Ксения Парыгина
Конспект занятия по развитию грамматического строя речи на тему «Наш дом» для детей дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию грамматического строя речи на тему для детей дошкольного возраста
ТЕМА: «Наш дом»
Коррекционно-образовательные цели:
Обогащение словаря по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома.
Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами; употребление родственных слов).
Коррекционно-развивающие цели :
Публикация «Конспект занятия по развитию грамматического строя речи на тему „Наш дом“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Развитие связной речи, внимания, мышления; умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.
Оборудование:
Игра «Кто где живет?», картинки с изображением жилища человека, одноэтажный и многоэтажный дома, игра «Строительные профессии».
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Дидактическая игра «Кто где живет?».
– Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет?
– Где живет лиса? (Лиса живет в норе)
(волк, заяц, белка, еж, медведь, свинья, корова, собака, овца, лошадь, ласточка, скворец и т. д.)
2. – А где живет человек? (В доме)
– Как можно сказать о маленьком доме? (домик)
– О большом доме? (домище)
– Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)
– Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)
– Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)
– Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)
Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники.
Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ».
3. – В каком еще жилище может жить человек? (в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме, в крепости, в палатке)
– Кто строит дома? (строители)
– Люди каких профессий участвуют в строительстве дома? (каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник)
4. Дидактическая игра «Кто что делает?» (логопед показывает картинки с изображением людей разных строительных профессий, а дети называют слова-действия)
– Что делает каменщик? (Каменщик строит, возводит стены) и т. д.
– Какие еще здания строят строители? (библиотеки, школы, детские сады)
5. Физминутка
– Давайте поиграем в игрушечную стройку.
Получили мы подарки:
Дети изображают, как выкладывают
Кирпичи, бруски и арки. предметы из коробки.
Из коробки мы берем,
Строим мы красивый дом.
Строим быстро, строим скоро,
Дети садятся на корточки,
Без цемента из раствора. постепенно выпрямляясь,
Дом растет все выше, выше,
А потом встают на носки.
Есть карниз, труба и крыша.
6. – Ребята, а как называется жилище Бабы-Яги?
– Надоело Бабе-Яге жить в своей избушке на курьих ножках. Села она в ступу и полетела в город, посмотреть в каких домах живут люди.
– В городе много разных домов: одноэтажных и многоэтажных. Сравните одноэтажный и многоэтажный дом. Найдите отличия. (сравнение домов)
– Какие еще дома увидела Баба-Яга? (детям раздаются картинки домов с разным количеством этажей)
– Посчитайте, сколько этажей в доме, скажите какой дом?
(В этом доме 5 этажей. Он пятиэтажный.)
7. – Понравились Бабе-Яге эти дома и решила Яга построить себе новый дом, а из чего не знает.
– Подскажите ребята, из чего можно построить дом? (из кирпича, из бетона, из камня, из дерева, из глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла, из соломы)
– Дом из бумаги, дом из соломы, дом из кирпича. Какой вы думаете дом будет прочным? Почему вы так думаете?
8. Дидактическая игра «Назови какой дом?»
Дом из кирпича (какой дом) – кирпичный дом.
из бетона –
из пластмассы –
из бумаги –
из камня –
из металла –
изо льда –
из глины –
из стекла –
из дерева –
9. – Прилетела Баба-Яга в лес и стала рассказывать Лешему, что она видела.
-Правильно ли она говорила, если нет, то исправьте.
Около школы строит (кирпич) дом.
Оля живет в (бетон) доме.
На опушке леса стоит (дерево) дом лесника.
Мама сделала для куклы (бумага) дом.
В (стекло) домике живут разноцветные рыбки.
Поросенок Наф-Наф построил (кирпич) домик.
Снежная Королева живет в (лед) дворце.
У куклы Барби (пластмасса) домик.
У Бабы-Яги (дерево) избушка.
10. Итог.