Папки-передвижки

Конспект НОД «Птицы Кузбасса» для подготовительной группы

Анна Загоскина
Конспект НОД «Птицы Кузбасса» для подготовительной группы

Цель: расширять представления детей о птицах нашего края, месте их обитания.

Задачи:

познакомить детей с птицами, обитающими в Кемеровской области;

дать знания об исчезающих видах птиц и Красной книге;

формировать представления о правилах поведения на природе;

развивать интерес к животному миру;

воспитывать бережное отношение к природе.

Материал:

разрезные картинки с птицами;

изображения птиц и перья к ним;

открытка с правилами поведения в лесу;

Публикация «Конспект НОД „Птицы Кузбасса“ для подготовительной группы» размещена в разделах

изображение леса с силуэтами птиц и картинки птиц к нему,

аудиозаписи голосов птиц,

презентация по теме.

Ход занятия. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами об обитателях нашего леса (Слайд № 1). Послушайте стихотворение.

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

(К. Мухаммади) (Слайд № 2)

Воспитатель: Ребята, о каких обитателях леса мы сегодня будем разговаривать? Отвечают.

– Да, правильно, сегодня мы узнаем какие птицы живут в нашем лесу.

– Скажите каких лесных птиц вы знаете? Отвечают.

– Какие птицы бывают? Отвечают.

– Для начала, вы мне поможете. Здесь лежат фотографии птиц нашего леса, а каких птиц не понятно. Нужно сначала собрать эти фотографии. Поможете мне? (Отвечают).

Игра "Разрезные картинки".

Дети собирают из частей изображения птиц: тетерев, глухарь, дятел, перепел, журавль серый и кулик-сорока.

Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте рассмотрим этих птиц. Кто знает эту птичку? (Слайд № 3).

– Эта птица – Дятел. Он – знаменитый барабанщик леса. Дятел пёстрый, только на голове у него яркие, красные пёрышки. Клюв прямой и сильный. Крепкий хвост, опущенный вниз, помогает птице ловко лазить по стволам деревьев. Тонкий язык, покрытый липкой слюной, служит для ловли насекомых и червей, которыми он питается. А зимой в пищу идут сосновые и еловые шишки. Дятла называют санитаром леса, так как освобождают больные деревья от вредителей (Слайд № 4).

Дятел играет важную роль в экологии леса, оставляя выдолбленные дупла для других мелких птиц, которые в них селятся. Весной и летом дятел питается насекомыми, а осенью и зимой растительной пищей – семенами сосны, ели и лиственницы.

Посмотрите какая у дятла раскраска, какие пёрышки. Послушайте, как дятел в лесу шумит (аудиозапись № 1 (Слайд № 5).

– Давайте рассмотрим следующую птицу. Кто знает эту птичку? (Слайд № 6).

Эта птица – Глухарь. Очень крупная птица. У самцов голова большая; клюв мощный, желтоватый, с крючком на вершине; над глазом голое красное пятно. Тело коричневато-чёрное, а крылья коричневые. На подбородке удлинённые перья (борода) и с зелёным отливом зоб, а брюхо чёрно–бурое. Самки бурые с охристыми, жёлтыми и белыми пятнами (Слайд № 7).

Летает тяжело, с большим шумом, часто хлопает крыльями, и не делает больших перелётов.

Днем птицы кормятся, проводя все время на деревьях, зимней ночью – спят в снегу, в который ныряют прямо с ветвей. В условиях тайги глухари питаются, хвое, почками и побегами кустарников, лесными ягодами:

Весной и летом глухарь питается побегами цветов, древесными почками и листьями, травой, лесными ягодами (рябиной, брусникой, морошкой, черникой, семенами и насекомыми. Осенью птицы кормятся хвоей лиственницы, кедровыми орехами, а зимой – сосновой и еловой хвоей, почками. Глухарь – ценная охотничья птица, поэтому количество этих пернатых постепенно снижается.

Послушайте, какие звуки глухарь издаёт в лесу (аудиозапись № 2) (Слайд № 8).

– А здесь у нас птица – Перепел (Слайд № 9). Тело округлое, голова небольшая, клюв, шея и ноги короткие, крылья тупые, хвост очень маленький. Окраска оперения пёстрая, с преобладанием бурых, коричневых и серых тонов в сочетании со светлыми и чёрными штрихами. Окраска самок менее яркая (Слайд № 10).

Он ведёт наземный образ жизни, питается семенами и насекомыми, которые ползают по земле. Когда поспевают хлеба, перепела переселяются в поля, и там быстро откармливаются. Перепелиные яйца – это ценный пищевой продукт. Ради них перепелов разводят на специальных фермах.

Гнездо перепела – неглубокая яма с подстилкой из сухой травы, находится на земле и в траве. Перепел птица перелётная, поэтому зимой улетает на юг, в жаркие страны.

Послушайте, как перепел в лесу поёт (аудиозапись № 3) (Слайд № 11).

– Вот ещё одна птица, которую называют – Тетерев (Слайд № 12). Самец чёрный с белым подхвостьем и пятнами на крыле, над глазами красные брови. Для тетерева характерны удлинённые и изогнутые перья хвоста. Самки или тетёрки буровато–пёстрые, рябые (Слайд № 13).

Это наземная птица, но в холодное время года держится на деревьях, где добывает себе корм. По земле быстро бегает и взлетает почти вертикально, но уверенно держится и на деревьях, свободно передвигаясь даже по тонким веткам. В сильные морозы и на ночь забирается под снег, в котором делает туннель. Весной тетерев собирает почки берёзы и лиственницы, различные части кустарников и трав. Летом и осенью употребляет в пищу ягоды (чернику, бруснику, голубику, клюкву) и различные части травянистых растений. Зимой едят побеги, почки и серёжки берёзы, а там где её мало, то части других древесных растений. Так же зимой стаи тетеревов встречаются только в тех лесах, где много березы, почки и сережки которой – основной зимний корм тетерева.

Посмотрите на эту птицу, какой у неё интересный хвост. Послушайте, какие звуки тетерев издаёт (аудиозапись № 4) (Слайд № 14).

Воспитатель: Вот такие птицы живут в нашем лесу. О каких птицах вы услышали впервые? Какие птицы похожи друг на друга? Кто запомнил, где эти птицы живут?

Я предлагаю совершить нам прогулку в лес, чтобы найти там всех птиц (Слайд № 15). Идите, вставайте ко мне, отправляемся в путь-дорогу.

Физминутка "Ищем птиц"

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём. (Ходьба на месте)

Вот выходим мы на луг. (Разводят руки в стороны)

Ищем птичек мы вокруг! (Наклон вперёд с "козырьком" у глаз)

Аист, тетерев, глухарь

Учим птичий мы словарь. (Шагая, руками "считают птиц")

В поле перепел кричит,

Дятел по стволу стучит. (Хлопки в ладоши и по коленкам по 2 раза)

Мы идём, мы идём.

Скоро птиц мы всех найдём! (Ходьба на месте).

Воспитатель: Посмотрите, кто-то потерял свои пёрышки. Ребята, помогите найти птиц, которые эти перья потеряли.

Игра "Подбери перо".

Дети подбирают изображения перьев к изображениям птиц.

Воспитатель: Давайте, посмотрим, правильно ли мы подобрали перья к птицам, давайте назовём этих птиц (Дети называют птиц).

– Но, посмотрите, здесь ещё появились 2 незнакомые птицы. Это редкие птицы, которые занесены в Красную книгу (Слайд № 16). В Красной книге записаны все птицы и животные, которые под угрозой исчезновения и их нужно беречь и охранять.

– Посмотрите, это – Журавль серый (Слайд № 17). Это крупная птица. Оперение тела синевато-серое, что позволяет птице маскироваться от врагов среди лесной местности. Спина и подхвостье несколько темнее, а крылья и брюхо более светлые. Окончания крыльев чёрные. По бокам головы имеется белая широкая полоса, начинающаяся под глазами и далее уходящая вниз вдоль шеи. На голове перья почти отсутствуют, а участок голой кожи выглядит красной шапочкой (Слайд № 18).

Гнездится журавль в болотистой местности, в заболоченных поймах рек. Для зимовки выбирают возвышенности, густо покрытые травянистой растительностью; часто селятся вблизи от сёл и пастбищ. Серый журавль начинает свой полёт с разбега, как правило, по ветру, быстро ускоряясь и раскрывая крылья перед взлётом. Летит плавно.

Серые журавли питаются различными частями растений, насекомыми и червями, а также небольшими лягушками, змеями, рыбой и грызунами. Если поблизости имеются засеянные зерном поля, то журавль будет пытаться прокормиться зерном, при этом иногда создавая угрозу урожаю.

Послушайте, какие звуки издаёт серый журавль (аудиозапись № 5) (Слайд № 19).

С каждым годом этих птиц становится всё меньше. Если их не беречь, то они в наших лесах перестанут водиться.

– Это Кулик–сорока (Слайд № 20). Крупный кулик с длинным оранжевым клювом и чёрно-белым контрастным оперением. Гнездо в виде небольшой лунки в песке или мелкой гальке без подстилки или с редкими травинками или ракушками. Как правило, располагается недалеко от воды. Иногда занимает старые гнёзда ворон или других птиц (Слайд № 21).

Питается разнообразными беспозвоночными-моллюсками, многощетинковыми червями, ракообразными и насекомыми. Иногда поедает рыбу.

Эта птица почти исчезла из наших лесов, поэтому её очень трудно найти. Послушайте, как кулик-сорока в лесу поёт (аудиозапись № 6) (Слайд № 22).

– Ребята, вы сегодня узнали много нового о птицах, а некоторые птицы могут исчезнуть в нашем лесу (Слайд № 23).

Я сейчас проверю, как вы запомнили птиц, с которыми мы сегодня познакомились. Помогите мне вернуть птиц на свои места.

Игра "Узнай птицу по силуэту".

Детям предлагаются силуэты птиц. Они отгадывают птиц по силуэтам, находят изображение птицы и прикрепляют к соответствующему силуэту.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.

Вы знаете, что нужно делать, чтобы сохранить птиц в лесу? Давайте запомним эти правила:

• Веди в лесу себя тихо.

• Ходи только по тропинкам.

• Убирай за собой мусор, не загрязняй воду.

• Не трогай птичьи гнёзда, не пугай птиц.

• Береги растения, не ломай ветви кустов и деревьев.

Надеюсь, ребята, вы запомните эти правила и расскажете о них своим родителям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детский мастер-класс коллективной работы по аппликации «Зимующие птицы» с детьми подготовительной группыДетский мастер-класс коллективной работы по аппликации «Зимующие птицы» с детьми подготовительной группы Коллективная работа детей «Дельфины Черного моря» некоторое время находилась в раздевалке, чтобы с ней могли познакомиться родители. На.

Конспект беседы «Птицы — живые барометры» с детьми подготовительной группыКонспект беседы «Птицы — живые барометры» с детьми подготовительной группы Конспект беседы «Птицы- живые барометры» с детьми подготовительной группы. Цель: Создать условие для знакомства с птицами, с помощью которых.

Конспект НОД по аппликации «Птицы зимой» с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группыКонспект НОД по аппликации «Птицы зимой» с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группы Цель: формировать у детей умение создавать зимнюю картинку в комбинированной технике: вырезывание по контуру и конструирование из бумаги.

Конспект НОД по экологии «Зимующие птицы» с применением ИКТ в подготовительной группеКонспект НОД по экологии «Зимующие птицы» с применением ИКТ в подготовительной группе Цель: Систематизировать знания детей о зимующих птицах нашего края Задачи: - Закрепить умения различать птиц по внешнему виду и называть.

Конспект НОД «Зимующие птицы» в подготовительной к школе группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие. Цель: расширение представлений.

Конспект ООД по экологии «Перелетные птицы» в подготовительной к школе группеКонспект ООД по экологии «Перелетные птицы» в подготовительной к школе группе Тема: «Перелетные птицы» Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные»,.

Конспект занятия «Перелетные птицы» в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о птицах. Задачи: способствовать обобщению представления детей о перелетных птицах, прилет, выведении птенцов,.

Мастер-класс по объемной аппликации «Разноцветные птицы» для детей подготовительной группыМастер-класс по объемной аппликации «Разноцветные птицы» для детей подготовительной группы «Разноцветные птицы» Посмотрите, красота, птицы разноцветные! Будто шарики висят и фантики конфетные. Но пугливые они, это каждый должен.

План мероприятий в подготовительной группе по подготовке к празднованию 300-летия образования КузбассаПлан мероприятий в подготовительной группе по подготовке к празднованию 300-летия образования Кузбасса 27 августа президент Российской Федерации подписал Указ о праздновании 300-летия Кузбасса 6 июля 2021 года. 11 октября 2018 года дан старт.

Ребусы по лексической теме «Перелётные птицы» для детей подготовительной к школе группыРебусы по лексической теме «Перелётные птицы» для детей подготовительной к школе группы В публикации «Использование ребусов в логопедической работе с детьми» я уже писала о большом значении ребусов для речевого и умственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Птицы Кузбасса» для подготовительной группы
Опубликовано: 8 октября 2020 в 14:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Птицы Кузбасса» для подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Анна Загоскина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД