Получи документы

Коспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития

Лариса Кутукова
Коспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития

Неречевые звуки

Цели. Развивать слуховое восприятие, учить различать звуки по силе и высоте.

Интеграция образовательных областей.

Коммуникация. Совершенствование умения различать звуки на слух и в произношении.

Социализация. Побуждать к самостоятельности в игре, вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие; закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх.

Безопасность. Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду;

Словарная работа. Заучивание слова «звук», повторение хором и индивидуально.

Публикация «Коспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

Демонстрационный материал. Барабан, свисток, колокольчик, погремушка, мяч, картинки с изображением кошки, собаки, лягушки, мышки и других животных.

Ход занятия

Организационный момент

Дефектолог воспроизводит звучание одного из предметов (барабана, свистка, колокольчика, погремушки) и предлагает ребенку назвать игрушку.

Основная часть

Беседа

— Барабан, колокольчик, свисток издают различные звуки. Звуки мы слышим.

Дефектолог просит детей закрыть глаза и вновь воспроизводит звучание указанных предметов. Затем просит ребят закрыть уши руками и воспроизводит какой-нибудь звук у них за спиной (дети не должны видеть звучащий предмет).

— Вы что-нибудь слышали? (Нет.)

— С помощью какого органа чувств мы слышим? (С помощью уха.)

Дети заучивают слово звук, неоднократно повторяя его хором и индивидуально.

Ребята вновь закрывают глаза. Дефектолог воспроизводит звучание какого-либо предмета (погремушки, барабана и др.) и предлагает определить, что звучит.

— Что вы слышали? (Звуки.)

— Какой предмет издает эти звуки?

— Какие еще предметы издают звуки? (Самолет, мотор машины.)

— Какие звуки издают животные? (Мяу-мяу, му-у-у, ку-ка-ре-ку, хрю -хрю.)

Игра с мячом «Кто как голос подает?»

Дефектолог бросает ребенку мяч и называет какое-нибудь животное. Ребенок ловит мяч, проговаривает соответствующее звукоподражание и возвращает мяч взрослому.

Дефектолог бросает мяч следующему ребенку. И так далее.

— Кошка. (Мяу-мяу.)

— Собака. (Гав-гав.)

— Лягушка. (Ква-ква.)

— Мышка. (Пи-пи-пи.)

Игра «Тихо — громко»

Дефектолог хлопает в ладоши то громко, то тихо. Дети повторяют движения.

Физкультминутка

Игра «Узнай по голосу». Дети встают в круг и закрывают глаза. Ведущий (дефектолог) дотрагивается до плеча ребенка. Тот открывает глаза. Ведущий показывает ему картинку с изображением какого-нибудь животного и предлагает произнести соответствующее звукоподражание. Остальные должны узнать это животное и назвать его.

Итог занятия

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

Речевые звуки

Цели. Формировать слуховое восприятие, учить различать звуки по силе и высоте, развивать умение располагать предметы в ряд.

Интеграция образовательных областей.

Коммуникация. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знании. Помогать осваивать формы речевого этикета. Продолжать работу по обогащению словаря (ряд, начало ряда, конец ряда, середина ряда). Совершенствовать речь как средства общения. Совершенствовать умение различать звуки на слух и в произношении.

Безопасность. Закреплять умения соблюдать правила пребывания в детском сада.

Социализация. Побуждать к самостоятельности в игре, вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие; закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх.

Демонстрационный материал. Настольный театр «Репка», звучащие предметы.

Ход занятия

Организационный момент

Игра с мячом «Кто как голос подает?»

См. занятие 1.

Основная часть

Беседа

— Давайте вспомним сказку «Теремок». Какие животные поселились в теремке?

— Что говорили животные, когда подходили к теремку? (Кто-кто в тереме живет? Кто-кто в невысоком живет)

Дети по очереди проговаривают эти слова с соответствующей интонацией (за мышку, лягушку и т. д.).

— Что произносили животные? (Звуки, слова.)

— С помощью какого органа чувств мы слышим? (С помощью уха.)

— Разговаривают ли животные на самом деле? (Нет.)

— А сказочные герои разговаривают, как люди.

— В сказках животные используют речь людей. Они произносят речевые звуки.

— С помощью какого органа мы произносим звуки? (С помощью рта.)

— Звуки мы слышим и произносим. (Дети хором и индивидуально повторяют вывод.)

Физкультминутка

Под звук барабана дети шагают на месте; под звук свистка поднимают руки вверх; под звук погремушки приседают и т. д.

Беседа

— А теперь давайте вспомним сказку «Репка».

Напомнив содержание сказки, дефектолог с помощью фигурок настольного театра показывает, в каком порядке выстраивались герои, когда тянули репку.

— Сначала пришел тянуть репку дед, мы его поставим в начале ряда. Потом пришла бабка и встала за дедом. И последней пришла мышка и встала в конце ряда.

— Ряд мы строим слева направо (показывает).

— Что мы построили? (Ряд.)

Дети несколько раз повторяют слово ряд. — Что стоит в начале ряда? (Репка.)

Дети несколько раз повторяют словосочетание начало ряда.

— Где стоит мышка? (В конце ряда.)

Дети повторяют словосочетание конец ряда.

— А где стоят бабка, внучка, Жучка и кошка? (В середине ряда.) Дети повторяют словосочетание середина ряда.

— Как мы располагаем предметы в ряду? (Слева направо.)

Итог занятия

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

Звук а. Буква а.

Цель.

Закрепить навык четкого произношения звука а; учить выделять звук а из ряда гласных; развивать слуховое внимание; образовывать множественное число имен существительных; познакомить с буквой а.

Интеграция образовательных областей.

Коммуникация. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знании. Помогать осваивать формы речевого этикета. Продолжать работу по обогащению словаря (начало слова, конец слова, середина слова). Совершенствовать речь как средства общения. Совершенствовать умение различать звуки на слух и в произношении.

Безопасность. Закреплять умения соблюдать правила пребывания в детском сада.

Социализация. Побуждать к самостоятельности в игре, вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие; закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх.

Демонстрационный материал. Картинки с изображением врача, аиста.

Раздаточный материал. Карточки с тремя делениями, фишки красного цвета, набор букв, счетные палочки, зерна фасоли.

Ход занятия

Организационный момент.

Вспомнить какое время года, месяц, день недели, время суток.

Игра-беседа «У врача»

— Когда у нас болит горло, нас осматривает доктор. Что просит сделать врач, чтобы посмотреть горло? (Он просит широко открыть рот.)

— Какой звук он просит произнести? (Звук а.)

— Когда мы произносим звук а, рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Как называется такой звук? (Гласный.)

— Почему а — это звук? (Звуки мы слышим и произносим.)

— Гласные звуки мы с вами будем отмечать фишкой красного цвета.

Работа с картинкой

Дефектолог показывает детям картинку с изображением аиста.

— Кто изображен на картинке? (Дети называют картинку, утрированно произнося звук а.)

— С какого звука начинается слово аист! (Со звука а.)

Определение места звука а в слове

Перед детьми полоски с тремя делениями.

— Полоска обозначает слово. Звуки могут стоять в начале (первая клеточка, в конце (третья клеточка) и в середине слова (вторая (средняя) клеточка). В слове аист звук а стоит в начале слова. В какую клеточку мы положим фишку красного цвета? (В первую.)

Физкультминутка

Игра «Лист». Дефектолог читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Характеристика буквы А.

Ребята, звуки обозначаются буквами.

— Чем обозначаются звуки? (Буквами.) Буквы мы видим, пишем, читаем. Звук а тоже обозначается буквой. (Показывает букву.)

— Найдите такую же букву в своих кассах и рассмотрите ее внимательно.

— Из каких элементов состоит буква А (Из палочек.)

— Из скольких палочек? (Из трех.)

— Одинаковой или разной длины эти палочки? (Разной, две длинные и одна короткая.)

— Нарисуйте в воздухе букву А, выложите ее из счетных палочек, из зерен фасоли.

— Замените на полоске фишку красного цвета буквой А.

Работа с букварём.

Знакомство с букварём.

Итог занятия.

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

Звук у. Буква у.

Цель.

Закрепить навык четкого произношения звука у; учить выделять звук у из ряда гласных; развивать слуховое внимание; образовывать множественное число имен существительных; познакомить с буквой у.

Интеграция образовательных областей.

Коммуникация. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знании. Помогать осваивать формы речевого этикета. Продолжать работу по обогащению словаря (начало слова, конец слова, середина слова). Совершенствовать речь как средства общения. Совершенствовать умение различать звуки на слух и в произношении.

Безопасность. Закреплять умения соблюдать правила пребывания в детском сада.

Социализация. Побуждать к самостоятельности в игре, вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие; закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх.

Демонстрационный материал. Картинка с изображением паровоза.

Раздаточный материал. Карточки с тремя делениями, фишки красного цвета, счетные палочки.

Ход занятия

Орг. момент

Игра «Назови ласково»

Дети по очереди ласково произносят свои имена и садятся на стулья.

Осн. Часть

Характеристика звука у

Показ картинки с изображением паровоза.

- Что изображено на картинке?

- Как гудит паровоз, когда прибывает к станции? (У-у-у.)

- Когда мы произносим звук у, губы вытянуты в трубочкой, воздух проходит свободно, не встречая преграды.

- Как называется такой звук? (Гласный)

Дети произносят звук у перед зеркалом.

- Фишкой какого цвета мы обозначаем гласные звуки?

Характеристика буквы У

- Чем на письме обозначаются звуки?

- Звук у тоже обозначается буквой. (Демонстрация буквы У.)

- Из каких элементов состоит буква У?

- Одинаковой или разной длины эти палочки?

- Нарисуйте в воздухе букву У.

- Выложите букву У из палочек.

Физкультминутка

Игра «Паровоз». Дети имитируют движение поезда и произносят звукоподражания.

Игровое упражнение «Кто внимательнее»

Дефектолог произносит звуки: у, а, о, у, а, а, у, и, а, …

Определение места звука у в словах

Слова: уши, умница, укроп, какаду, игрушки, мишутка, сумка, шуба.

Работа по букварю.

Итог занятия.

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

Публикации по теме:

«Речевые и не речевые звуки. Звуки [а ], [о], [и]. Буквы А, О, И». Программное содержание: закреплять умение различать речевые и неречевые звуки; повторить произношение и артикуляцию звуков [а ], [о], [и],.

Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 29 марта 2014 в 16:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Кутукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД