МААМ-картинки

Мастер-класс «Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами занимательного материала блоков Дьенеша»

Оксана Думалкина
Мастер-класс «Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами занимательного материала блоков Дьенеша»

Играя в игры с блоками Дьенеша, дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная пословица гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит». Вот и сегодня я предлагаю последовать этой древней пословице и немножко поиграть. Уважаемые коллеги, прошу присоединиться ко мне.

Свою работу, придерживаясь главного принципа – поэтапности, от простого к сложному, я начала с того, что предоставила детям возможность самостоятельно познакомиться с блоками. Давайте и мы с вами начнем с самого простого — познакомимся с блоками, рассмотрим их.

Публикация «Мастер-класс „Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами занимательного материала блоков Дьенеша“» размещена в разделах

В процессе манипуляций с блоками мы устанавливаем, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки.

Из логических блоков Дьенеша можно составлять изображения предметов, накладывая блоки на готовый рисунок : машинка, паровоз, дом, башня. Задание можно усложнить, выкладывая по образцу, а затем по памяти. У ребенка развивается мелкая моторика рук, память мышление; конструктивные способности; происходит закрепление цвета, формы, размера. Предлагаю построить цепочку: от произвольно выбранной фигуры по

старайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т. д.);

в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д.

Для углубления и расширения представления о геометрических фигурах, и цвете предлагаю разделить фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие фигуры.

А у белки все квадратные.

- Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные). -Только зайке? (Квадратные, не синие).

- Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные).

- А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные).

При выполнении заданий у детей развивается наблюдательность, они учатся видеть особенности разных фигур, подмечать их сходство и различие, обобщать.

В игре «Этажи» строим дом.

- Положите в ряд 4 фигуры так, что бы рядом не было одинаковых по форме фигур. Это первый этажа.

- Следующий этаж дома строим так, чтобы над каждой фигурой (предыдущего ряда) оказалась фигура другого цвета.

- Какой этаж по счёту мы построили?

- Следующий этаж строим так, что бы над каждой фигурой (предыдущего ряда) оказалась фигура другого размера.

- Какой этаж по счёту мы построили?

- Последний этаж постройте так, чтобы над каждой фигурой оказалась фигура другая по толщине.

- Сколько этажей у нас получилось?

В этой игре развивается умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, ориентировка в пространстве, внимание, логическое мышление; закрепляется счёт.

Провожу игры малой подвижности. Детям нравится игра «Давайте познакомимся», где дети представляют себя в образе «геометрического блока», которые «оживают», «разговаривают» друг с другом.

Предлагаю и вам поиграть в эту игру. Для этого каждый из вас должен взять из набора по одному блоку и встать в круг. Блоки вы держите перед собой. Водящим буду я. У него нет в руках блока. Он должен пробежать за кругом, остановиться, постучать о спинку того, около кого остановился, и спросить: «Тук-тук, ты кто?» А тот, к кому постучались, должен назвать все признаки своей фигуры: форму, цвет, размер и толщину. Если признаки фигуры названы правильно, они меняются местами. Водящим становится тот, кто правильно назвал все признаки фигуры. Тогда выберем водящего по считалке.

Игра позволила детям акцентировать внимание на все признаки фигур. Дети обозначали эти свойства словесно, анализировали друг друга, сравнивали фигуры по толщине и величине приёмами приложения, наложения (если в нём была необходимость) или на глаз.

Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства фигур, ввожу специальный код, графически изображающий данные свойства.

Форму - контурами фигур

Так цвет обозначается пятном

Величину - силуэтом домика

Толщину - условным изображением человеческой фигуры

Это позволяет развивать способность у детей к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Дети любят отгадывать необычные загадки: «Это загадки без слов». «Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте фигуру и покажите».

В игре «Житейские истории» детям очень нравится быть спасателями.

они оказывали помощь героям стихотворений Агнии Барто. «Чинили» грузовик, отвозили продрогшего зайку домой, выложив их из блоков. Они без затруднений выбирали нужные блоки по знакам — символам, т. е. декодировали информацию.

Предлагаю и вам стать спасателями. Нужно взять картинку, выполненную в виде схемы с геометрическими фигурами, которые закодированы заданными свойствами. Нужно расшифровать каждый блок и собрать картинку.

В этой игре развивается умение расшифровать свойства блоков, изображенных на картинке; так же развивается целенаправленность, самостоятельность. Помимо схемы к этой игре на карточке имеется речевое сопровождение

Одним из любимых праздников для моих детей является Новый год. Готовясь к нему мы, «Украшали ёлку бусами»-блоками. На елке 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с низу). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Зашифрованная бусинка маленький желтый треугольник, место его первый ряд справа. Продолжаем наряжать.

Выполнение задания формирует умение выделять нужный блок из множества, выкладывать алгоритм по цепочке; упражняет в счете; развивает ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Когда дети свободно научились пользоваться кодовыми карточками, вводила код, обозначающий знак отрицания «не». Это те же самые изображения, но перечёркнутые крест- накрест. Такие карточки означают отсутствие данного свойства у фигуры.

(не квадратной формы, значит круглой, или треугольной, или прямоугольной; не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький и т. д.).

Мною замечено, самой увлекательной и любимой игрой для детей, является заселение жильцов в домики.

В группе детского сада жили – были блоки. И домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было темно и тесно. И дети вместе с воспитателем решили поселить их в большом и просторном доме. Для каждой фигуры определена своя квартира в соответствии с её свойствами.

- На верхнем этаже живут какие фигуры

- Какого они будут цвета в этой квартире?

- А в следующей? Заселите последнюю квартиру.

- Проверьте, правильно ли вы сделали.

- Точно также заселите жильцами остальные квартиры.

Задания для этой игры разно уровневые. Это задание первого уровня.

Оно развивает умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по двум признакам.

Задание второго уровня - заселить жильцов по трём свойствам.

Выполним задание третьего уровня. Выделяем все четыре свойства: форма, цвет, размер (на ваших карточках обозначен карандашом большим и маленьким, толщина.

- Какая фигура у нас первая

- Какой у неё цвет

- Какая величина

- Какая толщина

- Что же это за фигура

- Заселите остальных жильцов дом, используя все свойства фигур. Карточки у всех разные.

- Проверьте, правильно ли вы сделали те, у кого карточка как у меня.

- Сколько всего этажей.

Задание развивает умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры уже по четырём признакам; упражняет в счете. Развивает ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Для развития вычислительных способностей использую игра "Поиск затонувшего клада" В трюме затонувшего корабля найден запечатанный сундук с большим количеством камней разной формы, цвета, размера и толщины. Среди них нужно найти драгоценные камни, обладающие чудесными свойствами. Каждый камень (блок) может быть определен по 4-м свойствам (цвет, форма, размер, толщина). Эти свойства зашифрованы с помощью знаков-символов в линейке определённого цвета под своим номером расположенным вверху. Решаем примеры и выбираем свойство на основе ответа.

Эта игра хороший тренинг решения примеров, способности действовать в уме.

Уважаемые коллеги. Сегодня вы познакомились с игровым материалом «Логические блоки Дьенеша». Существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать. Но есть обязательное условие – взрослый должен играть с детьми, играть азартно, увлеченно. Тогда и только тогда игра станет радостью для детей и позволит решить поставленные дидактические задачи. Я надеюсь, что полученные сегодня знания, пригодится вам в дальнейшем общении с вашими детьми.

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая настольно-печатная игра «Математическое домино  «Грибочки» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая настольно-печатная игра «Математическое домино  «Грибочки» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая, настольно-печатная игра "Математическое домино - Грибочки" Цель: развитие умения понимать значение действий сложения.

Конспект НОД по сенсорике для детей раннего возраста «Знакомство с цветом блоков Дьенеша» Цель: продолжать знакомить с названиями цветов, учить соотносить предметы по цвету, выделять и выбирать предметы с заданными свойствами.

Конспект НОД по сенсорике для детей раннего возраста «Знакомство с величиной блоков Дьенеша» Цель: продолжать учить детей простейшим способам действий с блоками, знакомить с величиной блоков, учить соотносить предметы по величине.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Мастер-класс «Панно «Виноград» из бросового материала» для детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс «Панно «Виноград» из бросового материала» для детей старшего дошкольного возраста Осень – пора винограда. Не смотря на то, что лето было холодным и дождливым, урожай винограда порадовал всех. Я не большой любитель винограда,.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами занимательного материала блоков Дьенеша»
Опубликовано: 14 февраля 2020 в 15:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами занимательного материала блоков Дьенеша»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Думалкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД