Получи документы

Конспект консультации-практикума «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Анастасия Саутина
Конспект консультации-практикума «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация-практикум

Цель: Ознакомить родителей с методом наглядного моделирования по формированию у детей связной речи.

Предварительная работа:

1) Анкетирование родителей

2) Анализ результатов анкетирования

3) Формирование содержания консультации-практикума

4) Оформление :

• мультимедийного сопровождения

• памятки для родителей

• приглашений на родительское собрание

Оборудование:

• набор картинок для слайдов,

• образцы схем для наглядного моделирования,

• фломастеры,

• листы бумаги,

• мольберт.

Публикация «Конспект консультации-практикума „Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Повестка родительского собрания:

1) Выполнение решения предыдущего родительского собрания

(сообщение председателя родительского комитета группы О. А. Новиковой – 10 мин.)

2) Ознакомление со справкой по итогам контроля родителей «Соответствие развивающей среды требованиям основной общеобразовательной программы, раздела «Коммуникация», в части формирования связной речи детей».

(председатель комиссии по контролю Т. Ю. Иванова – 15 мин.)

3) Консультация-практикум

Ознакомление родителей с методом наглядного моделирования по формированию у детей связной речи.

(учитель-логопед Е. М. Пермякова – 20 мин.)

4) Организационные вопросы

(председатель родительского комитета О. А. Новикова – 15 мин.)

Ход собрания

Родители приглашаются в музыкальный зал, в зале звучит спокойная музыка.

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада встрече с вами.

Чтобы у нас было хорошее настроение, мы сейчас встанем в круг и скажем друг другу комплименты.

Игра на сближение «Комплимент».

Оценка родителей (какие замечательные комплименты вы сказали, на ваших лицах появились улыбки). А сейчас я прошу вас занять свои места.

Уважаемые родители, вами на родительском собрании были рассмотрены следующие вопросы:

- 1) «Выполнение решения предыдущего родительского собрания» слушали председателя родительского комитета О. А. Новикову. Решили: решение предыдущего родительского собрания считать выполненным;

- 2) «Итоги контроля родителей подготовительной к школе группе «Соответствие развивающей среды требованиям основной общеобразовательной программы, раздела «Коммуникация», в части формирования связной речи детей» слушали председателя комиссии по контролю Т. Ю. Иванову, она ознакомила нас со справой по итогам контроля

Решили: развивающая среда в группе соответствует требованиям основной общеобразовательной программы;

- 3) а сейчас, следующая часть собрания – консультация-практикум, на которой мы рассмотрим педагогическую проблему - «формирование связной речи у детей».

Решение этой проблемы вызывает у родителей наибольший интерес, это мы выявили по результатам их анкетирования.

Всем известно, что семья для ребенка – это одновременно и среда его обитания, и воспитания. Речь родителей и окружающих людей имеет первостепенное значение для формирования у ребенка произносительной, лексической и грамматической стороны речи.

Подробнее

aliexpress.ru

Перейти

favicon

Сейчас ваши дети находятся в предошкольном периоде жизни, и вы волнуетесь за их успешность в школе.

Подготовленность ребёнка к школе определяется по многим критериям, но один из самых важных их умение общаться со сверстниками. Очень важно, чтобы у ребенка была сформирована правильная речь.

Перед консультацией, для наиболее плодотворного сотрудничества с вами, «по проблеме формирования связной речи детей», я осуществила среди родителей анкетирование.

Результаты показали, что вы осознаете актуальность педагогической проблемы и хотите помочь детям, но не обладаете при этом достаточными знаниями и умениями.

Но меня очень порадовало, что вы выразили желание практически освоить приемы работы с детьми по решению данной проблемы.

Проанализировав свой опыт работы и осуществив мониторинг речи детей, я пришла к выводу, что самый эффективный путь решения педагогической проблемы - применение метода наглядного моделирования.

В результате его использования у детей :

• заметно расширяется словарный запас,

• дети стали гораздо меньше допускать ошибок при согласовании слов в предложении,

• при составлении рассказов они используют в речи полные предложения.

Практическая часть

А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам на практике научиться применять метод наглядного моделирования.

Игра №1

«Посади птичку на свое место»

Составить предложения, опираясь на карточку-символ.

Сейчас вас прошу составить эти предложения.

Уважаемые родители, сейчас мы посмотрим видеоролик (на экране проецируется видеоролик работы детей, где увидим с вами применение детьми данного приема моделирования.

Перед просмотром я еще раз хочу обратить ваше внимание на следующее: общая наша цель работы с ребенком – формирование правильной речи. Для этого необходимо самим следить за своей речью и постоянно исправлять дефекты речи, для развития у ребенка самоконтроля.

Мы с вами видим, что ребенок учится:

• самостоятельности,

• зрительно воспринимать план своих действий,

• совершенствуется память, внимание, мышление.

Моделирование облегчает детям запоминание, развивает речемыслительную деятельность, что необходимо для дальнейшего обучения в школе.

Игра №2

Следующий этап нашей работы

«Составление рассказа по опорным картинкам»

Маша проснулась рано утром и пробралась в гостиную. Посередине комнаты стояла нарядная елка. Под ней прятались рождественские подарки. Вдруг большая корзина покачнулась и упала на бок. Из нее выкатился маленький смешной щенок. «Вот так чудеса, - подумала Маша, - я мечтала именно о таком!»

А как же быть, если не для каждого текста всегда можно найти серию картин? Что вы можете предпринять в таком случае?

А я вот нашла такой способ. Сейчас мы с вами будем зашифровывать этот текст, используя лист бумаги и фломастер. Давайте попробуем нарисовать картинки: вы не художники и необязательно ими быть. Мы будем рисовать символами и знаками.

И снова посмотрим видео, как дети работаю со схемой и составляют пересказ. (на экране проецируется видеоролик работы детей)

Игра №3 (на экране проецируется картина, например, зимний пейзаж)

«К нам пришел волшебник: я могу только видеть»

Цель: учить видеть на картине предметы и передавать увиденное в законченном рассказе.

Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, составить связный рассказ на тему «Я вижу только предметы на этой картине».

«К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

Цель: учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе.

Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.

Примерные варианты рассказов:

1. «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки».

2. «Я слышу, как собака-мама разговаривает со щенками: «Грызи кость получше, точи свои зубки. Молодец! Не то что твои братцы, которые только и знают, что играть».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»

Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.

Ход игры: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».

Например:

«Здесь пахнет деревней. Дует свежий ветерок, пахнет лесом. Идет запах от свежего молока. В доме пекут хлеб и пахнет свежеиспеченным хлебом. Пахнет шерстью собак и травой на лужайке».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.

Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».

Сейчас обратимся к видео и посмотрим, как дети используют в своей речи анализаторы и составляют рассказ. (на экране проецируется видеоролик работы детей)

Игра №3

«Живые слова»

Ход игры: Кто хочет быть живым словом? (представим, что мы с вами дети, выбираются дети по желанию)

Теперь вы необычные дети, а дети-слова. Ты, Маша, - слово ДЕРЕВЬЯ. Какое ты слово? Скажи громко. Каким словом стала Маша?

Таня – словом покрыты. А Света – словом снег. (Аналогично задаются вопросы этим детям – «словам» и всей группе)

Наши слова стоят по порядку. Маша скажет слово и даст руку Тане, потом Таня скажет свое слово и даст руку Свете, последней слово скажет Света. А все будут слушать. Начали.

Про что сказали эти слова? (про деревья)

Что они сказали про деревья? (деревья покрыты снегом)

Какое слово первое? Потом какое? А потом? (дети отвечают)

Теперь я хлопну в ладоши и слова, и «слова» пойдут и встанут в любое место группы, а когда я позову «слова, ко мне!» - снова станут по порядку.

Как вы заметили, что этот прием моделирования не требует специального оборудования, он является простым и можно его использовать, когда возвращаетесь с ребенком домой.

Игра №4

«Выдели звук»

Послушайте внимательно маленькое стихотворение:

Любовалась цыплятами курица:

Что ни цыпленок – то умница.

Какой звук чаще всего встречался в стихотворении? (Ц) назовите слова, в которых есть этот звук. (ответы). Послушайте слово ку-ри-ца. Сколько слогов в этом слове? А в слове ум-ни-ца?

Послушайте скороговорку:

Цыпленок с курицей пьет чай на улице.

Скажем ее медленно, а теперь быстрее.

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

Произнесем ее медленно, а теперь быстрее и очень быстро.

И так, мы с вами ознакомились с использованием следующих приемов наглядного моделирования: пиктограммы, картинки-символы.

Данные приемы вы можете использовать их в домашних условиях для формирования у вашего ребенка связной речи.

Вы убедились, что не так сложно обучить ребенка рассказу и пересказу. Важно, на сколько вы будете заинтересованы в развитии своего ребенка.

Я надеюсь, что консультация была для вас полезной и поможет вам формированию у детей правильной речи.

Я подготовила для вас папку, в которую вложила рекомендации, игры, по составлению рассказов. Надеюсь, что эти материалы пригодятся вам.

4) Родительским собранием принято следующее решение:

По данному вопросу решили:

1) одобрить работу учителя-логопеда по применению метода наглядного моделирования для формирования связной речи у детей;

2) рекомендовать родителям использовать метод наглядного моделирования для развития связной речи

Что для вас было интересно?

Какой прием вы будете использовать дома с ребенком?

5) Организационные вопросы

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги и гости моей.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя» Подготовили: методист Едокова О. В. ,учитель-логопед Вишнякова Е. Ю. ,педагог-психолог Шишкина И. Е. ,музыкальный руководитель Царева И. Н. Цель:.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект консультации-практикума «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 марта 2023 в 14:28
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект консультации-практикума «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Саутина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД