Лучший педагог года

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Семья вместе и душа на месте»

Ольга Владимировна Селиверстова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Семья вместе и душа на месте»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по социально-личностному развитию

Воспитатель: Селиверстова О. В.

Тема: Семья вместе и душа на месте.

Цель: Знакомство с русскими народными семейными традициями.

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Семья вместе и душа на месте“» размещена в разделах

Задачи: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька; определениями: старинный, деревянный, расписной; учить составлять описательные рассказы по иллюстрациям о семье. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; любовь к своей семье.

Виды детской деятельности: речевая, познавательная, игровая, продуктивная.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Методические приемы: словесный (вопросы детям, рассказывание, инструкция, загадывание загадок, наглядный (показ, сюрпризный момент, практический (оказание помощи).

Материалы и оборудование: кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; заготовки из ткани изготовления оберега.

Подготовительная работа: беседа по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: оберег, тезка, колыбелька, старинный, расписной.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.

А сейчас мы с вами попробуем проснуться хорошенько, что бы узнать много нового. Повторяем за мной:

Встань, как только солнце встанет (тянут руки вверх)

И тихонечко к окошку –

Руку луч тебе протянет (тянут руки вперед)

Ты подставь скорей ладошку (подставляют ладошку солнышку,

Пусть тебя увидит мама и умытым, и обутым (проводят руками по лицу и дотрагиваются до обуви,

Все прибрав, иди к ней прямо

И скажи ей: «С добрым утром!» (дети повторяют вместе «с добрым утром»,

А потом с улыбкой, с песней

Выйди к травам, людям, птицам. (дети широко разводят в стороны)

И веселым интересным день твой должен получится! (дети улыбаются друг другу)

Воспитатель: А сейчас проходите на стульчики. Я хочу вам загадать загадку:

Тебе дано,

А люди пользуются (Имя)

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто здесь – малыш. Это кукла-малыш, Он только сегодня родился. Давайте его покачаем (Ребенок качает куклу). С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.

Воспитатель: Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?

Дети: Тезки.

Воспитатель: А кто-нибудь из вас знает знаменитых и известных людей, у которых было такое же имя, как и у вас.

Дети рассказывают об известных им людям.

Воспитатель: Молодцы! Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это? Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?

Предположения детей.

Воспитатель: Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Воспитатель (кладет уголек): а говорили при этом такие слова - Привыкай к домашнему теплу.

Первый ребенок кладет зернышки.

Воспитатель: когда клали зернышко говорили - Будь всегда сыт.

Второй ребенок кладет денежку.

Воспитатель: А говорили, когда клали монетку - Будь всегда богат.

Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли.

Дети вытирают куклу.

Воспитатель: Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети: Одевали.

Воспитатель: А одевали ребеночка в отцову рубашку, чтобы ребенок был похож на отца и матушку. Родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети: Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель: Давайте и мы оденем Егорушку. А когда одевали рубашку родителей приговаривали: - Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель: Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети: Укладывали спать.

Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?

Дети: В колыбельку.

Воспитатель: А что же такое колыбелька?

Дети: Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель: Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям).

Дети: Деревянная, расписная.

Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это? (Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать).

Воспитатель: Что же это?

Дети: Хлеб и соль.

Воспитатель: Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Дети кладут в колыбельку куклу.

Воспитатель:Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети: Пели колыбельную.

Воспитатель:

- А что такое колыбельная?

Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель: А сейчас послушайте такую колыбельную:

А баю-баю-баю

Пошел отец за рыбою,

Мать пошла пеленки мыть,

Дедушка дрова рубить,

Ну а наша бабушка

Напекла оладушков.

Воспитатель: О чем же рассказывает нам эта колыбельная?

Дети: о маме, папе, бабушке, дедушке, семье.

Воспитатель: Как вы думаете дружная семья у Егорки?

Дети: отвечают.

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим эти картинки, что вы можете рассказать о них.

Дети: рассказы детей о семье по картинкам.

Воспитатель: А вы ходите куда-нибудь гулять всей семьей? Куда?

Дети: отвечают.

Воспитатель: А давайте с вами поиграем в игру «Карусель» - пойдем всей семьей на прогулку.

Дети садятся на стульчики, воспитатель – мама, мальчик один – папа. Мама и папа по очереди подходят ко всем детям и приглашают их кататься на карусели: «Сашенька, сыночек, пойдем с нами кататься».

Затем дети берутся за руки встают в круг, идут по кругу со словами:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали,

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Ребятишки, как вы думаете – семья, которая все делает вместе (работает, отдыхает, гуляет, в которой заботятся друг о друге) какая?

Дети: дружная, счастливая.

Воспитатель: А в старину, чтобы у каждого ребеночка в будущем была счастливая и дружная семья, чтобы его всегда любили и заботились о нем, дарили куклу – оберег. Что такое оберег?

Дети: высказывают предположения.

Воспитатель: это кукла, которая оберегает малыша и его семью. Мы сегодня сделаем такую куклу – она называется «Кукла – пеленашка» и подарим нашему Егорке. (Воспитатель дает инструкции по изготовлению куклы). А пока мы делаем нашу «Куклу – пеленашку» давайте вспомним пословицу о семье.

Дети: Когда все вместе и душа на месте.

Воспитатель благодарит за занятие.

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе ко Дню семьи, любви и верности «Когда семья вместе, так и душа на месте»Конспект НОД в старшей группе ко Дню семьи, любви и верности «Когда семья вместе, так и душа на месте» Конспект НОД «8 июля - День семьи, любви и верности» в детском саду «Когда семья вместе, так и душа на месте» Цель: Воспитывать у детей.

Конспект НОД «Коли семья вместе, то и душа на месте» Цель:создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности познавательного и творческого характера. Задачи: -создать условия.

Педагогический проект в старшей группе «Вся семья вместе, так и душа на месте»Педагогический проект в старшей группе «Вся семья вместе, так и душа на месте» Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному.

Развлечение в младшей группе «Вся семья вместе, так и душа на месте» .

Родительская гостиная в группе компенсирующей направленности «Семья вместе, так и душа на месте!» Цель: Формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями;.

«Когда семья вместе, то и душа на месте». Сценарий праздника, посвященного Дню семьи Цель: Сохранение и укрепление духовных ценностей и культурных традиций семьи, воспитание уважения членов семьи друг к другу. Задачи: создать.

Сценарий развлечения для старшей группы «Коли семья вместе, то и душа на месте» Сценарий развлечения для старшей группы «Коли семья вместе, то и душа на месте» Развлечение «Коли семья вместе, то и душа на месте» Цель:.

Сценарий развлечения ко Дню Семьи «Когда вся семья вместе, так и душа на месте» Цель: гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий. Задачи: 1. Формировать первичные ценностные.

Семейные посиделки в средней группе «Вся семья вместе, так и душа на месте» Моя семья, звучит прекрасно, правда? Моя семья, и нас дружнее нет! Моя семья, и сразу стало ясно, Что Я держу за всех ответ. Когда все вместе.

Фотоотчет «Семья вместе — душа на месте»Фотоотчет «Семья вместе — душа на месте» В апреле в нашем детском саду "Солнышко" (заведующая Петрова Галина) прошла декада Отцов, в рамках которой проводились консультации для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Семья вместе и душа на месте»
Опубликовано: 11 октября 2018 в 16:45
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Семья вместе и душа на месте»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Владимировна Селиверстова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД