансамблях. Здесь можно обозначить две особенности. Первая особенность диктуется структурой ансамбля. При игре с учеником-солистом (инструменталистом или певцом) или с ансамблем детей концертмейстер старается создать синхронное, сбалансированное, целостное звучание произведения, ориентируясь при этом на солиста, опираясь на слух и поддерживая с ним непосредственный зрительный контакт. Иная ситуация при работе с хором. В данном случае присутствует дирижер-хормейстер, отвечающий за целостное воплощение музыкального произведения, а другие участники ансамбля – и хор, и концертмейстер - ориентируются на дирижерские жесты. При этом задача поддержания контакта для концертмейстера становится сложнее. Он должен наблюдать за жестами дирижера, «считывать» его художественные намерения, играть «по руке» и при этом обеспечивать хороший звуковой баланс, контролируя слухом всю звучащую картину. Контакт концертмейстера и хорового дирижера – очень важный момент в полноценном звучании хора. Поэтому концертмейстер обязан знать основы дирижерской техники (понятие «ауфтакта», «точки», «снятие звука», жесты, изображающие штрихи и оттенки, дирижерские сетки соответствующие простым и сложным размерам). Также нужно не забывать, что показ оттенков, штрихов и других выразительных средств во многом зависит от индивидуальности дирижера.

Вторая особенность аккомпанирования хору – это наличие слова, поэтического текста в произведении. В отличие от инструментальных произведений, в вокальных, хоровых сочинениях наибольшая часть музыкального содержания заключается в организованном звуковысотно и ритмически словесном тексте. Поэтому именно отталкиваясь от мелодизированной речи, хормейстер устанавливает характер звучания, распределяет смысловые кульминации, цезуры, фразировку. Так, постоянное колебание динамики и темпа, согласно А. А. Мирошниковой, во многом связано с литературным текстом хора. «Пианист должен иметь в виду, что каждое слово может иметь только одно ударение. Простое предложение может также иметь только одно главное ударение и все остальные ударения в смысловых группах слов должны быть ему подчинены». Кроме того «динамические возможности вокального исполнения тесно связаны с тесситурой, используемой в произведении: в высокой тесситуре голос у певца звучит более напряженно и с большей силой, в низкой - имеет значительно меньшую звучность». Наконец, в жанре a capella чрезвычайно разнообразна и важна драматургическая роль пауз. В детском репертуаре очень велико значение словесного текста, здесь много песен - историй, сказок, игровых диалогов. И концертмейстер аккомпанирует слову, следует логике развития стиха, вокальному дыханию.

Таким образом, при взаимодействии с хором внимание концертмейстера является многоплоскостным, оно обращено сразу на несколько объектов – жест дирижера, исполнение фортепианной партии, общая звуковая палитра, смысл словесного текста. В таких условиях просто необходимо уверенно владеть выразительными средствами фортепиано, всем набором пианистических приемов. Аккомпанемент в любом сочинении должен быть исполнен грамотно, в соответствии с авторским текстом и творческим замыслом дирижера-хормейстера. Игра концертмейстера на любом этапе изучения произведения (показ, разучивание по партиям, отработка в классе, предконцертная работа, концертные выступления) должна звучать качественно. Всякого рода помарки, неряшливое исполнение отвлекают и сбивают хор, особенно если речь идет о работе с детьми, у которых только формируются начальные исполнительские навыки. Важнейшее основное требование к любому концертмейстеру – он должен хорошо владеть широчайшим арсеналом исполнительских средств, уметь качественно играть необходимый музыкальный материал в том объеме, который требуется в учебной и концертной практике.

Пианист-концертмейстер детского учебного заведения в процессе работы должен овладеть навыками общения с младшим и старшим детскими хоровыми коллективами. Он должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие приемы, как цепное дыхание, активная дикция и др.

Занятия хора начинаются с распевки. Именно концертмейстер помогает дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений и «схватывая на лету» распевки, предлагаемые хормейстером. Здесь необходим прочный навык грамотной гармонизации гамм и различных мелодий, звуковых последовательностей в любой тональности.

На занятиях хора концертмейстеру (на этапах разучивания репертуара) иногда по просьбе дирижера нужно показывать звучание отдельных фрагментов музыки, проигрывая все или отдельные голоса хоровой партитуры. В данном случае не обойтись без навыков беглого чтения с листа, умения совместить хоровую партитуру с аккомпанементом в исполняемом произведении.

В работе с партитурой концертмейстеру необходимо ознакомиться с некоторыми особенностями записи хоровой партитуры. Это касается и различного количества строк, и группировки нот, и фразировочных лиг. Нотный текст произведений для хора a capella не содержит фортепианную партию, но предполагает участие пианиста, когда необходимо иллюстрировать хоровую партитуру в процессе разучивания произведения. Пианист должен владеть основными навыками чтения хоровых партитур и при этом добиваться ровного и полного звучания аккордов, чтобы звучание голосов в аккорде было равномерным по силе звука (за исключением тех моментов, когда в процессе работы должна быть слышна особенно явно какая-либо партия). Согласно А. А. Мирошниковой, в случае, когда невозможно сыграть партитуру полностью, несмотря на правильно подобранную аппликатуру, неизбежно упрощение текста: можно опустить выдержанные, «фоновые» звуки в какой-либо партии для исполнения более важных в данный момент голосов. Благодаря владению всеми вышеуказанными навыками концертмейстер добивается выразительности игры, создавая образец исполнения для участников хора.

При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано пианист должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует точно передавать авторский музыкальный текст, создавать целостный художественный образ, при этом важно взять нужный темп, верно распределить кульминации, агогику и др.

Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т. д.) Это поможет хористам точнее понять сущность нового произведения.

Но исполнительские умения концертмейстера далеко не ограничиваются грамотной игрой по нотам. В репертуар детского хора входят как классические произведения, специально написанные для хора в сопровождении фортепиано, так и переложения, отрывки из опер, популярные песни из кинофильмов, народная музыка. Приходится работать с клавирами, цифровками, фонограммами. Концертмейстер хора должен уметь импровизировать на уроке сопровождение к распевкам, музыкальным играм, отредактировать для себя неудобный клавир, сформировать фактурный аккомпанемент из гармонической схемы-цифровки, сделать гармонизацию мелодии, подобрать аккомпанемент по фонограмме, создать по просьбе хормейстера вступление, заключение, проигрыши. При разучивании с детьми произведений a capella (часто это народные и игровые песни) также понадобится гармоническая поддержка, так как у младших учащихся еще не развит внутренний гармонический слух. Важно, чтобы мелодия запоминалась в ярком гармоническом окружении, формировались ладофункциональные представления.

Работа с фактурой подразумевает наличие у концертмейстера пианистических умений и музыкально-теоретических знаний, воображения, творческой находчивости, широкого кругозора, представления об особенностях разных жанров, о различной музыкальной стилистике.

В процессе работы концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной звучности инструмента порой зависит и звучание сольной, в данном случае хоровой партии. Например, грубый, стучащий звук аккомпанемента вызывает форсирование звука певцами, а мягкое «пение» инструмента приучает солистов к правильному звуковедению, оберегает их от «крика». Концертмейстер должен уметь подстраивать звук фортепиано к вокальной партии. В этом есть сложность, т. к. извлечение звука из фортепиано — это удар молоточка по струне. Взятый звук угасает, в отличие звука, взятого вокалистом, который можно тянуть, прибавлять или убавлять динамику. Поэтому очень важно научиться играть "вокальным звуком" во время показа партий группам хора или солистам. Это достигается профессиональным мастерством пианиста, его творческим посылом, эмоциональностью и доскональным знанием вокальной партии со всеми её нюансами.

Говоря о звучности, также следует затронуть важную тему – звуковой баланс. «Часто неопытный концертмейстер старается играть как можно тише, чтобы слышать голос яснее, чем звук собственного инструмента. При этом ему будет казаться, что он достиг звукового баланса, но подобное исполнение не доставит удовольствия ни искушенному слушателю, ни певцу, лишенному столь нужной ему поддержки». Относительно концертмейстера хора этот вопрос еще более усложняется. Звуковой баланс с хором, солистом и с отдельными партиями- это разные балансы. Концертмейстер, работающий с хором, должен, кроме вышеуказанного, учитывать, что любой хоровой коллектив обладает возможностями, намного превосходящими возможности одного певца и по динамике, и по гармонической насыщенности, а потому и игра концертмейстера должна быть значительно более рельефной и эмоционально насыщенной. В работе непосредственно с хоровым массивом звуковой баланс нужно искать не менее тщательно. Это во многом похоже на игру с оркестром, необходимо по-иному дополнять звучание хора в ансамблевых моментах.

От начального обучения хоровому пению зависит успех дальнейшего развития ученика. Задача хормейстера и концертмейстера – привить учащимся любовь к музыке, заинтересовать их. В процессе хоровых занятий необходимо уделять внимание определению основной идеи песни, выделению «ключевого» слова, нахождению образных сравнений, ассоциаций, литературных или художественных произведений.

Работа с хором требует от концертмейстера особой организованности, определенных организаторских умений. Концертмейстер отвечает за организацию музыкального сопровождения: наличие нот, фонограмм, готовность рабочего места, инструмента, подключение при надобности электроаппаратуры. На сводных репетициях, когда собирается большой коллектив младших школьников, концертмейстер приходит на помощь хормейстеру в поддержании дисциплины, рабочего порядка, помогает в размещении, выстраивании рядов.

Особенности учебного процесса в детском учебном заведении таковы, что порой пианист вынужден проводить некоторые занятия с хоровым коллективом без дирижера. Поэтому концертмейстер должен знать основы дирижерской техники. Выполняя функции хормейстера, пианист должен знать и учитывать такие моменты, как степень знания хористами музыкального материала, особенности дыхания, интонационные трудности сочинения и методы их преодоления, степень развития слуховых и певческих данных хористов, их музыкального мышления, художественного воображения.

Также при работе с хором весьма актуальным является вопрос поддержания дисциплины. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста таковы, что преподавателю целесообразно использование на своих занятиях физических пауз и психологических игр. Поскольку иногда концертмейстер проводит хоровые занятия без дирижера, это становится для него профессиональной необходимостью. Игры на внимание и физкульт - музыкальные паузы - это время для переключения внимания, которое так необходимо детям, а так же минутки баловства и шалостей. При этом одновременно решается несколько задач: дети получают возможность подвигаться, развивают музыкальные представления и чувство ритма.

Итак, концертмейстер должен обладать поистине универсальными качествами. Концертмейстер должен быть хорошим пианистом и чутким ансамблистом, должен сам обладать дирижерскими качествами, и образным музыкальным мышлением, мобильностью реакции и находчивостью в неожиданных ситуациях, артистизмом, умением охватить образную сущность и форму произведения, способностью образно и вдохновенно воплотить замысел автора на эстраде. И конечно же, говоря о концертмейстере детского хора, важно обозначить навык педагогического общения (опыта). Особо хочется еще раз отметить, что для успешной работы в хоровом классе необходим прочный творческий контакт руководителя хора и концертмейстера. Концертмейстер осуществляет практическое воплощение творческого замысла дирижера - хормейстера и вносит большой вклад в звучание детского хорового коллектива.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой (из портфолио) Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой Современный ритм жизни диктует определенные.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Особенности организации детского экспериментирования»Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Особенности организации детского экспериментирования» Мастер – класс для педагогов МДОУ. Тема: "Особенности организации детского экспериментирования" Автор: Цель: Распространение опыта по организации.

Разработка вопросов к самоанализу профессиональной деятельности воспитателя за год Самоанализ воспитателя по определению профессиональной деятельности за ___ учебный год 1. Ф. И. О. ___ 2. Образование.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Самоанализ профессиональной деятельности инструктора по физическому воспитанию Самоанализ профессиональной деятельности. Свою педагогическую деятельность я начала в 1977 году. В дошкольном образовании работаю 38 лет,.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Камышанская Инна Анатольевна, работая по проблеме «Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление детей с народным творчеством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Концертмейстер детского хора: особенности профессиональной деятельности
Опубликовано: 6 сентября 2023 в 14:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Концертмейстер детского хора: особенности профессиональной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Александровна Киреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД