Папки-передвижки

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Путешествие на Луну»

Марина Николаевна Орлова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Путешествие на Луну»

Цель: закрепление и расширение знаний детей о космосе.

Задачи:

Развивающие:

• развивать мелкую моторику руки через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к данной теме, чувство гордости за свою страну; воспитывать навыки сотрудничества в игре, активности, самостоятельности;

• побуждать детей к поисковой деятельности, самостоятельности создавать эмоциональный настрой у детей;

• воспитывать личностные качества (уверенность в своих силах, выносливость, чувство товарищества).

Образовательные:

Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе „Путешествие на Луну“» размещена в разделах

• обогащать и активизировать словарь по теме «Космос» (невесомость, иллюминатор, скафандр);

• формировать диалогическую речь; развивать лексико-грамматический строй речи при словообразовании и словоизменении (употребление существительных во множественном числе, родительного падежа, подбор и использование в речи родственных слов, подбор антонимов, прилагательных к существительному);

• развивать навык образование сложных слов.

• совершенствовать умение составлять предложения по картинке.

Предварительная работа:

1. Беседы с детьми на тему: «Космос» (кто был первым космонавтом, космические планеты, небесные тела и т. д.).

2. Разучивание с детьми стихов о космосе; отгадывание загадок

3. Проведение НОД по рисованию, аппликации на тему «Космос», оригами «Ракета».

4. Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко.

5. Рассматривание иллюстраций на тему «Космос». 6. Дидактические игры, словесные игры и упражнения на тему «Космос». 7. Сюжетно-ролевые игры «Космодром», «Космонавты».

Оборудование: маркеры, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, дидактическая игра «Разрезные картинки», материал для продуктивной деятельности.

Ход НОД:

1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки

Побежит тепло по кругу

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься

Все хотим мы много знать.

Слышится голос: «Всем, всем, всем! Отзовитесь, кто меня слышит… Меня зовут Незнайка! Мой космический корабль потерпел бедствие на Луне! Я очень хочу домой, обратно на Землю!

Незнайка: Ребята, вы поможете мне вернуться?

Дети: Да

Незнайка: Но на Луне будьте осторожны и внимательны, вас ждут испытания.

Воспитатель: Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

К звездам улетим легко

Не в трамвае, не в метро,

Не в такси, не на мопеде,

А в космической

Дети (хором) : – Ракете

Воспитатель: Правильно, ребята, мы полетим на ракете.

2. Основная часть

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в полёт, предлагаю вам познакомиться с языком инопланетных цивилизаций. Наверняка он нам в полёте пригодится, повторяйте за мной.

Артикуляционная гимнастика (Чистоговорка. Выполняется хором).

Та-та-та – у нас новая ракета.

Ёт-ёт-ёт – собираемся в полёт.

Им-им-им – все вместе полетим.

Авт-авт-авт – ты настоящий космонавт.

Та-та-та – не страшна нам высота.

Ете-ете-ете – мы летим в ракете.

Ты-ты-ты – всё видно с высоты.

Ать-ать-ать – полетим опять.

Воспитатель: С языком ознакомились, можно отправляться. Что такое? Наша ракета не может взлететь, нужно ввести пароль.

Ребята, а пароль написано невидимыми чернилами. Чтобы прочесть его нужно письмо подержать над свечой.

Опыт: Воспитатель подносит письмо к горящей свече (письмо написано соком лимона и высушено). Прямо на глазах у детей на письме появляется изображение звезды.

Воспитатель: Посмотрите, что получилось.

Дети: Звезда!

Воспитатель: Молодцы. Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Экипаж, надеть скафандры! Надеть шлемы! Надеть перчатки! Внимание! Приготовиться к старту! Начинаем обратный отсчет 5-4-3-2-1-пуск! Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скоростью, у вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. (Стоя на одной ноге, удерживают равновесие, помогая руками).

Но вот вырвались мы из притяжения земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости – давайте испытаем это состояние. Дети свободно располагаются в зале, делают ласточку и стоят так как можно дольше.

Воспитатель: В невесомости плывем

Мы под самым потолком

Повороты влево, вправо

Всё рассмотрим мы с тобой:

Солнце и планеты, спутник и кометы,

Поднимаем руки в вышину,

Видим жёлтую Луну!

Воспитатель: Ну, вот мы и в космосе. Посмотрите как здесь красиво (на экране появляется изображение космоса)

Воспитатель: В космосе нет кислорода, и чтобы экономно расходовать запас воздуха в ракете, не забывайте в полете правильно дышать. Носом-вдох, ртом-плавный выдох. (Выполняют дыхательную гимнастику).

VI. Деление слов на слоги.

Воспитатель: Экипаж, на нашем пути наблюдаем созвездия. Давайте назовём их и определим количество слогов в каждом слове. ( Созвездия: Лебедь, Дракон, Лев, Медведица, Кит, Рыбы).

Дети: – (делят слова на слоги)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием! Но нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…

Дети (хором) : – Комета.

Воспитатель: Ребята, смотрите, на нас надвигаются сразу три кометы. Они разного цвета: красная, синяя и зелёная. Чтобы изменить траекторию их полета, нужно выполнить следующее задание:

Нам необходимо распределить карточки с изображениями соответственно звуку, с которого они начинаются. Красная комета – это гласный звук, синяя – согласный твердый, а зелёная – согласный мягкий.

( Гласные: инопланетянин, юпитер, астроном, иллюминатор; согласные твердые: луна, звезда, ракета, спутник; согласные мягкие: телескоп, метеорит, меркурий).

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. И вот мы с вами на Луне (на экране появляется поверхность Луны). Экипаж! Отстегните ремни и покиньте корабль. На нашем пути … отгадайте что.

Я плююсь огнём и лавой

Я опасный великан,

Славен я не доброй славой,

Как зовут меня?

Загадка сопровождается опытом «Извержение вулкана». В вулкан (сосуд) заранее наполненный до половины ёмкости водой, смешанной с красным пищевым красителем, воспитатель добавляет несколько ложек уксуса. Дети наблюдают извержение вулкана.

Дети (хором) : – Вулкан.

Воспитатель: Ребята, чтобы нас не настигла огненная лава, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Но сначала давайте вспомним:

Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки - гласные (хором).

- Скажите, а какие еще есть звуки? (хором – согласные)

А СОГЛАСНЫЕ … согласны

Шелестеть, рычать, скрипеть,

Даже фыркать и хрипеть

Но не хочется им петь.

- Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)

- Как мы обозначаем гласные звуки? Твердые согласные звуки? Согласные мягкие звуки?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Про звуки вы все знаете! А теперь откройте ваши бортовые журналы, возьмите космические карандаши. (Звуковой анализ слова вулкан).

Воспитатель: Половину пути мы уже прошли, пора немного отдохнуть.

Физкультминутка:

На луне жил звездочёт-

(Смотрим в телескоп).

Он планетам вёл учё т:

(Считаем планеты указательным пальцем).

Меркурий - раз,

(Описываем круг рукой).

Венера - два.

(Хлопок).

Три - Земля, четыре - Марс,

(Присесть).

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,

(Наклоны вправо-влево).

Семь - Уран, восемь - Нептун,

(Наклоны вперёд-назад).

Девять - дальше всех - Плутон,

(Прыжок).

Кто не видит - выйди вон!

(Разводим руки в стороны).

Воспитатель: Мы отдохнули и отправляемся дальше. Внимание! Нам необходимо срочно связаться с Незнайкой и передать информацию о космических объектах.

Воспитатель: Я буду называть 2 слова, а вы из 2-х слов составьте одно.

-Луна, ходить – луноход.

-Звезда, летать – звездолет.

-Звезда, считать – звездочет.

-Звезда, падает – звездопад.

-Космос, аэродром – космодром.

Воспитатель: Молодцы, мы справились еще с одним заданием. Давайте посмотрим, какое испытание нас ждет дальше?

Таинственная музыка. В группу заходит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте ребята! Как я рад, что вы прилетели за мной. Мой космический корабль сломался, а я так хочу домой. Ребята, смотрите, что я нашел на Луне! Это метеорит, он такой горячий, что я едва могу удержать его в руках. А давайте с ним поиграем? Я буду называть слово, а вы его назовете во множественном числе.

Игра «Один-много» : Дети передают по кругу метеорит (мяч с шипами, и называют слова во множественном числе.

Планета - много.

Звезда

Ракета

Метеорит

Комета

Спутник

Телескоп

Космонавт

3. Заключительная часть

Воспитатель: Теперь мы можем отправляться на нашу планету. А как она называется?

Незнайка молчит.

Дети: Земля!

Воспитатель: Экипажу занять свои места, пристегнуть ремни. Начинаем обратный отсчет: 5-4-3-2-1. Ну вот мы и дома.

Незнайка: Спасибо большое за помощь! С далекой Луны я захватил для вас подарки – это маленькие золотые звёзды, пусть они вам напоминают о нашем путешествии. До свидания и до новых встреч!

Воспитатель: Вот и завершилось наше космическое путешествие. Вам понравилось путешествовать в космосе (Ответы).

Ребята, скажите, что вам понравилось больше всего?

С каким заданием вы справились легко?

Какие трудности испытали сегодня на занятии?

С каким настроением вы уходите с занятия?

Или Воспитатель: На нашем пути три планеты – «Слогознайки».(Деление слов на слоги)

На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах картинки, посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове. Закрепите картинки на доске под нужной планетой.

1) Дом, луг, дождь.

2) Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник.

3) Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном.

Воспитатель: Молодцы, помогли словам вернуться домой.

Воспитатель: – Молодцы, справились с заданием. За это прислали нам вторую звезду.

А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.

Я плююсь огнём и лавой

Я опасный великан,

Славен я не доброй славой,

Как зовут меня?

Загадка сопровождается опытом «Извержение вулкана». В вулкан (сосуд) заранее наполненный до половины ёмкости водой, смешанной с красным пищевым красителем, воспитатель добавляет несколько ложек уксуса. Дети наблюдают извержение вулкана.

Дети (хором) : – Вулкан.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по волшебному листу» «Путешествие по волшебному листу».Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе. Хабарова Альбина Александровна Цели:.

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С] и [Ш]»Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С] и [Ш]» Вид деятельности: Занятие по подготовке к обучению грамоте Тема: «Звуки [С] и [Ш]» Цель: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах,.

Конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе для детей с ТНРКонспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе для детей с ТНР Тема занятия: «В гости к звукам и к буквам!» Цель: обобщение и систематизация знаний о звуках и буквах. Задачи: Образовательные задачи.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Грамотеи» Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной.

Конспект занятия по подготовке руки к письму и обучению сенсорным эталонам в старшей группе «Путешествие на корабле»Конспект занятия по подготовке руки к письму и обучению сенсорным эталонам в старшей группе «Путешествие на корабле» Конспект открытого занятия по подготовке руки к письму и обучению сенсорным эталонам в старшей группе Тема: «Путешествие на корабле». Подготовила.

Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке»Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке» Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке» Цель: Обобщить знания детей по теме звук – слог – слово – предложение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Путешествие на Луну»
Опубликовано: 10 января 2024 в 20:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Путешествие на Луну»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Николаевна Орлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД