Получи документы

Методическая разработка урока технологии в 5 классе «Текстильные материалы и их свойства»

Людмила Михайловна Островская
Методическая разработка урока технологии в 5 классе «Текстильные материалы и их свойства»

Урок технологии 5 класс

Тема: «Текстильные материалы

и их свойства»

Тип урока : Открытие новых знаний (ОНЗ).

Цель - Сформировать понятие о свойствах тканей и способах их определения;

Задачи:

Обучающие: - Ознакомить учащихся с понятием «Свойства тканей» и способами их определения, расширить кругозор учащихся.

Публикация «Методическая разработка урока технологии в 5 классе „Текстильные материалы и их свойства“» размещена в разделах

Развивающие: - Способствовать формированию и развитию самостоятельности, наблюдательности, умения сравнивать, делать выводы;

- Способствовать воспитанию коммуникативных качеств в условиях групповой работы.

Воспитывающие: - Формировать представление о деятельности работников текстильной промышленности и воспитывать уважение к их труду.

Планируемый результат:

Предметные умения

-Понимание понятия свойства тканей,

-понимание сформированности свойств тканей по группам

- умение определять свойства тканей самостоятельно с опорой на инструкционную карту

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные: умение провести самооценку, взаимооценку и взаимопомощь в группе.

Регулятивные: умение ставить учебную цель и задачи; планировать собственную и групповую деятельность; умение контролировать и оценивать свои действия, проявлять самостоятельность.

Познавательные: умение самостоятельно формулировать познавательную цель; выделение необходимого результата исследовательской деятельности; построение речевых высказываний в устной форме.

Коммуникативные: формирование умения вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Методы и формы работы

Методы : беседа, лекция-демонстрация, организация самостоятельной исследовательской деятельности в группах.

Формы :Фронтальная, групповая.

Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран, инструкционные карты, образцы тканей, нитки, ножницы, английские булавки, игольницы, ручные иглы, утюг, гладильная доска, колбы с водой.

Организация класса. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

Цель:

-создание условий для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность

-Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у столов красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И урок сейчас начнём.

-Добрый день! Я рада видеть Вас на уроке.

- Посмотрите внимательно, всё ли вы подготовили к уроку?

- Любите ли вы загадки, легко ли вы их отгадываете? Сейчас проверим.

1. Широка да тонка

Надувает бока,

Весь день на мне ездит,

Не слезая сидит,

А ночь придёт-

Свернётся и спит. /рубашка/

2. Если станет холодать,

Меня надо надевать.

Лишь усядусь на макушку-

Не замёрзнут ваши ушки! /шапка\

3. Одень меня на голову

Или одень на шею.

Везде смотрюсь я хорошо,

И украшая грею /платок/

4. Носят девчёнки,

Носят мальчишки

В жаркое время

Штаны – коротышки. /шорты/

5. От холода и снега

Согреет, где б ты не был!

Пусть в ней похож ты на мишутку,

Зимой наденешь что ты? \шубку/

- Как одним словом можно назвать все отгадки? /одежда/

- Из чего шьют одежду? /ткани/

II. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока (7 мин)

Цель:

1. Актуализация и обобщение имеющихся знаний учащихся по данной теме.

2. Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности.

- Ткани широко применяют в быту. Из них шьют одежду, белье, используют при изготовлении множества вещей, необходимых в нашей повседневной жизни. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.

- Вспомните, о каких текстильных волокнах вы узнали на уроках?

- Вспомните признаки хлопчатобумажных и льняных тканей.

- Перед вами на парте лежат образцы тканей. Определите, какая ткань хлопчатобумажная, а какая льняная?

- Молодцы!

- Вы любите красиво одеваться?

- Одежда, которую вы носите должна быть какой?

- А какой должна быть одежда для школьника?

- Что необходимо, чтобы она соответствовала перечисленным вами требованиям? (А ещё)

-Конечно, ткань должна обладать определёнными качествами, а точнее свойствами.

И мы должны знать об этих свойствах, чтобы правильно подобрать ткань для определенной модели.

- Хотите ли вы узнать, какими свойствами обладают ткани?

- Какой будет тема урока? (Свойства тканей)

-Все натуральные и химические ткани обладают одинаковыми свойствами, но проявляются они в разной степени.

- А есть ли у вас желание изучить, как проявляют свойства хлопчатобумажные и льняные ткани?

-Какую поставим цель?

- Цель урока :

Познакомиться и изучить свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

- Как вы думаете, как можно познакомиться со свойствами тканей и изучить свойства тканей?

-Попробуйте предположить.

III. Открытие нового знания. (7 мин)

Цель:

Формирование представления детей о свойствах тканей и признаках разделения свойств на группы.

Свойства тканей необходимо учитывать при выборе модели швейных изделий, при способе обработки и при уходе за одеждой.

Свойства тканей многообразны и зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены, вида переплетения и особенностей отделки.

• Все свойства тканей можно разделить на три группы.

Механические свойства :

- Прочность – способность ткани противостоять разрыву. Подобные нагрузки испытывают ткани в одежде в местах облегания суставов человека-локти, колени, плечи.

- Сминаемость – это способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать складки и замины; зависит от упругости волокон.

- Драпируемость – способность ткани в подвешенном состоянии образовывать мягкие округлые складки. Ткани проявляют эти свойства при воздействии внешних сил.

- Что можно назвать внешними силами? (Внешние силы это человек, ветер, солнце, вода и т. д.)

Гигиенические (физические) свойства тканей

-Как вы думаете, по какому признаку объединили эти свойства? (направлены на сохранение здоровья человека)

- Гигроскопичность – это свойство ткани впитывать влагу и отдавать её в окружающую среду. Нательная одежда должна хорошо впитывать пот. А верхняя одежда должна защищать тело от промокания при дожде, снеге.

- Воздухопроницаемость – это способность ткани пропускать воздух. Все натуральные ткани способны «дышать». Например, зимняя одежда должна

защищать от холодного воздуха, а летняя - должна хорошо пропускать воздух, чтобы не было жарко.

- Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло человеческого тела. Натуральные ткани отдают нам свое тепло и энергию. Чем больше теплозащитность

ткани, тем теплее одежда.

Технологические свойства тканей – свойства, проявляющиеся в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.

- Осыпаемость нитей заключается в том, что они не удерживаются в ткани по открытым срезам материала, выскальзывают и осыпаются, образуя бахрому.

Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделия,срезы деталей кроя необходимо сразу же обмётывать.

- Усадка

Знакомо ли вам это слово, где вы его слышали?

– это уменьшение размеров ткани при замачивании, стирке или влажно – тепловой обработке.

• И так вы узнали, какими свойствами обладают ткани.

• Но проявляют эти свойства ткани в различной степени.

-Сейчас вам предстоит изучить, как проявляют эти свойства х/б и льняные ткани.

-Для этого вы будете работать в группах. Чтобы работа была успешной нужно соблюдать правила:

1. Выбрать организатора группы.

4. Все члены группы равны.

5. Все должны проявлять активность в работе.

6. Нести ответственность за результат работы.

- После проверки работы вам необходимо заполнить оценочный лист.

Ф. И.

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая

-Для выполнения самостоятельной работы у вас на парте есть все необходимые материалы, инструменты, инструкционные карты.

- Руководствуясь инструкционными картами, проведите работу и запишите результаты в таблицу: «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

Свойства

Хлопчатобумажная ткань

Льняная ткань

Механические:

- прочность

-сминаемость

- драпируемость

Гигиенические:

- гигроскопичность

- теплозащитность

- воздухопроницаемость

Технологические :

- осыпаемость нитей

- усадка

-Так же не забывайте соблюдать правила техники безопасности.

- Для того чтобы проверить Усадку, я проведу опыт сама

- Беру лоскутки тканей размером 10х10 см, пропитываю образцы водой, отжимаю, высушиваю с помощью утюга.

- Сравниваю размеры образцов, накладывая их на квадрат из бумаги (10х10 см).

- Делаем вывод: усадка значительная.

Воздухопроницаемость мы на уроке проверить не сможем, для этого нужно специальное оборудование, поэтому запишем готовые результаты.

Теплозащитность вы можете определить исходя из своего опыта.

VI.

Обобщение и систематизация знаний

(4 мин)

Цель: Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (таблица).

Итак, работу вы закончили. Проверим ваши результаты.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цель:

- зафиксировать новое содержание урока,

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

«ДЕРЕВО УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ»

По окончании урока дети прикрепляют листья, цветы, плоды на дереве:

Плоды – урок прошёл полезно, познавательно;

Цветок – урок прошёл неплохо;

Листок зелёный- уроком не совсем удовлетворён

Жёлтый- урок не понравился, было скучно.

Публикации по теме:

Конспект урока технологии в 1 классе «Орнамент из листьев Чучкошиного леса» Тема: Региональный компонент. «Орнамент из листьев Чучкошиного леса» Цель: Сформировать представление об орнаменте, их разнообразии и.

Методическая разработка образовательной деятельности «Воздух и его свойства» Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Воздух и его свойства». (занятие разработала Гавриш Н. М. воспитатель МБДОУ.

Методическая разработка опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воздуха» Методическая разработка Опытно -экспериментальная деятельность «Свойства воздуха» Форма: нетрадиционное занятие по экспериментальной деятельности.

Методическая разработка «Особенности работы концертмейстера в классе вокала» Содержание 1. Введение 2. Специфика работы концертмейстера в ДШИ. 3. Работа концертмейстера с учащимися в классе вокала 4. Заключение.

Методическая разработка урока по развитию речи и альтернативной коммуникации в 1 классе для детей с УО «Волшебный мешочек» Методическая разработка Предмет: Развитие речи и альтернативная коммуникация Для детей 1-х классов с умеренной умственной отсталостью.

Методическая разработка урока «Милосердие и сострадание» Учитель. Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с притчи. Пока я не буду говорить, как она называется. Вы мне сами это скажете позже. ПРИТЧА.

Методическая разработка урока по основам социальной жизни «Множество решений» Автор: Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель МОУ «С (К)ОШИ №4 первой квалификационной категории, г. Магнитогорск, Челябинская область Вид.

Методическая разработка урока по теме «Пасха» Цель: создание условий для формирования и развития у школьников представлений о Пасхе как о главном христианском празднике. Учебные задачи,.

Разработка урока ОБЖ в 6 классе «Первая медицинская помощь при травмах» МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» Оренбургской области Выполнил: преподаватель-организатор.

Разработка урока по русскому языку в 4 классе «Повторение изученного о глаголе» Технологическая карта урока Общая часть Предмет: Русский язык Класс: 4 Тема урока: «Повторение изученного о глаголе» Дидактическая цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка урока технологии в 5 классе «Текстильные материалы и их свойства»
Опубликовано: 18 октября 2018 в 21:31
+92Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка урока технологии в 5 классе «Текстильные материалы и их свойства»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Михайловна Островская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД