МААМ-картинки

Конспект коррекционно-развивающего занятия. «Урожай овощей. Звук-р-»

Наталья Типсина
Конспект коррекционно-развивающего занятия. «Урожай овощей. Звук-р-»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Каргасокский детский сад №3»

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Урожай овощей. Звук -р-" Старший дошкольный возраст.

Учитель-логопед: Типсина Н. М.

Цель. Автоматизация звука р в слогах, словах, в связной речи средствами игровых технологий.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

закреплять правильное произношение звука р в играх и игровых упражнениях;

уточнять и расширять словарь по теме «Овощи»

Коррекционно-развивающие:

Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия, „Урожай овощей, Звук-р-“» размещена в разделах

упражнять в практическом словоизменении;

развивать фонематическое восприятие и связную речь;

развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать уважение к труду взрослых;

снизить утомляемость, повысить эмоциональную заинтересованность детей в преодолении речевого нарушения посредством игровых упражнений.

Оборудование. Набор демонстрационных картинок или муляжей овощей. Магнитная доска. Наборы счётных палочек. Дыхательные тренажёры «Листочки»

Ход занятия.

Дети с педагогом встают в круг, с намерением отправится в огород для уборки урожая овощей.

По дороге в огород, улыбается народ.

Пальчики все разминают,

И друг другу помогают.

Пальчиковая игра. «Урожай» (Развитие мелкой моторики рук)

Урожай мы собираем, кулачок, ребро,

И на зиму запасаем, ладонь, кулачок.

Мы капусту режем, режем, движения прямыми ладошками вверх-вниз.

Мы морковку трём, трём, потереть кулачок о кулачок.

Мы укроп солим, солим, поочерёдное поглаживание подушечек

пальцев большим пальцем.

Мы капусту жмём, жмём, сжимать и разжимать кулачки.

Дыхательное упражнение. «Осенние листочки» (Развитие плавного речевого дыхания)

С дерева листок упал,

Закружился. Запорхал.

Мы листочки соберём,

В сад осенний принесём.

Налетел вдруг ветерок,

(Дети плавно дуют на листочки, делая 3-4 глубоких вдоха)

Вмиг и улетел в лесок.

Артикуляционная гимнастика. «Сказка о весёлом язычке» (Развитие артикуляционной моторики.)

- На тропинке отдохнём, язычок разомнём. (Приложение)

«Собака рычит» (Произношение изолированного звука р)

- Ребята, мы пришли в огород. Идём тихо, чтобы нас не услышала собака.

- Но вот из будки выскочила собака и зарычала (р-р-р). Вы догадались, какой сегодня будем произносить звук? (р-р-р).

- Расскажите, что вы знаете про звук р? (Звук р согласный, звонкий, твёрдый)

«Чистоговоркино» (Произношение звука р в слогах, словах и предложениях)

- Собаки мы совсем не испугались, даже подразним её.

Ра- ра –ра – идёт детвора.

Ро – ро – ро – взяли мы с собой ведро.

Ры – ры – ры – идём в огород мы.

Ру – ру – ру – пропусти-ка детвору.

«Отгадай загадки»

- Нас встречает хозяин огорода, его зовут Роман. Какой первый звук в слове Роман? (Звук р). Роман говорит, что у собаки кличка тоже со звуком р (Трезор, Тарзан, Дружок) Собаке понравилось кличка Дружок, она завиляла хвостом и убежала.

- Роман спрашивает, знаете ли вы, что растёт в огороде? Отгадайте загадки.

Он и в дождик, он и в зной клубни прячет под землёй.

Клубни вытащишь на свет – вот и завтрак, и обед. (Картофель.)

В огороде вырастает, а когда он созревает,

Варят из него томат, в щи кладут и так едят. (Помидор.)

Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко, что же это? (Репка.)

Щёки розовы, нос белый, в темноте сижу день целый.

А рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редиска.)

Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста.)

Черна, горька, а от ста болезней помогает. (Редька.)

На грядке длинный и зелёный,

А в кадке – жёлтый и солёный. (Огурец.)

Сладкий – съешь и целиком,

Горький – тронешь языком,

Обожжёт, как огнём,

Не забудешь ты о нём. (Перец.)

А на этой грядке горькие загадки,

Тридцать три одёжки, и все без застёжки.

Кто их раздевает – слёзы проливает. (Лук.)

- Ох, ох, ох! – разворчался… (Горох)

Ох, и трудно жить в стручке,

Если дверца на крючке.

- Как сказать одним словом, что растёт в огороде? (Овощи.) Где растут овощи? (В огороде, на грядках.) Какие овощи со звуком р мы не назвали? (Укроп, морковка.) У Романа в огороде растут овощи только со звуком р, какие овощи не растут у Романа в огороде? (Лук, капуста.)

«Скажи ласково» (Упражнять в практическом словоизменении)

- Ухаживая за своими овощами Роман называет их ласково.

Картошка - …(картошечка)

Помидоры - …(помидорчики)

Редис - …(редисочка)

Редька -…(редечка)

Огурец -…(огурчик)

Перец -… (перчик)

Укроп - …(укропчик)

Морковка - …(морковочка)

«Посчитай»

- Посмотрите сколько грядок с овощами у Романа. Давайте посчитаем.

1 грядка, 2 грядки, 3 грядки, 4 грядки, 5 грядок.

- Ребята, Роман нас приглашает в дом. Дочка Рая приготовила обед.

Суп из овощей, какой суп? (Овощной) Название супа со звуком Р. (Борщ)

Суп из картофеля, какой суп? (Картофельный)

Суп с горохом, какой суп? (Гороховый)

Салат из огурцов, какой чик)салат? (Огуречный)

Запеканка из моркови, какая запеканка? (Морковная)

«Выложи из палочек Грузовик» (Развитие мелкой моторики, фонематического слуха)

- Наступила осень, Роман убрал урожай овощей и перевозит на грузовике в погреб. Сделайте из палочек грузовик, как на картинке.

- Как вы думаете, в слове грузовик есть звук р?

- Где находится звук р в слове грузовик, в начале в середине или в конце слова? (Дети определяют место расположения звука в слове с помощью цветовых символов на звуковой линейке)

- Расскажите на чём, и куда Роман перевозит овощи? (Роман перевозит овощи на грузовике в погреб.)

- Ребята, давайте Роману и Рае покажем, как мы умеем собирать урожай.

Динамическая пауза «Урожай» (Развитие общей моторики в речи с движениями)

В огород пойдём, дети маршируют на месте,

Урожай соберём, идут по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем, «таскают»,

И картошки накопаем, «капают»,

Срежем мы кочан капусты, «срезают»,

И редиски сочной, круглой, показывают руками,

Огурцов сорвём немножко, «рвут»,

И вернёмся по дорожке, идут по кругу, взявшись за руки.

«Исправь ошибку» (Произношение звука р в предложениях)

- Помогите Рае выучить уроки, исправьте ошибки в предложениях.

Редиска режет Раю. На редьке и редиске растёт грядка. Огород нарвал в помидоры мы. Помидоры и огурцы поливают Романа. Грядка растёт на репке. В горох и картошку положили суп. Морковка сорвала много детей.

«Рассказово» (Произношение звука р в связной речи)

- Вы славно помогли Рае. Расскажите ей, что интересного мы видели в огороде на грядках. (Дети рассказывают отработанные на индивидуальных занятиях стихотворения, пересказывают рассказ)

Что растёт на грядке?

Что растёт на нашей грядке? Огурец, горошек сладкий,

Помидоры и укроп для приправы и для проб.

Есть редиска и салат – Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно. Запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку: что растёт на нашей грядке?

Огуречик.

Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик!

Там мышка живёт, тебе хвостик отгрызёт!

-//-

В огороде за забором поспевают помидоры,

Держатся за колышки, греются на солнышке.

А подсолнух купил жёлтую фуражку.

В огороде на дорожке выросли ромашки.

Прибегали позже всех огурцы – братишки,

Выбирали себе майки да трусишки.

Урожай.

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить. Овощи употребляют в пищу сырыми, варёными, жареными, солёными. Из них делают салаты, борщи. Овощи заготавливают на зиму и складывают в погреб. Они очень полезны, в них много разных витаминов.

Упражнение на релаксацию.

- Большой урожай мы собрали вместе с Романом и устали. Овощи тоже устали перебираться с грядок в погреб.

Отдувается капуста: «Ах! Ах!» обмахивать лицо ладошками.

Морковка: «Эх! Эх!» хлопать по коленям.

Горох: «О – хо - хох!» легко ударять пальчиками по коленям.

Огурец: «Ух! Ух!» хлопать в ладоши.

- А теперь пора домой. С каким звуком вместе мы ходили в огород? (р-р-р) Чем занимались в огороде? (Собирали урожай и играли)

Литература.

1. Анищенкова Е. Ф. Логопедическая ритмика. // Е. Ф. Анищенкова – М. ,2006.

2. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. // С. А. Васильева, Н. В. Соколова - М. : Издательство «Школа-Пресс», 2001.

3. Воробьёва, Т. А., Крупенчук, О. И. Логопедические игры. // Т. А. Воробьёва, О. И. Крупенчук – Санкт- Петербург, изд. Дом ЛИТЕРА, 2009.

4. Гринёва Л., Счётные палочки. // Дошкольное воспитание – 2009 - №1.

5. Картушина М. Ю., Логоритмические занятия в детском саду. // М. Ю. Картушина – М. Сфера. 2004г.

6. Котикова Н. В. Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми. // Н. В. Котикова – МЦФЭР. 2010г.

7. Лопухина И. С. Логопедия - речь, ритм, движение. // И. С. Лопухина – Санкт-Петербург. 1997г.

Приложение. "Сказка о весёлом язычке"

Жил-был на свете язычок. А жил язычок в своём домике-ротике. Рано утром проснулся язычок.

Открыл окошечко, губы открыты, округлены в виде окошечка.

Открыл двери, открыть зубы.

Выглянул язычок, кончик языка высунуть из полости рта.

Посмотрел вверх на солнышко, язычок поднять вверх,

Посмотрел вниз на травку язычок опустить вниз,

Посмотрел по сторонам, движение от одного уголка рта к другому.

Забежал язычок в домик,

Лег на кроватку и уснул, язычок лежит неподвижно, в низу.

Проснулся язычок, присасывать кончик язычка к нёбу,

Стал прыгать пощёлкивание в медленном

До самого потолка. и быстром темпе.

Но пришла мама, приоткрыть рот, положить язычок на

нижнюю губу

И наказала язычка. пошлёпывая его губами, произносить

Язычок стал послушный, «пя-пя-пя…»

И мама положила в чашечку

Варенье упражнение «чашечка»

Язычок был неаккуратный, медленно, не отрывая языка,

Замарал губки. облизать верхнюю губу сверху вниз

Пошёл язычок чистить зубки облизывать язычком за верхними, затем

за нижними зубами.

Выбежал язычок во двор, кончик языка поднимается за верхние

Сел на качели и стал качаться зубки, затем за нижние.

Качается язычок и поёт песенку ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лу-лу-лу.

Увидел язычок лошадку,

Сел на лошадку и поскакал. пощёлкать язычком.

Остановил лошадку тр - р- р- р…

Дальше поскакал пощёлкать язычком.

Привезла его лошадка в лес, присосать язычок к нёбу.

А в лесу много грибов. не отрывая язык от нёба,

Стал собирать язычок грибы плавно оттянуть вниз нижнюю

Набрал полное лукошко грибов челюсть, повторить несколько раз.

Поскакал на лошадке домой, пощёлкать язычком.

Зашёл в домик, закрыл двери, язычок убрать в рот, закрыть зубы,

Закрыл окошечко. закрыть губки.

Публикации по теме:

Конспект коррекционно-развивающего занятия «День дружбы» Конспект коррекционно-развивающего занятия «День дружбы» Цель занятия: формирование представления о том, что такое дружба и каким должен.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Домашние птицы» Целевая аудитория: дети со сложным дефектом развития. Форма проведения: подгрупповое занятие. Цели: 1. Уточнить и расширить словарь по теме.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Лаборатория эмоций» Коррекционно-развивающее занятие. Тема : «Лаборатория эмоций»! Цель: Развитие эмоционального интеллекта и компетентности дошкольников, формирование.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Айболит» Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни; развитие навыков самообслуживания. Задачи: 1. Формировать ручные умения в откручивании.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Транспорт» для детей с РАС Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:Коррекционно - образовательные: - обогащать представления детей о транспорте, и.

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в ДС Цель: Коррекция мелкой моторики, формирование представлений о цвете, форме, размере. Задачи: Учить различать правую и левую руку, вертикальное,.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с ОВЗ от 1–2 лет «Игрушки» Задачи: • Вызывать у ребенка положительные эмоции. • Развивать навык мелкой моторики рук • Развивать активное подражание действиям взрослого,.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «В гости к гномику Бояке» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Весна-красна!» Коррекционно - развивающее занятие «Весна красна!» Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Знакомимся с эмоциями» Конспект коррекционно – развивающего занятия: «Знакомимся с эмоциями» Цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект коррекционно-развивающего занятия. «Урожай овощей. Звук-р-»
Опубликовано: 14 октября 2019 в 12:49
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия. «Урожай овощей. Звук-р-»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Типсина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД