МААМ-картинки

Конспект ОД по приобщению старших дошкольников к социокультурным ценностям «Наша Родина — Кубань: история, традиции, народы»

Елена Маслова
Конспект ОД по приобщению старших дошкольников к социокультурным ценностям «Наша Родина — Кубань: история, традиции, народы»

Программные задачи:

1. Познакомить детей с многонациональным составом Краснодарского края.

2. Закреплять имеющиеся знания об истории возникновения Кубани, культуре и традициях.

3. Воспитывать любовь к своему краю, людям разных национальностей, чувства гражданственности, патриотизма, уважения друг к другу, к обычаям и культуре разных народов, населяющих Кубань, уважение к людям старшего поколения.

Методы и приемы:

Публикация «Конспект ОД по приобщению старших дошкольников к социокультурным ценностям „Наша Родина — Кубань: история, традиции, народы“» размещена в разделах

Художественное слово, вопросы к детям, рассказ воспитателя, просмотр презентации, музыкально-ритмическая пауза, слушанье музыкальных произведений народной музыки, поощрения.

Оборудование:

Картинки с историческими видами края, альбом с фотографиями людей разных национальностей, мультимедийная установка, презентация «Наша Родина - Кубань», пульт машины времени, мяч.

Предшествующая работа:

Беседы с детьми о родном городе и крае, знакомство с художественно-декоративным творчеством Кубани, чтение литературных произведений, слушанье кубанских песен, подвижные игры «Сон казака», «Плетень», «Сбей кубанку» и т. д.

Ход:

Утром в группе, в центре «Моя Родина», дети обнаружили новые картинки с историческими видами края, фотоальбом с фотографиями людей разных национальностей. Заинтересованно стали их рассматривать. Показали находку воспитателю.

- Интересные фотографии, но почему они не цветные? (Предположения детей)

- Вот бы побывать в прошлом и хоть глазочком посмотреть, как жили раньше казаки! Вы хотите отправиться в прошлое? А на чем? (Варианты детей)

Воспитатель предлагает детям устроиться поудобнее в креслах машины времени. Предлагает одному из детей на пульте набрать цифры 1792 (год подписания указа Екатериной II о даровании земель запорожским казакам). Звучит таинственная музыка и на экране появляется слайд с фотографией Екатерины II.

А начиналось все с Указа царицы Екатерины II. Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи - казаки-запорожцы. Так появились наши предки - казаки на Кубани.

Казаки начали обживать кубанские земли.

Обживая земли, казаки строили себе дома.

- Может кто-то из вас знает, как называется дом казака? (мазанка, хата)

Хаты строили из самана. Саман-это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади.

Хата внутри и снаружи обязательно белилась. Белый цвет – это символ чистоты и опрятности.

- А каким материалом казаки крыли крыши своих хат?

- Правильно, крыши крыли камышом и соломой.

Вокруг хаты ставили вот такой забор из виноградной лозы и ветвей. Как называется такое ограждение? (плетень).

- Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. Люди занимались гончарным делом. Занимались кузнечным делом - каждый шестой казак был отличным кузнецом. Что ковал кузнец?

- Они ковали подковы для лошадей, оружие, сабли, плуги, лопаты, вилы и т. д.

А чем занимались женщины?

- Они занимались ткацким делом. Умели и половики ткать на загляденье, и рушники вышивать. В каждом дворе женщины умели плести кружева. Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были кружевные салфетки. Занимались плетением. Плели из камыша, тростника, прутьев. Мастера плели корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди. Ничего подобного в то время в магазинах не было. Удобные, легкие, вместительные. Побольше – для взрослых, поменьше - для детей.

- А вы знаете, что у казаков были обычаи? Может быть вы знаете какие- нибудь? (Дети по очереди называют знакомые им обычаи)

Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков.

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения).

Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти.

Младший старшему обязан уступить дорогу.

Слова старшего человека для младшего были обязательными.

При встрече молодой парубок, казачонок должен поклониться и снять шапку.

В нашем каре можно отыскать четыре сокровища:

1 – ЗЕМЛЯ: горы, поля и равнины;

2 – ВОДА: реки, родники, озера и моря;

3 – ЛЮДИ, их мастерство и свершения.

4 – самое главное, у нас считается – ДРУЖБА и ГОСТЕПРИИМСТВО трудолюбивых, народов. Все они стремятся сделать нашу Кубань еще лучше, богаче, красивее.

Не пора ли нам сделать музыкальную паузу: потанцевать хотите?

(Включаются фрагменты детских песен на разных языках).

- Ребята, а вам все слова были понятны в этих песнях? Почему? (Подвести детей к тому, что песни исполнялись на разных языках, языках разных наций).

Дети показывают воспитателю фотоальбом с фотографиями людей разных национальностей.

- А как вы думаете, что такое «нация»? (народ, который говорит на своем языке, имеет свои традиции, отличается одеждой)

Сложилось так, что современная Кубань стала домом для людей многих национальностей.

Дети рассматривают картинки людей разных национальных костюмах.

Сегодня на Кубани живут люди более 100 национальностей. Большинство из них – русские. Много украинцев, адыгов, армян, греков, белорусов, поляков. Для многих из них Кубань – это Родина, где они родились, выросли. Все национальности проживают на Кубани дружно, помогая, и понимая друг друга.

Живя рядом, разные народы Кубани перенимают друг у друга обычаи, элементы одежды, блюда, язык.

- Мы с вами одной нации, какой? (Русские. Дети находят картинку русского костюма)

- А что вы знаете о своей нации?

Наш родной язык - русский. Русский костюм состоит из рубахи, «косоворотка», брюк – мужчина; рубаха и сарафан, платье, украшенное разными вышивками, кружевом - женщина. На голове кокошник, платок, повязка; у мужчин – картуз (фуражка).

Дети находят картинку костюмов казака и казачки.

Как одеты казаки?

А казачки? Одежда удобная, яркая, красочная, нарядная, украшенная вышивкой. Девушки зимними долгими вечерами украшали вышивкой одежду.

Но у нас в группе есть дети и другой национальности? Какой? (Ребенок другой нации называет свою национальность).

- А ты можешь нам рассказать о своей нации? (ответ ребенка)

Информацию о своей нации ребенок подготовил совместно с родителями. При затруднении воспитатель помогает ребенку.

Армяне:

Армянский народный костюм состоит из рубашки с низким воротом и широких шаровар. Поверх рубашки издревле носили архалук (тип длинного сюртука). Традиционной распашной одеждой была черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. Широко использовали армяне бурку. Ее носили внакидку и зимой, и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. А излюбленным головным убором меховые шапки различной формы. У женщин шаровары присборены и закреплены на щиколотках, а у мужчин держатся при помощи широкой обмотки. Женская верхняя одежда была достаточно разнообразна: платья (распашные и нераспашные) кафтанчики и безрукавки. Дамы носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые, войлочные и тканые шапки, у женщин это были накидки, дополняемые ободком с различными украшениями. Обувь армяне шили из сыромятной кожи: это были туфли на низком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.

Дети находят картинку армянской национальной одежды.

Армянские дома представляют собой постройку квадратной формы, стены из природного камня и земляная крыша, опирающаяся на деревянные столбы. Свет в жилище проникал через окно или дымоход, проделанный в крыше.

Ребенок армянской национальности предлагает детям поиграть в армянскую народную игру «Земля, вода, воздух, огонь”.

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» — названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.

Мы все разные люди, разных национальностей, с разными обычаями и культурой, но у всех одинаковые ценности - уважать старшее поколение, любить свою родину.

Звучит песня «И все о той весне» (минусовка)

Дети находят среди картинок фотографию военного времени.

В суровые годы Великой Отечественной войны весь народ встал на защиту своей Родины.

- Когда приходит беда, люди разных национальностей вспоминают, что все они с ветки одного дерева. У которого общие корни, и что только дружба и любовь к родине творят чудеса, только они могут сделать нашу Землю красивой и благодатной.

Веками народы, живущие на Кубани, разговаривали на разных языках и наречиях. Одну и ту же мелодию пели на разные слова. Но язык не враждует с языком. Горы и море объединяют, когда люди обретают общий язык. Русский язык стал золотой цепочкой, которая соединяет все народы. А культуры разных народов, как звонкие ручейки, соединяясь в полноводную реку, обогащают друг друга и нашу Кубань. Ведь любовь и дружба творят чудеса. И только мы сможем сделать нашу Россию красивой и благодатной.

- Ребята, нам нужно как-то сохранить ту информацию, которую мы сегодня с вами узнали. Как вы думаете, как нам лучше это сделать?

Дети могут предложить сделать альбом из фотографий и рисунков, картинок, разложенных в определенной последовательности.

- Картинки, расположенные по порядку во времени – лента времени.

- Хотели бы вы сделать свою «ленту времени»?

- А что можно еще использовать?

(Дети могут использовать материал, имеющийся в группе: фото, рисунки, картинки с изображениями природы, памятников, зданий края и т. п.)

- О чем бы вы хотели еще узнать?

- Кому вы расскажите о нашем путешествии?

Публикации по теме:

Конспект занятия для старших дошкольников «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников «История часов» «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников. Цель:Познакомить детей с историей возникновения часов. Задачи:Образовательные:.

Беседа по формированию культурно-гигиенических навыков «История про Шампуньку» для старших дошкольников Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - совершенствовать представление о значимости.

Фотоотчёт тематического развлечения для старших дошкольников «Самая любимая Родина моя»Фотоотчёт тематического развлечения для старших дошкольников «Самая любимая Родина моя» Дети входят в зал под музыку «Широка страна моя родная» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. И. Дунаевского. Ведущий приглашает детей обратить.

Фотозарисовка «Как наша Кубань — река обмелела этой осенью»Фотозарисовка «Как наша Кубань — река обмелела этой осенью» Уважаемые коллеги! В этом году лето на Кубани выдалось очень засушливым. Да и осень - золотинушка нас дождями не побаловала. Вот и обмелела.

Конспект беседы «История и традиции празднования Нового года»Конспект беседы «История и традиции празднования Нового года» Конспект беседы "История и традиции празднования Нового года" Цель: познакомить детей с историей и традициями праздника «Новый год». Задачи:.

Конспект ООД для средней группы по приобщению к социокультурным ценностям «Печем хлеб»Конспект ООД для средней группы по приобщению к социокультурным ценностям «Печем хлеб» Хлеь Цель: формирование представления детей о производстве хлеба. Ход: - Ребята, отгадайте загадку: Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный.

Консультация и презентация «Пасха и пасхальные традиции в картинах русских художников» для детей старших дошкольниковКонсультация и презентация «Пасха и пасхальные традиции в картинах русских художников» для детей старших дошкольников Что такое Светлая седмица Пасха – время радости! И означает она – Возрождение! Всем известно, что это важнейший христианский праздник.

Познавательно-развлекательная игра для старших дошкольников «Что, где, когда». Тема «Моя Родина — Междуреченск»Познавательно-развлекательная игра для старших дошкольников «Что, где, когда». Тема «Моя Родина — Междуреченск» В рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, мною разработана игра, на закрепление усвоенного материала, представляю.

Конспект занятия по рисованию для старших дошкольников «История одного камушка»Конспект занятия по рисованию для старших дошкольников «История одного камушка» Конспект занятия по рисованию Тема «История одного камушка» Цель: вызвать интерес ребенка к новому виду нетрадиционного рисования - на.

Проект для старших дошкольников «Наша экологическая тропа» Актуальность проекта Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по приобщению старших дошкольников к социокультурным ценностям «Наша Родина — Кубань: история, традиции, народы»
Опубликовано: 23 января 2023 в 21:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД по приобщению старших дошкольников к социокультурным ценностям «Наша Родина — Кубань: история, традиции, народы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Маслова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД