Папки-передвижки

Консультация для родителей «Воспитание любознательности у ребенка»

Айгуль Вилкова
Консультация для родителей «Воспитание любознательности у ребенка»

Консультация для родителей

«Воспитание любознательности у ребенка».

«Воспитание любознательности у дошкольников средствами природы»

Публикация «Консультация для родителей „Воспитание любознательности у ребенка“» размещена в разделах

Природная любознательность присуща всем детям. Путем бесконечных вопросов и исследований ребенок расширяет свои представления об окружающем мире. При этом данное качество можно и нужно воспитывать. Во многом от взрослого зависит, будут ли познавательные интересы ребенка крепнуть и развиваться или останутся незамеченными.

Познавая мир, дошкольники стремятся все пощупать, изучить и по возможности разобрать. Они буквально заваливают взрослых бесконечными вопросами. Не случайно этот возраст является наиболее благоприятным периодом для воспитания любознательности. Умение наблюдать, сосредоточенно, внимательно слушать, рассматривать обязательно потребуются ребенку в любой деятельности, без них невозможно обучение в школе. В Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова любознательность определяется как стремление к приобретению новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. Другими словами, любознательный человек имеет развитые познавательные интересы, стремится к овладению новыми знаниями и получает от этого процесса радость и удовлетворение. Жажда новых знаний играет важную роль в жизни каждого, особенно ребенка. Она состоит в следующем.

Во-первых, наличие любознательности облегчает любое познание, в том числе учебу. Если у ребенка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе учебы у него "включается" внимание, он легче понимает суть информации, непроизвольно и без труда ее запоминает. И, что главное, все эти познавательные психические процессы сопровождаются эмоцией радости. Дошкольник получает удовольствие от познания, он не устает и с легкостью овладевает новой учебной информацией. Если же у ребенка не развита любознательность, то познавательная деятельность, в том числе учеба, вызывает чувство насилия над собой, неудовольствия и страдания. Ему трудно удерживать внимание, в связи с чем он плохо понимает и не запоминает учебный материал. Другими словами, любознательность - источник позитивной энергии, активизирующей и облегчающей учебу и любое познание.

Во-вторых, любознательность, побуждает человека к активному интеллектуальному поиску, позволяет ему создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий. Любознательность создает изобретателей, путешественников и первооткрывателей, хороших профессионалов и инноваторов во всех профессиональных областях, творцов, мастеров на все руки. Иначе говоря, она дает человеку силы получить результат своего интеллектуального поиска, продукт, который ценит не только он сам, но и его его близкие, коллеги, а иногда и весь мир.

В-третьих, основу любознательности составляют эмоции радости, интереса и удивления. Таким образом, жизнь человека получает еще один источник позитивных эмоций, она воспринимается как более интересная, увлекательная, яркая. Способы развития любознательности Любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть как поддержана, так и подавлена реакциями и действиями взрослых. Поэтому так важно создавать у ребенка ощущение радости и активности в процессе любого познания, в том числе и учебы. Первый способ развития любознательности это когда взрослый активно поддерживает ситуационно проявляемые самим дошкольником эмоции интереса, радости и удивления от наблюдения, исследования и создания чего-то. Например, если ребенок разбирает игрушечную машинку, желая узнать, почему она едет, важно присоединиться, разделить и поддержать его исследовательский интерес. Нужно обратить его внимание на детали, которые помогут ему самому ответить на интересующие вопросы. Если дошкольник после наводящих вопросов взрослого не догадался сам, можно в качестве подсказки высказать собственные мысли по этому поводу. Интерес к исследованию ребенка продемонстрирует ему, что взрослый разделяет и вместе с ним радуется новым открытиям. Такая реакция заложит первый кирпичик в формирование любознательности как личностной черты. Если взрослый будет ругать дошкольника за попытки разобрать новую машину либо убеждать его, что в этом нет ничего интересного, то познавательные интересы будут подавляться, он поймет, что это не интересно, не стоит внимания либо даже запрещается. Плоды такой реакции проявятся значительно позже, когда в школе ребенок будет считать, что изучать тот или иной предмет неинтересно и бессмысленно. Второй способ развития любознательности дошкольника - внимание к его вопросам, свидетельствующим о том, что у ребенка развивается любознательность. Обязательно радуйтесь им, отвечайте и старайтесь это сделал, максимально полно и доступно. Например, если дошкольник заинтересовался большой собакой на улице - расскажите о породе, связанных с ней интересных историях. Если знаний недостаточно, можно обратиться к хозяйке за пояснениями.

Третий способ развития любознательности у ребенка состоит в том, чтобы передать ему собственные интерес, удивление и радость от наблюдений, исследований или создания чего-то нового, т. е. "заразил. " собственными эмоциями. Например, можно пригласить дошкольника поэкспериментировать, какие предметы тонут в воде, а какие - нет, и подумать о том, от чего это зависит. Можно поделиться с ним интересным и радостным наблюдением, например, как кошка играет с игрушкой, вместе в энциклопедии или интернете узнать, кто придумал телефон.

Четвертый способ - выказывать уважение, ценностное отношение к людям, сделавшим открытия, изобретения, придумавшим новшества, усовершенствования. Ведь их достижения - результат любознательности. Важно также проявлять уважение к поделкам, догадкам, "открытиям", увлечениям самого ребенка. Иногда он "открывает" для себя то, что взрослым давно известно. В этом случае важно его поддержать, порадоваться, а не говорить, что это уже давно известно.

РАЗВИВАТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ МОЖНО НА ЗАНЯТИЯХ НАПРИМЕР: Занятие "Интересное вокруг нас", разработанное для детей подготовительной группы, направлено на то, чтобы активизировать познавательные интересы дошкольников к предметам и явлениям, с которыми они встречаются каждый день, сформировать ценностное отношение, уважение к ученым, изобретателям, первооткрывателям, которые занимаются исследованиями. Преимущество данного занятия в том, что оно основано на взаимодействии с родителями, которые активно включаются в воспитание любознательности своих детей и осознают важность этого.

В процессе совместной деятельности каждый ребенок может стать источником новых знаний для других детей, почувствовать радость от этого. Дошкольник получает возможность узнать, что все другие воспитанники в его группе - очень любознательны, знают то, что ему было неизвестно и что он в процессе занятия может узнать. Таким образом, создаются дополнительные условия для повышения самооценки и развития уважения к другим детям. В завершение занятия оформляется стенд "Интересное вокруг нас" с рисунками, посвященными изобретениям и открытиям, о которых говорилось на занятии.

Продолжением темы может стать занятие "Мои изобретения и открытия", цель которого - помочь каждому ребенку осознать и порадоваться тому, что он сам и другие дети в группе делают открытия для себя, создают новые необычные поделки, отличаются любознательностью и готовностью познавать новое. Занятие основано на взаимодействии с родителями и формирует ценностное отношение к активным действиям дошкольника по созданию или открытию нового.

Публикации по теме:

«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей Любознательность – это врожденное качество любого ребенка, которое позволяет ему активно познавать мир с самого рождения. С возрастом.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников»Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников» Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников». «Как растить настоящую женщину». «Дочерьми красуются — сыновьями в почете.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Воспитание аккуратности у ребёнка»Консультация для родителей «Воспитание аккуратности у ребёнка» Аккуратность - это черта характера, личности человека. Насколько она развита у ребёнка, можно определить по поступкам и результатам его.

Консультация для родителей «Воспитание или наказание?»Консультация для родителей «Воспитание или наказание?» Без строгости в воспитании ребенка не обойтись,но не надо путать ее с наказанием. Воспитание детей ремнем формирует у него страх перед.

Консультация для родителей «Воспитание организованности у ребёнка»Консультация для родителей «Воспитание организованности у ребёнка» Чтобы воспитать у ребёнка дисциплинированность, надо его учить соблюдать режим дня, подавать ему во всём положительный пример и вести работу.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Воспитание любознательности у ребенка»
Опубликовано: 23 февраля 2022 в 19:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Воспитание любознательности у ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Айгуль Вилкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД