Папки-передвижки

Моделирование в экологическом воспитании дошкольника

Лейсан Халиуллина
Моделирование в экологическом воспитании дошкольника

Моделирование в экологическом воспитании дошкольника.

Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако некоторые явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» обобщенное представление об объекте или явлении природы. Для решения этой проблемы, на помощь приходят «модели».

Публикация «Моделирование в экологическом воспитании дошкольника» размещена в разделах

Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы начинают в средней группе. В полном объёме эта работа разворачивается в подготовительной группе.

Дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале. Поэтому, свою работу мы начали с пополнения эколого-развивающей среды в группе моделями разных видов. Для того, чтобы понять идею "общего дома" – сообщества растений и животных, проживающих совместно на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязанных друг с другом, в течение года совместно с родителями нами были созданы модели экологических систем : «Уголок леса», «Север», «Пустыня», «Подводный мир», «Солнечная система», «Деревенский двор». Мы использовали эти модели в НОД по экологии, в дидактических играх, в совместной деятельности детей и педагогов. Дети с интересом работали с этими моделями и самостоятельно.

Приведем пример многозадачного многофункционального макета «Дерево времен года». Он предназначен для детей старшей группы, т. е. 5-6 лет.

Цель: познавательное и речевое развитие детей через организацию взаимодействия с деревом, каждый сегмент которого означает определенное время года.

Задачи:

• Формировать представления о чередовании времен года. Продолжать формировать умение устанавливать связи между явлениями природы и временами года, делать обобщения, называть их в речи. (Зимой идет снег. Летом на деревьях появляются плоды.).

• Расширять представления о сезонных изменениях в природе (например, осенью происходит похолодание и сокращение продолжительности дня, что изменяет жизнь растений и животных).

• Продолжать учить счету в пределах 10, учить сравнивать количество предметов между собой (больше, меньше, равно).

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять яблок, десять листьев) и прилагательные с существительными (ежик — колючий, медведь - косолапый).

• Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем (например, «Как ежу летом живется»).

• Продолжать учить детей договариваться друг с другом о правилах игры, подчиняясь этим правилам на протяжении всего взаимодействия между собой и с дидактической игрой.

Игры с макетом:

«Угадай время года». Воспитатель предлагает детям по признакам, выложенным на столе (желтые листья, снег, яблоневый цвет и т. п., определить загаданное время года. Игра может использоваться при взаимодействии нескольких детей. Тогда можно предложить каждому рассказать о доставшемся времени года или рассказать об одном по очереди, не повторяясь.

«Последовательность времен». Ребенку предлагается определить последовательность событий, относящихся к смене времен года. Например, зимой был снег, деревья спали; весной деревья начали просыпаться, началось сокодвижение, зацвели деревья и трава; летом из цветов появились плоды; осенью плоды созрели. Так же можно использовать одного из четырех персонажей (медведь, еж, белка, заяц) и рассказать о том, как проходит их год.

«Что лишнее». На сегменте дерева, посвященному одному из времен года, находится деталь, не соответствующая этому времени года. Ребенку нужно ее найти и объяснить свое мнение. В игру можно играть нескольким детям.

«Год начинается с зимы.» Воспитатель читает стихотворение «Год начинается с зимы.» и по ходу чтения стихотворения, ребенок раскладывает на дереве те элементы, о которых упоминается в стихотворении. С усложнением можно играть так: воспитатель прочитывает текст, а потом ребенок по памяти раскладывает элементы. Еще более сложный вариант предполагает разучивание ребенком стихотворения и самостоятельную игру.

Год начинается с зимы:

Повсюду снег и снегири.

У зайца белоснежный мех.

Снеговики и детский смех.

Зима сменяется весной,

Медведь проснется под сосной.

В деревьях сок заходит смело

И от цветов всё станет бело.

После весны приходит лето,

Что ярким солнышком согрето.

И яркой яблочной кислинкой

Суровый еж почистит спинку.

Затем придет осенний бал:

Он ярких листьев карнавал.

Он очень щедрый на запасы.

И белка соберет припасы.

А после осени ведь снова

Опять зима бела, сурова,

Холодной поступью придёт,

Круговорот времен замкнёт.

(Автор Алекбаева А. В.)

«Придумаем рассказ». Воспитатель предлагает ребенку выбрать героя или время года и составить рассказ по выбранной теме.

Таким образом, «Дерево времен года» несет в себе потенциал игрового оборудования: вклад в развитие речи, формирование элементарных математических представлений, обобщение знаний детей. Использование моделирования в работе вызывает у детей интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью, применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Игра-макет может обновляться новыми экспонатами: куклами в сезонных одеждах, фигурками животных, а так же сезонными атрибутами для использовании в сюжетно-ролевых играх, сделанными детьми, например, зимой можно сделать с детьми горку, санки, каток из бросового материала.

Благодаря этому макет может использоваться детьми не один год

Что же делать? Как же быть?

У всех один вопрос возник.

Как проще детям объяснить,

Не ставя их в тупик.

Педагог каждый мечтает

В деле успехов добиться,

С этой мечтой он в небе летает,

Своими детьми чтоб гордиться.

Трудно детям стих учить,

Рассказы составлять.

И можно тему сто раз бить,

Но лучше показать.

Символы, знаки, любые таблицы

На руку всем педагогам.

Любая тема легко объяснится,

Каждый будет доволен.

Моделирование – это цель :

Понятно, логично, удобно.

Придумайте много схем,

Каких вам только угодно.

Я пожелаю вам творить,

Работать, создавать.

Успехи вам дадут парить

И счастье получать!

Литература:

1. Шкляева Н. М., Мангушева М. Ф. Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста. - Глазов: ГГПИ, 2009

2. Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений. Учебно-методическое пособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений. - Шадринск: издательство ПО "Исеть", 1997.

3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000.

4. Т. В. Хабаровой и Н. В. Шафигуллиной «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников».

5. Кондратьева Н. Н. и др. Программа экологического образования детей «Мы». СПб. : «Детство-пресс», 2001

6. Клевцова М. Н., Ходеева С. Ф. Макетирование в детском саду // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 86-89.

7. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М. : Линка-Пресс, - 2015.

Публикации по теме:

«Покоряем космические просторы» — моделирование«Покоряем космические просторы» — моделирование Всем доброго праздничного, настроения,уважаемые коллеги! В связи с наслоением праздничных дат во всех детских садах кипят творческие поиски.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника»Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании»Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании» Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Отчет об экологическом воспитании детей средней группы Отчет об экологическом воспитании детей средней группы. Выполнила воспитатель: Рулева Елена Юрьевна Актуальность Всё прекрасное в людях.

Плоскостное моделирование (фотоотчет)Плоскостное моделирование (фотоотчет) Плоскостное моделирование (фотоотчет) У детей 5-6 лет возрастает потребность в общении, развивается конструктивное творчество, воображение.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование в экологическом воспитании дошкольника
Опубликовано: 11 сентября 2020 в 19:02
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Моделирование в экологическом воспитании дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Лейсан Халиуллина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД