Получи документы

Коррекционная работа по социально-бытовой адаптации детей в рамках урочной и внеурочной деятельности в социуме

Александр Владимирович Гришин
Коррекционная работа по социально-бытовой адаптации детей в рамках урочной и внеурочной деятельности в социуме

Коррекционная работа по социально-бытовой адаптации реализуется в рамках урочной и внеурочной деятельности в ходе :

1. Проведения интегрированных уроков: технология.

2. Работы студий дополнительного образования.

3. Режимных моментов в раздевалке перед уроками, при переодевании

на физкультуру и ритмику, при посещении столовой, туалета, в ходе

Публикация «Коррекционная работа по социально-бытовой адаптации детей в рамках урочной и внеурочной деятельности в социуме» размещена в разделах

перемен (дежурств, подготовки к уроку).

Такая работа обеспечивает генерализацию навыков.

4. Консультирования и обучения родителей, что реализуется службой

сопровождения школы с помощью форм заочного и пролонгированного консультирования, оформления стендов.

Это позволяет проводить работы по развитию социально-бытовой

ориентировки не только в условиях школы, но и за ее пределами.

Методы и приемы работы по формированию навыков социально-бытовой ориентировки.

В ходе работы в основном используются следующие методы и приемы:

визуальное расписание (алгоритмизация);

социальные истории;

видеомоделирование;

генерализация.

Неотъемлемым методом в работе по формированию социально-бытовых компетенций у школьников с РАС является визуальное расписание.

В работе используется несколько видов расписаний: предметное,

картиночное, текстовое.

Расписание с использованием предметов. Последовательность

действий обозначается при помощи предметов, которые используются

в процессе самой деятельности.

Расписание с использованием картинок. Используется, если ребенок понимает изображения на картинках. Чаще всего используются

вначале фотографии реального объекта, затем фотографии аналогичных объектов, после этого переходят к картинкам, затем пиктограммам

и символам. Рисунки или фотографии располагаются в вертикальную

или горизонтальную линию с помощью любого фиксатора: магнитного

полотна, липучек или других приспособлений, отображая последовательность занятий или событий. В некоторых расписаниях используются дополнительные карточки для фиксации времени (сначала/потом,день недели, время, интервалы). Возможно использование емкостей для хранения карточек, обозначающих уже выполненные задания. Чтобы повысить ресурс самостоятельности и помочь ребенку более четко и без ошибок следовать расписанию, используется парное расписание. Этот тип визуального расписания означает, что ребенку необходимо взять карточку из последовательности и совместить ее с парной, которая находится там, где будет выполняться задание.

Расписание с использованием текста. Используются картинки,

подписанные одним словом, предложения, сформулированные от лица

ребенка. В некоторых случаях можно использовать более сложные

виды письменного расписания, например, органайзеры.

Одним из важнейших условий выбора расписания является оптимальность его вида. Расписание само по себе не должно вызывать никаких затруднений для понимания ребенка, оно должно давать возможность повысить самостоятельность. Расписание может использоваться

для иллюстрирования режима дня, определенной деятельности, алгоритма использования конкретного навыка.

Визуальное расписание используется для формирования цепочек

действий, из которых состоит навык. Чтобы составить цепочку, необходимо разделить действие на отдельные шаги (операции).

Рассмотрим на примере цепочки: «мне нужно помыть руки».

1. Я включаю холодную воду.

2. Я включаю горячую воду.

3. Я подставляю руки под воду.

4. Я беру мыло.

5. Я тру мыло руками.

6. Я кладу мыло на место.

7. Я тру ладони.

8. Я тру правую руку с тыльной стороны.

9. Я тру левую руку с тыльной стороны.

10. Я смываю мыло водой.

11. Я тру ладони.

12. Я смываю мыло с правой руки.

13. Я смываю мыло с левой руки.

14. Я закрываю горячий кран.

15. Я закрываю холодный кран.

Есть два способа работы с цепочкой действий : по цепочке вперед и

по цепочке в обратном направлении.

Если ведется работа по цепочке вперед, то действия начинаются с

первого шага в списке с использованием физической подсказки. Когда ребенок освоит первый шаг, начинается последовательное обучение

следующим действиям. Эта процедура повторяется, пока ребенок не

начнет самостоятельно выполнять все этапы.

Когда ведется работа по цепочке в обратном направлении, обучение начинается с последнего шага. Перед последним шагом взрослый

делает паузу, чтобы дать возможность ребенку закончить действие

(закрыть холодную воду) самому. Если в этот момент нужна помощь,

то педагог оказывает ее. Когда ребенок самостоятельно осваивает последний шаг, к нему добавляется предыдущий. Так постепенно наращивается вся цепочка шагов.

При обучении умению пользоваться расписанием подбирается оптимальная система подсказок.

Начинать следует с подсказки о незначительной помощи. Если эта

подсказка не работает, нужно увеличить помощь, пока ее не будет достаточно. Затем постепенно снижать помощь, уменьшая, таким образом, зависимость от подсказки. Важно помнить, что следует давать ребенку возможность выполнить задание без подсказки, но если ученик

два раза ошибается, следует незамедлительно оказать помощь.

С одной стороны, необходимо, чтобы ребенок научился учитывать:

правильность выполнения задания; принимать решение о второй попытки. Но, с другой стороны, если ребенок ошибается во второй раз – значит для него сложно выполнить это задание правильно без подсказки,

а ситуация неуспеха может спровоцировать нежелательное поведение.

Часто работа по формированию навыка начинается от интенсивной,

полной физической подсказки, до незначительной. Очень важно снижать интенсивность подсказок, увеличивать паузу перед подсказкой.

Необходимо давать ученику правильно дозированную помощь до

того, как он совершит действие, которое может быть ошибочным. Эффективные подсказки значительно ускоряют процесс обучения, так как

создают возможность увеличить опыт правильных действий и сформировать нужный навык.

Очень важно варьировать интенсивность и содержание поощрения в

зависимости от того, самостоятельно или с помощью было выполнено

задание. Также необходимо максимально быстро снижать интенсивность подсказки до полного ее отсутствия, чтобы повысить ресурс самостоятельности ученика. Этого можно добиться, если регулярно увеличивать паузу между инструкцией и подсказкой.

Социальная история является достаточно простым в применении

методом обучения. Этот метод был разработан Кэрол Грей [5]. В связи

с тем, что социальные истории строятся с учетом интересов и потребностей ребенка, они становятся очень значимыми и мотивационными.

Формы социального поведения объясняются ребенку в виде описания

ситуации и положительного результата в случае правильного поведения ребенка. Основная цель – предоставить ученику информацию о

том, как себя вести в различных социальных ситуациях и как взаимодействовать с другими людьми.

Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка в соответствии с его интересами и целями обучения

(навыками, которые необходимо сформировать). Желательно, чтобы

история дополнялась или полностью состояла из пиктограмм, рисунков, фотографий или даже реальных предметов.

Для составления социальных историй используются описательные,

директивные, контролирующие и перспективные предложения.

Описательные предложения сообщают о том, что люди делают в

конкретных социальных ситуациях, и информируют о том, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают, как делают

и в какой последовательности. Пример описательных предложений: «Я

ученик первого класса. Я хожу в школу. В школе ученики стараются

вести себя тихо. Во время урока ученики слушают учителя. Можно

поднять руку и спросить что-то. Когда учитель спрашивает, ученики

отвечают. Ученики рассказывают что-то интересное друг другу на перемене. Иногда я громко говорю на уроке. Мне хочется рассказать всем

про мои любимые мультфильмы».

Перспективные предложения описывают последствия того или

иного действия ребенка, в том числе и реакции других людей, чтобы

человек узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию. Эти предложения описывают мысли, чувства и настроения ребенка и других

людей. Перспективные предложения представляют реакцию людей на

ситуацию, так что человек может понять и запомнить, как другие люди

воспринимают различные события. Пример перспективного предложения: «Когда я громко говорю на уроке, мои друзья отвлекаются и не

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра слушают учителя. Учительница огорчается и сердится. Учительница делает мне замечания, и я огорчаюсь».

Директивные предложения описывают то, как следует вести себя

в таких ситуациях. Очень важно в этих предложениях избегать частицы «не» и описывать только то, что следует делать от первого лица.

Важно также в этих предложениях оставлять место для самостоятельного выбора ребенка и пытаться избежать узконаправленных указаний. Директивные предложения обычно начинаются с «Я могу постараться…», «Я попытаюсь…». Пример директивного предложения: «Я

попытаюсь заниматься на уроке молча», «Если мне очень захочется

рассказать о мультфильмах, я подниму руку и спрошу разрешения

рассказать об этом на перемене».

Контролирующие фразы выражают способы, которые ребенок может использовать, чтобы вспомнить или уточнить социальную историю. Они чаще всего дополняют текст, после того как взрослый вместе

с ребенком разобрал социальную историю. Контролирующее предложение пишется учеником, либо составляется по его инициативе. Пример контролирующего предложения: «Если я буду говорить о любимых

мультфильмах на перемене, учительница будет очень довольна, а я получу наклейки с Чебурашкой и крокодилом Геной».

Когда история составлена, ее необходимо дополнить пиктограммами,

рисунками, фотографиями, которые значимы для ребенка, и которые помогут ему запомнить историю. Очень важно на этом этапе максимально

подключить ребенка к составлению истории. Ученик может вырезать и

приклеить необходимые картинки, сфотографировать что-то, выбрать

картинку в интернете, ввести запрос в поисковую строку и выбрать, нарисовать и т. д. Историю можно читать многократно, рассказывать, просить ребенка прочитать историю всем членам семьи. Важно помнить, что

следует ограничивать количество директивных и контролирующих предложений, чтобы социальная история не носила характера инструкций.

Социальную историю сначала читают или слушают многократно и

регулярно, затем она используется в качестве напоминания о необходимых формах поведения.

Видеомоделирование – это метод обучения, в котором используется

видеозапись и демонстрационное оборудование, создающие визуальную модель желательного поведения или навыка.

Типы видеомоделирования включают базовое видеомоделирование,

видеомоделирование самого себя, видеомоделирование с точки зрения

смотрящего и подсказки с помощью видео.

Базовое видеомоделирование подразумевает, что ребенок смотрит

видео, на котором какой-то другой человек или персонаж мультфильма,

но не сам ученик, выполняет требуемое действие или цепочку действий.

Видеомоделирование самого себя означает, что происходит съемка, как

сам ученик демонстрирует какой-то навык или поведение, и он просматривает это видео позднее. Видео с точки зрения смотрящего означает,

что навык снимается так, как будто это действие, наблюдаемое глазами

самого ребенка. Подсказки с помощью видео означают, что требуемое

поведение или навык делятся на отдельные шаги, и каждый эпизод снимается на видео. После каждого эпизода добавляется пауза, во время которой ученик может попробовать выполнить задание самостоятельно.

При подсказках с помощью видео можно снимать как самого ученика,

так и другого человека, который выступает в роли модели.

Во время планирования съемок, создавая сценарий, очень важно

четко представлять: чему видео должно обучить ребенка, из каких шагов состоит это умение, какие из этих шагов у ученика уже отработаны,

какого типа будет это видео.

После этого определяется план: когда, где и с какой частотой требуется просмотр видео, в специально созданной или естественной ситуации. Например, просмотр может проходить в естественных условиях и

в то время, когда можно повторить формируемый навык (если ученику

нужно приготовить бутерброд во время завтрака, то обучающее видео

демонстрируется ему непосредственно перед завтраком).

Очень важно оценить эффективность видео, корректировать его по мере

необходимости, постепенно уменьшать интенсивность подсказок в видео.

Для осуществления генерализации и обобщения усвоенных навыков используется комплекс методик. Создается вариативная среда,

максимально приближенная к естественным условиям. Генерализированный навык ребенок может продемонстрировать в различных обстоятельствах, во взаимодействии с разными людьми и при разнообразных

условиях. Обобщенные навыки сохраняются продолжительное время и

не требуют постоянной отработки.

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии в рамках внеурочной деятельности «День космонавтики»Фотоотчет о занятии в рамках внеурочной деятельности «День космонавтики» 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» впервые стартовал космический корабль, пилотируемый человеком. Длительность орбитального полета.

Урок «День российской науки» в рамках внеурочной деятельности «Разговоры о важном» в 3,4 классеУрок «День российской науки» в рамках внеурочной деятельности «Разговоры о важном» в 3,4 классе На очередном занятии «Разговоры о важном» в понедельник 6 февраля мы с ребятами побеседовали на тему «День российской науки». Целью данного.

Конспект занятия для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности «Куклы Вербница и Пасха»Конспект занятия для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности «Куклы Вербница и Пасха» Цели: – обучить конкретным трудовым навыкам работы с тканью и природным материалом при создании народной игрушки; - развивать творческое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа по социально-бытовой адаптации детей в рамках урочной и внеурочной деятельности в социуме
Опубликовано: 17 мая 2024 в 09:49
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная работа по социально-бытовой адаптации детей в рамках урочной и внеурочной деятельности в социуме» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД