Федотова Любовь Викторовна
Дидактическая игра «Домовенок Кузя»
Моя педагогическая находка
Самый насущный вопрос, с которым ежедневно в своей работе сталкивается каждый воспитатель - как привлечь внимание детей и мотивировать их на предстоящую деятельность? И тут в голову, приходит масса идей! Хорошо, если приходит… А если нет? Актуально? Конечно - сто раз «да!».
А от чего зависит, захотят ли дети с педагогом одного? А может наоборот, увлекут его за собой? Как найти золотую середину? Если вы хоть раз задавали себе этот вопрос – вы точно педагог!
Публикация «Дидактическая игра „Домовенок Кузя“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Домовой, домовенок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2022
Я заинтересовалась данным вопросом и более детально изучила методы и приёмы привлечения внимания дошкольников.
Условно можно выделить следующие приё мы:
1. Приём. Голосовая и эмоциональная модуляция. Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса педагога.
2. Приём. Модуляция темпа речи.
Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи педагога.
3. Приём. Прерывание речи, использование антиципации (догадки). Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове педагог прервал свою речь.
4. Приём. Жестикуляция.
Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией, при этом ладони педагога открыты, жесты широкие и свободные.
5. Приём. Активное асистирование.
Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта.
6. Приём. Экстрараздражители.
Как бы случайно, но главное – внезапно, педагог роняет ручку, книгу, резко открывает или закрывает окно, дверь, включает или выключает музыку, свет и т. д.
7. Приём. Интрига или загадка.
Педагог начинает занятие с загадочного предмета или загадки. Например: «у меня для вас есть что-то интересненькое; угадайте, что я вам приготовила». Фантазия и изобретательность педагога, способны, привлечь внимание детей.
8. Приём. Обучайте, играя.
Простая фраза: «давайте посмотрим, кто быстрее сможет это сделать…» обеспечит педагогу всестороннее внимание детей и вовлечённость их в образовательный процесс.
9. Приём. Использование цвета.
Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей.
10. Приём. Смена видов деятельности.
Педагог предлагает детям послушать, посмотреть, потрогать, изобразить что-то в движении, а возможно, даже понюхать, смотря, о чём идёт речь. При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте.
11. Приём. «Коробка с сюрпризом».
В начале совместной деятельности появляется коробка с сюрпризом, педагог сообщает детям, что самые внимательные получат подарок в конце занятия. Метод очень эффективен, но использовать его надо не чаще одного раза в месяц, иначе у детей пропадает интерес.
12. Мой самый любимый приём. Присутствие сказочного персонажа.
Как иллюстрации, так и переодетого взрослого. Помогает привлечь и активизировать внимание дошкольников.
Большинство воспитателей в своей работе с детьми, используют классический приём, когда мотивацию задаёт гость – персонаж или игрушка (в зависимости от возраста детей). Сказочный герой, который приходит в гости к детям: знакомится, спрашивает, рассказывает увлекательные и интересные истории, просит о помощи, веселит или провоцирует.
Умеющий слышать детей воспитатель с лёгкостью найдёт такого героя – достаточно понаблюдать за игрой детей. Со мной же случилось иначе. Зачинщик интересных дел, друг детям и помощник мне, появился в нашей группе благодаря проекту «Сказочные жители», реализованного в нашем саду в рамках инновационной деятельности читательского клуба «Читаем вместе с мамой».
В ходе голосования родителей и детей был выбран наш сказочный житель – Домовёнок Кузя.
И тут начинается полезная история, о том, как привлечь внимание детей разнообразить мотивацию, режимные моменты, образовательную и игровую деятельность, однозначно – моя педагогическая находка!
Домовёнок Кузя – это вязаная игрушка, связала её бабушка одной моей воспитанницы. Она соответствует требования к игрушкам в ДОУ:
Эстетичность
Реалистичность
Безопасность для здоровья детей
Имеет обучающую ценность
Не провоцирует детей на агрессию
Интересная и запоминающаяся
Данная игрушка имеет свою особенность, она имеет свой характер.
Новоселье Домовёнка прошло в ходе специально подготовленной мной и родителями, (но неожиданной для детей) - досуговой деятельности, ребята спасали домовёнка от Бабы Яги (её роль играла одна из мам) и сами предложили ему остаться жить с нами в детском саду!
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Условно можно выделить следующие приё мы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-538611-1650115002.jpg)
(хочу отметить, что данная методическая разработка заняла второе место во всероссийском конкурсе «Мой лучший урок»).
Ребята сразу решили выделить Кузе кровать, полотенце, личный шкафчик для сменной одежды.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Голосовая и эмоциональная модуляция](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-538611-1650115038.jpg)
Оказалось, что Домовёнок многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Зато он очень любит заниматься спортом.
Любит природу, много о ней знает и рассказывает ребятам. Кузя активно выражают своё мнение, (с моей помощью) спрашивают непонятное, ошибается, запутывается ребят. Мотивирует их тем самым к действию, будь то режимные моменты, образовательная или игровая деятельность.
Он стал активным участником всех наших занятий.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Изменение интонации тембра высоты и громкости голоса педагога](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-538611-1650115059.jpg)
Мои воспитанники с неподдельным интересом наблюдают за ним, выполняют все его поручения, просьбы, пожелания (иногда и капризы). Вместе учатся новому, интересному.
Домовёнок – отличный помощник в режимных моментах. Он может подсказать ребятам, когда говорить слова приветствия, о необходимости мытья рук напомнит, покажет, как сервировать стол, первый ляжет в кроватку, первый проснется на оздоровительную гимнастику после дневного сна, и т. д.
В волшебной шкатулке Домовёнка дети находят предметы, которые можно обследовать, (выделяя их размер, цвет, величину, форму, призовую игрушку, книжку-малышку, картинки-ребусы, и т. д.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Модуляция темпа речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-538611-1650115084.jpg)
Сколько я видела восторга в глазах детей, когда сообщила им, что Домовёнок хочет посмотреть, где живут ребята? Есть ли у них дома интересные книги, домашние питомцы или игрушки?
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Выдерживание паузы резкое изменение темпа речи педагога](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-538611-1650115105.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Прерывание речи использование антиципации догадки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-538611-1650115124.jpg)
Мальчишки и девчонки сами договаривались и решали, к кому и когда пойдёт Кузя в гости. Только у него одно условие – дома ему обязательно нужно почитать сказку на ночь! В группу Кузя возвращался с подарками от семьи ребёнка (новая курточка, шарф или сумочка, конфеты для меня).
Дети подружились с Домовёнком, они считают его своим другом. Он вместе с ребятами посещает праздники и развлечения.
На Новогодний праздник, например дети, решили, что Кузя будет в костюме клоуна.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Прерывание речи на словах достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то на каком слове педагог прервал свою речь](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-538611-1650115150.jpg)
В сентябре прошлого 2021 года, я проводила своих выпускников в школу и встретила малышей. Домовёнок остаётся для меня незаменимым помощником.
В период адаптации, утром, Кузя встречает ребят, они с удовольствием идут в детский сад. Домовёнок создает весёлое настроение, часто предлагает детям карандаши, мелки для рисования. Он очень любит, когда дети танцуют, поют и веселятся. Для такого случая у него в сундучке всегда найдутся «звучалки», «шумелки», погремушки, колокольчики.
С недавних пор меня заинтересовала еще одна идея. В современном обществе идёт внедрение роботов в повседневную жизнь человека. Вот бы применить технологию робототехники к Домовёнку Кузе… Спрошу мнение своих воспитанников, когда подрастут!
Какие бы приёмы ни использовал педагог в своей работе с детьми, самым важным остаётся то, насколько он чувствует психологическое состояние детского коллектива и каждого отдельного ребёнка. Так же насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания, а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники.