Получи документы

Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет «Изготовление куклы Пеленашки»

Зеленова Алина Владимировна
Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет «Изготовление куклы Пеленашки»

МБДОУ № 104 «Семицветик» г. Калуга, 2023г.

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Тема: «Мастера и рукодельницы»

Подготовил воспитатель: Зеленова Алина Владимировна.

Образовательная область: познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Публикация «Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет „Изготовление куклы Пеленашки“» размещена в разделах

Цель: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Развивать представления о традициях и культурных ценностях малой родины, духовно-нравственные качества детей. Воспитывать любовь к труду.

Задачи: Формировать интерес детей к жизни людей в старину, их быту, обычаям и народным традициям. Обогащать и активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками о труде. Развивать у детей память, логическое мышление, воображение, слуховое внимание, умение применять полученные знания на практике. Воспитывать уважительное отношение к людям своего труда (мастерам и рукодельницам). Приобщить родителей для объединения усилий в воспитании духовно - нравственного развития детей.

Методы и приё мы: беседа, показ слайдов, наглядный пример (выставка изделий, практические действия, игровые приемы.

Предварительная работа: Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, презентаций, домашнее задание для родителей (посещение музея «Дом мастеров», просмотр телепередач по теме, разучивание стихотворений, пословиц о труде.

Материал и оборудование: презентация «Мастера и рукодельницы», авторская выставка изделий - игрушек Перевозчиковой Ирины Анатольевны. Материал для изготовления куколки - Пеленашки : лоскут белой ткани 20х30; лоскут цветной ткани 15х20; треугольный лоскут для платочка (равнобедренные стороны 15 см); шерстяные красные нитки 2х15см; ленточка 25 см.

Содержание организованной деятельности детей.

Дети входят в группу, воспитатель (далее - хозяюшка) в русском народном костюме встречает их, все встают в полукруг.

Хозяюшка: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.

Дети: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети делают низкий поклон гостям.

Хозяюшка: Ребята, я вас сегодня хочу пригласить в мою избу. У меня изба просторная, всем места хватит. Эй, честные господа, ко мне пожалуйте, сюда! Проходите, присаживайтесь на удобные места.

Дети проходят, садятся на лавочку. Звучит тихая спокойная русская народная музыка.

Хозяюшка: Ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?

Дети: Россия.

Хозяюшка: Правильно, наша родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки.

Хозяюшка: А, хотите ли вы, ребята, увидеть, как жили в старину на Руси?

Дети: Да, хотим.

Хозяюшка: Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь -матушку.

Хозяюшка обращает внимание на экран, включается презентация. На слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта на Руси, идет комментарий на каждый слайд.

Хозяюшка: В стародавние времена было на Руси много деревушек с избами, колодцами, огородами. Столетиями жители этих деревушек работали в поле и на огороде, занимались ловлей рыбы, сбором ягод и грибов, охотой, пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди начали «создавать радость» своими руками! Дома расписывали невиданными цветами и травами, украшали окна деревянной резьбой. Вытачивали из лесных коряжин оригинальную посуду, плели кружева, вышивали на полотенцах и, конечно же, все это они мастерили своими руками, вкладывая в них частичку своей души и тепла. Каждое изделие берегли, хранили, передавая из поколения в поколение, от старых до малых.

После презентации музыка выключается.

Хозяюшка: Вы, ребята, наверное, слышали, что про некоторых взрослых говорят: это – рукодельница, а этот – мастер. Ребята, а кто это такие?

Ответы детей.

Хозяюшка: Да, это люди, которые знают свое дело и умело его выполняют. И главное – они любят своё дело, про таких мастеров говорят: Он работает с душой! С любовью выполненная работа мастером и рукодельницей радует и греет душу всем людям.

Ребята, в каждой профессии есть свои орудия труда, отгадайте загадки про них и скажите, к какой профессии они относятся.

Дидактическая игра «Отгадай загадки».

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

(краски и кисть; художник)

Железная рыбка ныряет,

А хвост на волне оставляет.

(иголка с ниткой; швея, модельер)

Ни минуты не молчал,

Все стучал, стучал, стучал.

(молоток; плотник, строитель)

В лесу вырезана,

Гладко вытесана,

Поет заливается.

А как называется?

(скрипка; скрипач, музыкант)

Ответы детей.

Хозяюшка: Молодцы, ребята. А вы знаете, что люди после тяжелого труда на полях, на фермах отдыхали, и во время отдыха могли поиграть. Есть старинная игра называется «Клубочек». Смотрите, ребята, у меня есть волшебный клубочек, давайте мы с ним поиграем, выходите в круг.

Дети выходят. Игра «Клубочек». Стоя в кругу, дети передают клубок из рук в руки.

По рукам клубок катай

Воеводу выбирай.

Воевода, воевода,

Выходи из хоровода!

У кого в этот момент оказался клубок, спрашивает:

«Что мне делать?»

Дети предлагают ему сплясать, попрыгать как зайчик, пошагать и т. д. (3-4 раза).

После игры дети садятся на лавку. После того, как дети сядут, хозяюшка берет в руки клубок и кидает его в сторону стола с выставкой изделий-игрушек.

Хозяюшка: Ой, ребята, посмотрите куда волшебный клубочек укатился.

Ответы детей.

Хозяюшка: Ребята, волшебный клубочек нам показывает на выставку игрушек. Эти игрушки сделала бабушка Ильи, Ирина Анатольевна, она очень любит шить, вязать и вышивать. Сегодня она у нас в гостях и расскажет про свои работы.

Дети слушают рассказ бабушки Ильи о своих работах.

Бабушка: Ребята, а вы любите играть? Назовите свои любимые игрушки.

Ответы детей.

Бабушка: Что умеют делать ваши игрушки? (двигаться, летать, ездить, петь, разговаривать). А вот, когда была я маленькой, моя бабушка научила меня делать игрушку – куклу, называется Пеленашка.

Бабушка достает из сундучка куклу Пеленашку.

Бабушка: Это не просто кукла – в старину верили, что она может защитить ребёнка от всякого зла, болезней. Её клали в колыбель к младенцу. Ребята, а вы хотите стать мастерами игрушечных дел и сделать самую старинную игрушку – тряпичную куклу?

Дети: Да!

Хозяюшка: Тогда, ребята, садитесь за рабочие столы.

Дети садятся за рабочие столы.

Перед вами лежат кусочки ткани – лоскутки, из них мы с вами сделаем старинную русскую куклу – Пеленашку. Скажите, какой формы лоскутки?

Ответы детей.

Хозяюшка: Правильно, ребята. Ну, что ж, приступим к работе. А помогать нам будет бабушка Ильи, Ирина Анатольевна.

Бабушка: Желаю всем удачи!

Звучит тихая русская народная мелодия фоном. Хозяюшка поэтапно рассказывает, как сделать игрушку.

Хозяюшка: Итак, начнём, берём лоскут белой ткани, складываем его пополам и сворачиваем в трубочку. Красной ниткой перевязываем талию куколке и выделяем головку. Возьмём треугольный лоскут ткани и завязываем Пеленашке косынку. Кладём куклу на лоскут цветной ткани и начинаем её пеленать. Ну вот, и дело осталось за малым, необходимо взять ленточку и красиво перевязать нашу куклу. Кукла Пеленашка готова!

Хозяюшка: Дети, трудно быть мастерами?

Ответы детей.

Хозяюшка: Да, дорогие мои, чтобы стать мастером, нужно немало потрудиться, многому поучиться. У вас есть все для того, чтобы в будущем стать настоящими мастерами и рукодельницами. Ребята, вот иногда про кого-то говорят с восхищением «Мастер на все руки», как вы это понимаете?

Ответы детей.

Хозяюшка: Правильно, это человек, который умело и качественно может выполнить много разных работ: он умеет и шить, и вязать, чинить и строить, и обед приготовить и пирогов напечь.

Хозяюшка: Ой, посмотрите какие красивые куколки Пеленашки у вас получились! Давайте их все поставим на стол для выставки.

Бабушка: Какие вы молодцы – маленькие мастера!

Выставка работ на столе. Дети остаются стоять.

Хозяюшка: Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Подтверждение тому - пословицы и поговорки о труде. Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете про труд?

Ответы детей. Предполагаемые пословицы и поговорки.

Без дела жить, только небо коптить.

Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Труд кормит, лень портит.

Без нитки да иголки шубы не сшить.

Белые ручки, чужие труды любят.

Все скоро сказывается да не скоро дело делается.

Терпение и труд все перетрут.

Делу время, а потехе - час.

Маленькое дело, лучше большого безделья.

Хозяюшка: Ребята, недаром настоящих мастеров и рукодельниц любят и помнят долгие годы. Красота, нашедшая отклик в человеческом сердце, не умирает, а живет в памяти людей, передается из поколения в поколение. Люди говорят: «Каков мастер, такова и работа». Давайте, ребята, сейчас с вами встанем в круг.

Дети встают вместе с хозяюшкой в круг.

Хозяюшка: Вы сегодня побывали мастерами и рукодельницами. Про вас можно сказать много хороших слов. Давайте мы сейчас скажем друг другу эти слова. Для этого нужно положить руку на плечо соседу, сказать доброе слово и улыбнуться. Начну я. Предполагаемые слова: добрый, умелый, внимательный, добросовестный, старательный, умный, аккуратный, трудолюбивый, душевный, терпеливый, толковый, чуткий.

После игры хозяюшка спрашивает о том, что нового они сегодня узнали, хвалит их за активность.

Хозяюшка: Русский народ очень добрый, приветливый, и славится своими мастерами и рукодельницами. Ну, вот, настала пора прощаться, всем гостям желаю мира и добра!

До свидания, гости дорогие,

До свидания, гости, в добрый час.

С давних пор заведено в России:

Делу - время, а потехе – час!

Завершение занятия.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы»Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы» Задачи: Обучающие: Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол-мотанок. Формирование представлений у.

Конспект НОД по лепке в средней группе «Сонюшки-пеленашки»Конспект НОД по лепке в средней группе «Сонюшки-пеленашки» Цель: Приобщать детей к национальным традициям и культуре посредством прикладного искусства, повышать интерес к культурному наследию народа.

Конспект ОД по познавательному развитию «Изготовление куклы-оберега из ткани» Звучит русская народная музыка и воспитатель выходит из-за ширмы в русском народном костюме. -Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки.

Конспект открытого занятия с кинетическим песком для детей 3–4 лет Задачи: 1. Развивать зрительно-моторную координацию; 2. Развивать мелкую моторику; 3. Развивать тактильное восприятие; 4. Обогащать словарный.

Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе «Ожерелье для куклы» Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе "Ожерелье для куклы" Программная сущность:1. Обучать ребенка изображать нестандартным.

Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию в сюжетно-отобразительной игре «День рождения у куклы Маши»Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию в сюжетно-отобразительной игре «День рождения у куклы Маши» Цель: формирование умений детей действовать с предметами и игрушками в совместной игровой деятельности с воспитателем. Задачи: Образовательные:.

Конспект открытого занятия «Юные археологи» для детей 6–7 летКонспект открытого занятия «Юные археологи» для детей 6–7 лет Программное содержание Познакомить детей с профессией «археолог». Учить свободно выражать свои мысли в речи. Закрепить знания детей о свойствах.

Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы» Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы». Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет «Изготовление куклы Пеленашки»
Опубликовано: 6 ноября 2023 в 20:58
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет «Изготовление куклы Пеленашки»» (включая файлы) размещена пользователем Зеленова Алина Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД