Лучший педагог года

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «В гостях у Марьюшки-хозяюшки»

ВИКТОРИЯ КОЗЛОВА
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «В гостях у Марьюшки-хозяюшки»

Образовательные области

познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.

Задачи: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, горшок, ухват, деревянная ложка, самовар, народный костюм). Активизировать познавательную деятельность. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (изба, ухват, и т. д.). Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору, любовь к Родине.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада „В гостях у Марьюшки-хозяюшки“» размещена в разделах

Словарная работа: изба, горница, красный угол, сундук, лапти, ухват,горшок, чугунок, прялка.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в альбомах по теме " Русская изба", «Предметы быта в старину», «Моя Родина Россия», разучивание пословиц, поговорок, хороводов, отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, слушание русских народных песен.

Оборудование: оформление зала в стиле русской избы, предметы старинного быта, сундук, люлька, самовар,русские костюмы, музыкальное оформление.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет не совсем обычное, но очень интересное занятие.

-Скажите, где мы с вами живём?

Дети: Мы живём в Крыму.

Воспитатель: Какие народы живут у нас в Крыму?

Дети: Крымские татары, украинцы, русские, армяне, греки и многие другие.

Воспитатель: Крым- это наша малая Родина, а наша большая Родина - это Россия.

Я узнал, что у меня есть огромная семья-

И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,

Речка, небо голубое, это всё моё, родное!

Всех люблю на свете я- это Родина моя!

Воспитатель: Мы с вами живём в очень большой и многонациональной стране- России. У каждого народа есть своя история, своё прошлое. У русского народа тоже есть своё прошлое, свои обычаи и традиции.

Вы хотите узнать, как жили люди в старину на Руси?

Для этого нам нужно попасть в прошлое. Но, чтобы туда попасть, нам нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:

В прошлом очень интересно,

Всё для нас там неизвестно,

Повернись, покружись, в прошлое назад вернись!

(Пока дети говорят слова, открывается занавес, зал оформлен в стиле русской избы, детей встречает Марьюшка-хозяюшка.)

Марьюшка : Здравствуйте, гости дорогие, а вы кто будете и откуда?

Дети: Мы ребята из детского сада «Антошка», мы хотим узнать, как в старину жили люди на Руси.

Марьюшка :Доброму гостю хозяин рад, проходите, гости дорогие, с хлебом-солью вас встречаю, добро пожаловать в мою русскую избу!

Марьюшка - кто из вас знает, как называется лучшая комната в избе?

Дети: Лучшая комната в избе называется горница.

-Правильно. Горница у меня небольшая, да красивая какая! На убранство поглядите, да про всё мне расскажите! У меня в горнице много интересного и необычного для вас.

-Вы умеете отгадывать загадки?

Летом спит, зимой горит,

Пасть открывает, что дают, глотает? (Русская печь)

-Правильно, это печь. Дорогих гостей всегда усаживали поближе к печи. Присаживайтесь и вы на лавки.

-Печь - это сердце дома, она всегда была самой главной в доме.

-Скажите, а для чего людям нужна была печь?

Дети: Она согревала людей в холода, люди готовили в ней еду.

-Да, печь это деревенская кормилица, а какую еду готовили в печи?

Дети: пекли хлеб, пироги, варили кашу, щи.

-А в какой посуде готовили еду, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он чумазый, не чистюля,

Там, где в печке уголёк,

Сварит кашу…. (Чугунок)

-А из чего был сделан чугунок?

Дети: из прочного металла- чугуна, чтобы выдержать большой огонь.

-Смотрите, дети, какой необычный предмет стоит рядом с печью, кто знает, что это?

Дети: это ухват, чтобы доставать горячие чугунки из печи.

-Дети, печка не только кормила и согревала людей в старину, она была ещё и источником света в избе. Когда огонь в ней разгорался, в горнице становилось светло, хозяйка с хозяином садились возле печки и каждый занимался своим делом.

-А мы с вами немного поиграем сейчас.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «В ИЗБУШКЕ»

В нашей избушке петушок поёт

Мышка-норушка избушку метёт

Кошка на окошке штанишки шьёт

Курочка на печке горшки скребёт.

Марьюшка : За печкой всегда располагался «Бабий кут», или «Бабий угол».

Здесь хозяйничали женщины. Они стряпали, готовили еду, шили. Здесь висела колыбелька для самого маленького в семье. Она была подвешена к потолку.

-Обратите внимание на этот предмет, кто знает, что это?

Дети: Это прялка.

- В старину в каждом доме были прялки. Для чего они нужны?

Дети: Прялка нужна, чтобы прясть пряжу. Из пряжи потом вязали носки, тёплую одежду.

- А как называли женщин, которые прял и пряжу?

Дети: Их называли пряхи.

- Правильно, а какие пословицы вы знаете о пряхах?

Дети: У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Будешь хорошо прясть, хорошо оденешься.

Хорошо прядётся, весело поётся!

- Молодцы. Девочки, а вы хотели бы немного побыть пряхами?

ТАНЕЦ «ПРЯХИ»

Марьюшка : Ребята, а ещё в каждой русской избе обязательно был «Красный угол». Почему его так называли?

Дети: Красный, значит красивый, хороший, светлый.

-В этом углу всегда вешали иконы, их украшали рушниками. Ещё в красном углу всегда стоял стол и лавки. За столом собиралась вся большая крестьянская семья, чтобы пообедать.

-Отгадайте загадку:

Сама не ест, а всех кормит. (Ложка)

-Да, в крестьянской семье у каждого была своя ложка.

-Из чего делали ложки в старину?

Дети: Из дерева, из бересты.

гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Об этом даже поговорку сложили : Запасливый человек без ложки не ходит.

-Деревянными ложками люди не только ели, на них можно было ещё и играть. Как назвали людей, которые играли на ложках?

Дети: их называли ложкарями.

-Смотрите, какие у меня есть красивые, расписные ложки!

Мальчики, хотите побыть ложкарями и поиграть на ложках?

ДЕТИ ИГРАЮТ НА ЛОЖКАХ.

-Хорошо повеселились, теперь отгадайте ещё одну загадку:

И шипит, и кряхтит,

Быстро воду кипятит,

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает. (Самовар)

-Дети, самовар в русской избе это символ добра, домашнего уюта, и покоя. За самоваром собиралась вся большая семья, пили чай с мёдом, блинами, пирогами и веселились от души! Давайте и мы с вами немного повеселимся!

ИГРА «ЖИЛ, ПОЖИВАЛ САМОВАР»

Марьюшка :

-Ребята, как много интересного в русской избе, много старинных предметов быта, которых теперь и не встретишь,я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Раньше и сейчас»

-Раньше еду готовили в печи, а сейчас? (На плите)

-Раньше на лавках спали, а сейчас? (На кровати)

-Раньше воду носили из колодца, а сейчас? (берут из крана)

-Раньше девушки носили сарафаны, а сейчас? (носят платья)

-Сейчас одежду хранят в шкафу, а раньше?

(а раньше хранили в сундуках.)

Марьюшка : Посмотрите, ребята, в моей избе тоже есть сундук!.

Что под крышкою хранится, может вам это сгодится,

Вы, ребята, подходите, да внимательно смотрите,

Выбирайте, доставайте, одежду верно называйте!

ДЕТИ РАССМКАТРИВАЮТ ОДЕЖДУ И НАЗЫВАЮТ ЕЁ.(Сарафан, рубаха, лапти, картуз, кокошник)

Марьюшка :В такой одежде люди на Руси и работали, и веселились, и хороводы водили.

-А на вас сегодня какая одежда надета?

Дети: русские народные костюмы!

Марьюшка :А хороводы водить вы умеете?

Ну-ка, весь честной народ, становись, ка в хоровод!

ДЕТИ ВОДЯТ ХОРОВОД.

Марьюшка :Молодцы, ребята, что вы пришли ко мне в гости, а теперь, ребятушки, прощайте, на дорожку угощайтесь! (УГОЩАЕТ ДЕТЕЙ БАРАНКАМИ)

Марьюшка : а теперь, дети, вам пора возвращаться назад, в свой детский сад!

-Закрывайте глаза и повторяйте заклинание:

«Повернись, покружись, в настоящее вернись!

Занавес закрывается, детей встречает воспитатель.

Воспитатель: Ну, что, ребята, понравилось вам в гостях у Марьюшки-хозяюшки?

-Что вы узнали нового и интересного?

Дети: мы узнали, как в старину жили люди на Руси, какой была русская изба, какие традиции были у людей в старину.

Воспитатель:я очень рада, что вам понравилось наше путешествие в прошлое. Занятие наше окончено.

Публикации по теме:

Долгосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром «Вокруг света за 90 дней» в старшей группе детского садаДолгосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром «Вокруг света за 90 дней» в старшей группе детского сада В предыдущей публикации я рассказывала о нашем краткосрочном летнем проекте "Всем нам знать положено правила дорожные". Наряду с ним мы.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «День рождения нашего детского сада» Цель: воспитывать уважительное дружелюбное отношение и любовь к детскому саду. Задачи: развивать коммуникативные способности, желание помогать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Котенок в гостях у ребят» Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром в младшейгруппе «Котенок в гостях у ребят» Цель. Расширять знания детей об окружающем мире.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В гостях у феи Воды» Цель: способствовать расширению кругозора и знания детей о круговороте воды в природе; актуализировать знания о значении воды в жизни человека:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «В гостях у белки» «В гостях у белки» Цель: обобщить знания детей по теме: "Дикие животные зимой", которая достигалась путем решения следующих задач: образовательные:.

«В гостях у хозяюшки». Конспект занятия в ОО «Ознакомление с окружающим миром» «Детский сад №16 оздоровительной направленности» Конспект совместной образовательной деятельности Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада «Вода, водичка»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада «Вода, водичка» Цели: 1. Образовательные. Ознакомление со свойствами воды: жидкая, твердая газообразная, вода может растворять предметы. Вода иногда нуждается.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада на тему «Инструменты и бытовые приборы» Программное содержание: Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с бытовыми приборами и инструментами, расширять представления.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Экскурсия на кухню детского сада»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Экскурсия на кухню детского сада» Цель: познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной посуде. Предварительная работа: инструктаж детей о правилах.

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Освоение космоса» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и аппликации. Тема: «Освоение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «В гостях у Марьюшки-хозяюшки»
Опубликовано: 3 декабря 2018 в 16:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «В гостях у Марьюшки-хозяюшки»» (включая файлы) размещена пользователем ВИКТОРИЯ КОЗЛОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД