Папки-передвижки

Конспект индивидуального занятия по лексической теме «Зима» для учащихся 1 классов с ОНР 3 уровня

Любовь Сальникова
Конспект индивидуального занятия по лексической теме «Зима» для учащихся 1 классов с ОНР 3 уровня

Конспект индивидуального занятия по лексической теме «Зима» для учащихся 1-х классов с ОНР 3 уровня в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Коррекция речевых нарушений у детей с ОВЗ»

Пояснительная записка

Учебное занятие по лексической теме «Зима» для учащихся 1-х классов с ОНР 3 уровня проводится по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция речевых нарушений у детей с ОВЗ».

Публикация «Конспект индивидуального занятия по лексической теме „Зима“ для учащихся 1 классов с ОНР 3 уровня» размещена в разделах

Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция. Основная задача развития речи у первоклассников — это сформировать у них навыки правильного произношения, грамотного строения предложений и понимания основных языковых структур. Различные упражнения и игры помогают детям понять значения слов и выразить свои мысли с помощью речи. Кроме того, речь играет важную роль в развитии коммуникативных навыков первоклассников. С помощью речи дети могут выразить свои желания, познакомиться с окружающими, задавать вопросы и выражать свои эмоции. Разговор с другими людьми помогает первоклассникам развить навыки общения, а также социальные и эмоциональные компетенции.

Речь также способствует развитию мышления первоклассников. Она помогает детям структурировать информацию, анализировать ее и выделять главное. Через речь дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и классифицировать объекты, развивают логическое мышление и способность к абстрактному мышлению.

Детям с ограниченными возможностями здоровья, как правило, испытывают трудности в речевом развитии. Особое место среди речевых расстройств занимает общее недоразвитие речи.

Дети с ОНР 3 уровня имеют недостаточный словарный запас; допускают в речи лексические ошибки, плохо согласовывают слова в роде, падеже; с трудом овладевают связной речью; их звукопроизношение отстает от возрастной нормы. Следовательно, помимо множества недостатков в развитии связной речи, у детей c ОНР страдают все компоненты речевой функциональной системы: фонетико-фонематические, лексико-грамматические, семантические. Такие дети, как правило, обучаются в общеобразовательных школах, при этом зачастую испытывают учебные трудности. В связи с этим дети с общим недоразвитием речи 3 уровня требуют целенаправленной коррекционной логопедической работы.

Конспект

Возраст: учащиеся 1 класса с ОНР 3 уровня

Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.

Задачи:

- обогащать словарь детей по теме;

- уточнять и расширять представления детей о зиме, ее приметах;

- учить образовывать прилагательные от существительных;

- учить образовывать существительные в уменьшительно – ласкательной форме;

- расширять глагольный словарь ребенка;

- формировать представление о словах – антонимах;

- формировать умение отвечать на вопрос;

- развивать мышление;

- развивать внимание

- развивать мелкую и общую моторику;

Тип занятия : комбинированное

Форма занятия : индивидуальное

Методы: словесный, наглядный, практический

Демонстрационный материал: предметная картинка зима, вата, мяч, снеговики для задания «Найди отличия», раскраски «детские забавы», картинки с изображение одежды, головных уборов и обуви, картинка «лабиринт», раскраски «льдинки».

Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент)

Приветствие

Пальчиковая гимнастика.

- Наше занятие начнем с пальчиковой гимнастики.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять. (“Идут” по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, (Лепят комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (“Крошат хлебушек” всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

- А сейчас послушай мою загадку и попробуй ее отгадать.

После осени пришла.

И сугробы намела.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

- Правильно. Это зима. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.

2. Беседа о зиме.

- Сколько месяцев зимой? (Зимой три месяца.) Давай вспомним их (Декабрь, январь, февраль.)

- Какие изменения произошли в природе зимой? (ребенку демонстрируется картинка, ребенок описывает по картинке при затруднении педагог задает наводящие вопросы, или подсказывает ребенку на что надо обратить внимание на картинке, или начинает фразу – ребенок ее продолжает).

Педагог: Зимой часто дует ветер. Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Это – метель. И мы с тобой сейчас тоже сделаем метель.

3. Дыхательная гимнастика (ребенок дует на кусочки ватки – снежинки в разные стороны).

Педагог: зимой становится холодно, и чтобы не замерзнуть на улице надо много двигаться.

Вот и мы сейчас согреем наш язычок.

4. Артикуляционная гимнастика

Зимние чистоговорки (ребенок повторяет за педагогом, педагог следит за правильным произнесением слов)

Ма - ма - ма - на дворе зима.

Ом - ом - ом - слепили снежный ком.

Мы - мы - мы - дождались зимы.

Ды - ды - ды - на снегу следы.

Ать - ать - ать - я иду гулять.

Ну - ну - ну - саночки тяну.

Ок - ок - ок - на дворе снежок.

Ос - ос - ос - я укутал шарфом нос

Педагог: а теперь давай вспомним слова – неприятели (антонимы).

5. Упражнение «Скажи наоборот». Закончи предложение:

Летом дни жаркие, а зимой (холодные)

Летом день длинный, а зимой (короткий)

Летом солнце яркое, а зимой (тусклое)

Весной лед на реке тонкий, а зимой (толстый)

Снег мягкий, а лед (твердый)

Одни сосульки длинные, а другие (короткие)

Педагог: давай подумаем, что такое «снегопад» и «гололед».

6. Упражнение «Объясни значение». Какие два слова спрятались в слове «снегопад»? (ответ ребенка). А какие слова спрятались в слове «гололед»? (ответ ребенка). Давай придумаем предложения с этими словами. (ребенок придумывает предложение. При затруднении педагог помогает).

7. Педагог: Дети очень любят зиму. Как ты думаешь, почему? (ребенок отвечает. Педагог уделяет внимание ответу ребенка. Ответ начинается со слов «Потому что…»).

8. Педагог: посмотри на картинки, скажи и обведи в кружок, какие предметы подходят для зимних развлечений на улице. (ребенок смотрит на картинки и выбирает)

Педагог: Скажи, а какая она зима. Я начну слово, ты заканчивай.

9. Упражнение «Дополни слово».

- Зимой холод, значит зима какая? Зима холодная.

- Мороз – морозная.

- Вьюга – вьюжная.

- Снег – снежная.

- Молодец.

11. Физкультминутка.

Снеговик в снегу валялся,

Нос-морковка потерялся.

Ищет слева, ищет справа,

Ищет слева, ищет справа.

Наклонялся, приседал

До тех пор, пока устал.

На сугробе растянулся,

Потянулся, улыбнулся.

За морковкой в магазин

Он опять пошел один.

Педагог: Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а ты отвечай.

12. Дидактическая игра «Подбери слова».

Мороз (что делает) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает) — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

Педагог: зимой мы одеваемся тепло. Помоги девочке выбрать одежду, головной убор и обувь для прогулки. Раскрась цветными карандашами.

13. Упражнение «Помоги Тане». Перед ребенком картинки с одеждой, головными уборами и обувью. Ребенку нужно раскрасить только то, что подойдет для прогулки зимой.

Педагог: Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а ты будешь говорить о нем ласково.

14. Игра «Назови ласково». Игра с мячом

Снег-снежок Сосулька — сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка — горочка

Лёд- ледок Холод- холодок

Зима- зимушка Санки- саночки

Снеговик - снеговичок

Шапка - шапочка

III Заключительная часть:

Педагог: Посмотри на картинки. Дети слепили снеговиков, но они получились разные. Давайте найдем отличия.

15. Игра «Найди отличия» (ребенок находит отличия)

Педагог: зима приготовила для нас сокровища и положила их в сундук. Давай найдем их.

16. Упражнение «Лабиринт». Посмотри на картинку, и запомни, как выглядит сундук (20 секунд)

А теперь найди дорожку, которая ведет к этому сундуку. (ребенок ищет)

Помоги открыть сундук. Послушай слова, и назови лишнее слово. Это и будут сокровища Зимы.

Санки, клюшки, льдинки, коньки (ребенок отвечает)

Правильно, это льдинки. Раскрась льдинки в разные цвета (ребенок раскрашивает)

Итог занятия.

Педагог: Итак, о чем мы сегодня говорили на занятии? О каком времени года? (ребенок отвечает)

- Назови приметы зимы.

Педагог: спасибо за занятие. До встречи.

Публикации по теме:

Фотоотчёт индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт»Фотоотчёт индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт» Цели занятия: 1. Расширять знания и представления ребенка по теме «Транспорт». 2. Продолжать автоматизировать звук «р» в словах, словосочетаниях.

Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возрастаКартотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; упражнять в составлении предложений; упражнять в подборе прилагательных.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Ш в слогах и словах» Составила : Учитель-логопед.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Фрукты»Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Фрукты» .

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Конспект занятия по лексической теме «Деревья» для детей с ЗПРКонспект занятия по лексической теме «Деревья» для детей с ЗПР Конспект занятия по лексической теме "Деревья" для детей ЗПР Цель: обобщение знаний детей по лексической теме. Уточнение и закрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального занятия по лексической теме «Зима» для учащихся 1 классов с ОНР 3 уровня
Опубликовано: 5 февраля 2024 в 11:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального занятия по лексической теме «Зима» для учащихся 1 классов с ОНР 3 уровня» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Сальникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД