Старовойтова Инна Равильевна
Конспект НОД во второй младшей группе по познавательному развитию «Русская матрешка»
Конспект НОД во второй младшей группе по познавательному развитию «Русская матрешка»
Конспект НОД во второй младшей группе по познавательному развитию «Русская матрешка»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
во II – ой младшей группе
Тема: «Русская матрешка»
(образовательная область – познавательное развитие)
Подготовила и провела:
Публикация «Конспект НОД во второй младшей группе по познавательному развитию „Русская матрешка“» размещена в разделах
воспитатель Старовойтова И. Р.
Цель:
Приобщать детей к русской национальной культуре, народному творчеству.
Задачи:
Формировать у детей интерес к народной игрушке, желание украсить сарафан матрешки узором, используя нетрадиционную технику рисования.
Развивать умение детей работать аккуратно.
Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.
Материал и оборудование: матрешки с грустным и веселым лицом, трафареты матрешек, пальчиковые краски, влажные салфетки, «матрешки – подружки», игрушки – матрешки для выставки, демонстрационные картинки с изображением деревянных игрушек, презентация.
Предварительная работа: рассматривание матрешек, игры с ними.
Ход деятельности:
Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла».
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними (дети здороваются). Я знаю, что вы очень любите играть в игрушки и сегодня я хочу рассказать вам про одну игрушку, но сначала я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью – во второй найдешь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдешь.
Внутри их всех – малютка, крошка.
А все вместе – сувенир …
Ответы детей: Матрешка.
Воспитатель: Правильно, ребята, это матрешка. Я хочу пригласить вас в музей деревянной игрушки (дети подходят к столу, где находится выставка деревянных игрушек-матрёшек).
Воспитатель: Дети, в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. И этот сувенир?
Ответы детей: Матрёшка.
Воспитатель: Правильно ребята, молодцы. Посмотрите, сколько здесь матрёшек! Рассмотрите внимательно матрешку и скажите, какая она?
Ответы детей: Веселая, нарядная, расписная, красивая.
Воспитатель: Почему можно сказать про матрешку, что она расписная?
Ответы детей: Красивый яркий платок на голове, сарафан украшен цветами.
Воспитатель: Ребята, а из чего сделана матрешка?
Ответы детей: Из дерева.
Воспитатель: Правильно, ребята, она сделана из дерева и очень красиво расписана (предлагаю детям присесть на стульчики)
Воспитатель (показ презентации) : Когда-то давным-давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами. Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева (показать деревянные фигурки). Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую деревенскую девочку (показать русскую матрешку). Одета в сарафан с ярким платком на голове и в руках держала Петушка. Это была первая русская матрешка. В большой кукле пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше. А деревенских девочек часто называли именем Матрёна. И куклу стали называть ласково - матрёшка. Один мастер вытачивал из дерева куклу, а другой красиво её разрисовывал. Много матрёшек делали. И своим детям, и соседским, да ещё на базар отвозили, а там такую красотищу сразу же раскупали. Мастеров было много, и матрёшка стала меняться. Стала более яркой и красочной (показать современную матрёшку). Прошло много лет, а матрёшка так же любима нашими детьми. Дети любят играть с матрёшками. Матрёшку можно собирать и разбирать. Когда её разберёшь, то получится несколько кукол-матрёшек. Матрешка является символом нашей страны – России!
Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в матрешек (под русскую народную музыку дети изображают движения русской матрёшки).
Физкультминутка «Нарядная матрешка».
Хлопают в ладошки дружные матрешки (дети хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, топают матрешки (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Влево, вправо наклонились (наклоны телом влево-вправо)
Всем знакомым поклонились (наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых вы похожи словно сестры (руки к плечам, повороты туловища направо - налево)
Ладушки, ладушки, веселые матрешки (хлопают в ладоши).
Воспитатель: Ребята, я хочу вам показать вот такую матрешку (выставляю на магнитной доске матрешку с грустным лицом).
Воспитатель: Посмотрите на мою матрешку, что-то у нее лицо грустное. Как вы думаете, почему она загрустила?
Ответы детей: Она одна.
Воспитатель: Да, дети, возможно у неё нет подружек и одной ей скучно. Как вы думаете, мы можем помочь матрешке?
Ответы детей: Да, можем.
Воспитатель: Подскажите мне, как мы поможем матрешке стать веселой.
Ответы детей: Развеселить, спеть ей песню.
Воспитатель: А я предлагаю вам смастерить ей подружек. У вас на столах лежат трафареты.
Воспитатель: Ребята, посмотрите моя матрешка нарядная, расписная, а у ваших матрешек не расписные сарафаны. Предлагаю вам украсить сарафаны подружкам нашей матрёшки.
Работа детей за столами (напомнить о правилах работы с пальчиковыми красками).
Воспитатель: Матрешки у вас получились нарядные и красивые. Отнесем их к нашей грустной матрешке (вешаем на магниты матрешек–подружек и в это время меняю грустную матрешку на веселую).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вы помогли матрешке стать веселой?
Ответы детей: Да, помогли.
Воспитатель: Молодцы ребята, спасибо. Когда у человека есть друзья, то ему не бывает скучно.
Вы очень хорошо справились с работой. Да и сами матрешки мастерицы хоть куда : и нарядные красавицы, и певуньи, и плясуньи.
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Воспитатель: Прошло много лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка малышей. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба.