Папки-передвижки

Конспект ООД «Национальные традиции мордовского народа»

ТАТЬЯНА ЕНИВАТОВА
Конспект ООД «Национальные традиции мордовского народа»

Цель: воспитывать интерес и уважение к национальным традициям.

Задачи: - повторить и закрепить слова на эрзянском языке на темы: «Овощи», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Давайте познакомимся», «Счет до 10»;

- развивать связную речь; продолжать учить выразительно рассказывать стихи на русском и мордовском языках;

- продолжать учить выполнять роль водящего в подвижной игре; к самостоятельному выполнению правил;

- воспитывать у детей патриотические чувства к своей малой Родине.

Публикация «Конспект ООД „Национальные традиции мордовского народа“» размещена в разделах

Оборудование: муляжи «Овощи»; дидактические картинки «Дикие и домашние животные», «Птицы»; платочек.

Предварительная работа: беседы, чтение произведений мордовского фольклора и мордовский авторов; рассматривание иллюстраций и репродукций художников Мордовии; слушание мордовских народных песен.

Словарная работа: эмежт (овощи, сексь (осень, теле (зима, тундо (весна).

Методы и приемы: беседа, ответы и вопросы, чтение стихотворений на русском и мордовском языках, п/и «Кругсо» (в круги).

Образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, музыкальное развитие.

Ход НОД.

I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними.

Дети: Шумбратадо, инжеть! Здравствуйте!

Воспитатель: Давай, ялгат, мирятано, Давайте, друзья, помиримся,

Эрьга, ялгат, ладятано, Давайте, друзья, подружимся,

Эрьва каршо мизолдтано, Друг другу улыбнемся,

Ну а мейле озатано! А потом на стул присядем!

(дети садятся на стульчики).

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем;

И березки у дороги,

По которой мы идем!

1. Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом!

2. Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И скворцов весенней песни

За распахнутым окном!

Воспитатель: Ребята, как называется наша Родина?

Дети: Наша Родина – Россия.

Воспитатель: Как называется наша малая Родина?

Дети: Республика Мордовия.

1. Мастором монь!

Вечктян мон тонь!

Вечксынь налксиця зорят!

Тонь валдо чить!

Тонь виде кить!

Тонь ломанень азорот!

Воспитатель: Мы живем в Мордовии. В нашей республике живут люди разных национальностей : русские, мордва, татары… Все они друг с другом живут дружно, помогают в беде, вместе радуются. Наш народ богат своей культурой, а именно, традициями и обычаями. Все это слагалось и складывалось издавна и передавалось из поколенья в поколенье, от бабушек до нас.

Воспитатель: Традицией у мордвы было устраивать праздники после окончания большого трудного дела, работы. И сегодня мы познакомимся с вами с некоторыми традициями и праздниками нашего народа.

Воспитатель: Ребята, как по – эрзянски слово «осень»?

Дети: Сексь.

Воспитатель: Вадря, правильно. Осенью после окончания сбора и заготовки урожая на зиму, проводился ПРАЗДНИК УРОЖАЯ. На этом празднике все благодарили и восхваляли «матушку землю» за богатый урожай.

Воспитатель: Какой урожай собирали люди?

Дети: Урожай овощей.

Воспитатель: Давайте назовем овощи на эрзянском языке.

Дети: Эмежт (овощи) – куяр (огурец, чурька (лук, капста (капуста, мирьков (морковь, модамарь (картошка, перца (перец, помидора (помидор).

Воспитатель: Вадря (хорошо).

Воспитатель: На празднике они веселились, пели песни, танцевали, знакомились с новыми людьми. Поиграем в игру «Давайте познакомимся» по- мордовски.

Дети: - Тейтерька, кодамо тонь лемесь? - Девочка, как тебя зовут?

- Монь лемем …. - Меня зовут … .

А тонь кодамо леметь, церыне? А тебя как зовут, мальчик?

(Игра проводится 2-3 раза).

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как по-эрзянски слово «зима».

Дети: Теле.

Воспитатель: И вот наступила зима. Зимой все люди собирались на посиделки. Рассказывали сказки, прибаутки; девушки пряли, вышивали; парни вырезали игрушки, ложки из дерева; все играли в игры. Какие мордовские игры вы знаете?

Дети: Суркс (колечко, кругсо (в круги, пацинесэ (в платки).

Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем в игру «Кругсо» (в круги).Но сначала нам нужно выбрать водящего. Посчитаем считалку по – мордовски.

Вейке, кавто, колмо, ниле, вете, Один, два, три, четыре, пять,

Кото, сисем, кавксо, вейксэ, кемень - Шесть, семь, восемь, девять, десять –

Минь карматано налксиме вейсэ. Мы будем играть вместе.

Воспитатель: Все становятся в круг. Водящий стоит с завязанными глазами в центре круга. Детки берутся за руки, ходят по кругу и приговаривают:

Становись ты во кружок,

Отгадай, чей голосок,

И скорей не ленись,

Отгадать торопись.

Дети останавливаются, ребенок называет водящего по имени, а водящий должен узнать ребенка и назвать его. Если водящий угадает ребенка, то меняются местами и игра продолжается.

Дети: (хором). Раю, раю, раю,

Игру мы начинаем!

(Игра проводится 3 раза).

Воспитатель: Молодцы! Но зимой люди не только веселились, но и работали в своем хозяйстве. Ведь у каждого хорошего хозяина был большой дом и домашние животные, за которыми нужно было ухаживать: кормить их, поить, убирать за ними. Кодат тынь содатадо кудонь ракшат? (Какие вы знаете домашних животных?

Дети: Кудонь ракшат (домашние животные) : туво (свинья, овца (реве, алаша (лошадь, скал (корова, киска (собака, катка (кошка, сея (коза).

Воспитатель: А кодат содатадо кудонь нармунть? (Какие знаете домашних птиц)

Дети: Атякш (петух, сараз (курица, гала (гусь, яксярго (утка).

Воспитатель: Мезе максы скалось? Саразось? (Что дает корова? Курица)

Дети: Ловцо (молоко, ал (яйцо).

Воспитатель: Кода эрзякс «хлеб, соль, масло»?

Дети: Кши, сал, ой.

Воспитатель: Вадря, пек вадря. Хорошо, очень хорошо!

Воспитатель: Вспомним, как по – мордовски слово «весна»?

Дети: Тундо.

Воспитатель: Зима уступила место весне. Люди празднуют Масленицу, Пасху, начинают готовиться к весенним работам. Из дальних краев к нам вернулись перелетные птицы. Люди их встречали радостно, пели песни, пекли «жаворонки». Ведь птицы приносили весну на крыльях.

Воспитатель: Лецтясынек, кодат нармунтне сыть мекев лембе масторсто? (Вспомним, какие птицы прилетают обратно с теплых краев)

Дети: Цеков (соловей, цянав (ласточка, карго (журавель, письмар (скворец, граць (грач).

Воспитатель: Но они не забывали и тех птиц, которые были рядом – зимой. Назовем их по – эрзянски.

Дети: Варака (ворона, сезяка (сорока, озяз (воробей, мече (голубь).

Воспитатель: Молодцы! Пек вадря!

Воспитатель: Мордовский народ очень трудолюбивый. Не зря говорится в пословице: «Кие машты роботамо, се машты эрямо» (Кто умеет трудиться, то умеет жить). Да, действительно, мордва издавна выполняла разную работу: строил дома, охотился в лесу. Ведь в нашей республике много лесов, а дома строили из деревьев. Но люди берегли лес; на место срубленного дерева – сажали молодые саженцы. Также, в наших лесах водится много диких животных.

Воспитатель: Кодат вирень ракшат тынь содатадо? (Каких диких животных вы знаете)

Дети: Ривезь (лиса, верьгиз (волк, ур (белка, сеель (еж, овто (медведь, нумоло (заяц).

Воспитатель: А вы знаете, что на гербе нашего города Саранск нарисована лиса? Она является нашим символом. Как вы думайте, почему?

Дети: Потому что, лиса – это животное, которое чаще встречается в наших лесах.

Воспитатель: Вадря, пек вадря! Хорошо, очень хорошо!

Воспитатель: А сейчас послушаем мордовскую народную песню «Луганясо келуня». (Слушание и выполнение движений мордовского танца).

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: Да, мордовский народ не только трудолюбив, но и богат и добр душой. Он бережно относится к народным традициям и обычаям, не забывает их; прославляет свою малую Родину – Республику Мордовия в песнях, сказках, своих трудах. И вы тоже, когда вырастите, будете беречь и защищать свою Родину; бережно относиться к традициям и обычаям, не забывать их.

Воспитатель: На занятии все вы были молодцы! Отвечали, играли, рассказывали стихи. На этом наше занятие подошло к концу. Мик вастомс! До свидания!

ЛИТЕРАТУРА:

1. Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О. В. Бурляева и другие; Морд. гос. пед. институт. – Саранск,2015 – 84 с.

2. Исайкина, А. И. Обучение мордовскому (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия : программа и методические рекомендации.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза»Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза» Цель НОД: Систематизировать знания детей о народном фольклоре и закрепить знание народной сказке «Ходжа Насреддин» через игровую деятельность,.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Конспект занятия во второй младшей группе «Животные мордовского края»Конспект занятия во второй младшей группе «Животные мордовского края» Цель: Расширять и систематизировать знания и представления детей о диких животных наших лесов. Развитие связной речи детей Задачи: учить.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Методическая разработка «Адыгейские национальные игры» Цель: знакомство с национальными играми малой Родины. Задачи: воспитывать активное и сознательное поведение у детей в коллективе; -учить.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа «Наши руки не знают скуки» Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа Тема: «Наши руки не знают скуки».В старшей группе № 10. Выполнила:.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» в 1–4 классах МАОУ оош с. Быков Отрог Внеклассное мероприятие: Обычаи и традиции русского народа. «Русская осень». МАОУ ООШ с. Быков Отрог 1 - 4 классы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Национальные традиции мордовского народа»
Опубликовано: 9 января 2022 в 17:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД «Национальные традиции мордовского народа»» (включая файлы) размещена пользователем ТАТЬЯНА ЕНИВАТОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД