МААМ-картинки

Музыкальное занятие «Сказочные герои. Образ Бабы-Яги»

Марина Сильванович
Музыкальное занятие «Сказочные герои. Образ Бабы-Яги»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 комбинированного вида» города Пикалево

Конспект совместной образовательной деятельности

в рамках проекта «Сказкотерапии»

в подготовительной группе

«Сказочные герои. Образ Бабы Яги

в искусстве».

Составил и апробировал: музыкальный

руководитель

высшей квалификационной категории

Сильванович М. П.

2021 год.

Публикация «Музыкальное занятие „Сказочные герои, Образ Бабы-Яги“» размещена в разделах

Цель: Формирование у детей представления о художественном образе Бабы Яги посредством интеграции музыки, живописи, художественной литературы.

Задачи:

Образовательные :

- показать взаимосвязь различных видов искусства с музыкой через образ сказочного героя;

- способствовать: дальнейшему формированию умения и навыка использования средств музыкальной выразительности при характеристике музыкальных произведений; дальнейшему расширению знания о творчестве русских композиторов П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, А. Н. Лядова.

- учить детей определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства;

- продолжать формировать познавательный интерес детей к устному народному творчеству, особенно к русским народным сказкам.

- продолжать формировать у детей звуковую культуру и грамматический строй речи.

Развивающие:

- Способствовать развитию творческого воображения, умение передавать услышанный образ в музыке через художественную деятельность;

- способствовать развитию музыкально-творческих проявлений, образного и ассоциативного мышления, воображения, фантазии, музыкальной памяти;

- содействовать развитию речи у детей и умения слушать и слышать музыку, делать выводы.

Воспитательные:

- создавать условия для формирования и развития слушательской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Предварительная работа:

1. Знакомство детей со сказками, в которых присутствует персонаж- Баба Яга.

2. Рассматривание картин, иллюстраций с образом Бабы Яги.

3. Знакомство с музыкальным произведением П. И. Чайковского «Баба Яга».

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, аудио с произведениями:

П. И. Чайковского «Баба Яга». М. П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках». А. Н. Лядова «Баба Яга».

• Репродукции картин Гартмана, Васнецова.

Возраст: 6-7 лет

Дата: 02.02.2021г.

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Слайд 1)

001 Звучит музыка «Сказка начинается» муз. В. Дашкевича. Дети входят в зал, здороваются.

Музыкальный руководитель : Здравствуйте ребята, я рада вас видеть в моей музыкальной гостиной.

2. Основная часть.

- Ребята я знаю, что вы очень любите сказки. Что можно сказать о сказке, какая она бывает? (Сказка волшебная, забавная, чудесная, поучительная, остроумная, радостная, грустная, загадочная, интересная, мудрая, страшная, добрая.)

Какие сказки вы знаете? (Ответы детей.)

Кто сочиняет сказки? (Народ, писатели, поэты.)

А музыку кто пишет? (композиторы) Как вы думаете, композиторы могли любить сказки? Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками - ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если быть внимательными, то можно услышать, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой, и какие там герои – злые, коварные, или, наоборот, добрые и смелые.

Предлагаю принять участие в викторине «Герои сказок», дружно хором отвечайте и героев называйте :

Красная (Шапочка)

Серый (Волк)

Карабас (Барабас)

Снежная (Королева)

Мальчик (с пальчик)

Курочка (Ряба)

Василиса (Прекрасная)

Змей (Горыныч)

Баба (Яга).

Музыкальный руководитель : Молодцы! Хорошо знаете сказочных героев. Ребята, сегодня в наш садик пришла необычная посылка, посмотрите, что нам прислали… (достает «волшебный клубок», к нему привязано письмо) Давайте прочитаем, что написано в этом письме. (читает) : «Если вы любите сказочные приключения и не боитесь трудностей, то я приглашаю вас в Лукоморье» (Баба – Яга)

-Проблемно-поисковый этап.

Музыкальный руководитель : Лукоморье! Интересно, что это такое? И где оно находится? Вы, дети, случайно не знаете? (Ответы детей) Лукоморье – это сказочная страна, в которой живут волшебные сказки и сказочные герои.

(Слайд 2 «Лукоморье»)

Музыкальный руководитель : Вспомнила! «…Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…» (Шепотом)

Ребята, вы готовы отправиться в это… Лукоморье, преодолеть все преграды, выполнить все задания? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель : Хорошо! Тогда отправляемся в путь, поедем на поезде, занимайте скорее места у окошек.

002 ___

(Слайд «Сказочный лес» 3)

Музыкальный руководитель : Вот мы и оказались в сказочном лесу.

- Сейчас я прочитаю вам одно интересное стихотворение Э. Успенского

об очень известной героине сказок :

Про бабу Ягу говорят очень глупо:

Нога костяная, метёлка да ступа

И руки кривые и зубы торчком

И нос очень длинный и загнут крючком.

Я облик сложившийся быстро разрушу:

Прошу заглянуть в мою чистую душу.

И там вы такие откроете дали,

Каких никогда и нигде не видали.

В душе я добра, Хороша справедлива….

Не так, чтобы очень,

Но всё же красива.

И в каждом я только хорошее вижу,

Я даже козявку в душе не обижу.

Но если внутри я добра и прекрасна.

То сверху, снаружи, хитра и опасна.

Я в жизни любого из вас одолею.

А то и убью…но в душе пожалею.

Э. Успенский (слайд 4)

- Ребята, как вы думаете кто будет сегодня главным героем нашей с вами встречи?

Ответы детей. (Слайд 5)

- Кто же она такая? Что же в этом образе такого загадочно особенного, что отталкивает, пугает и одновременно притягивает читателей. Сегодня мы будем говорить об этом сказочном герое.

Музыкальный руководитель : Скажите, а что вы знаете о Бабе Яге.

(ответы детей).

Музыкальный руководитель : Изначально Баба Яга не была отрицательным персонажем. Она была берегиней рода, хранительницей традиций и обычаев. В старину люди делали обереги в виде Бабы Яги, чтобы она защищала домашний очаг от всякого зла. Но спустя много лет на смену мудрости ей стали приписывать злость и другие отрицательные черты характера. И в последующие тысячелетия все забыли, что бабушка из русского фольклора, когда то была почитаемой уважаемой мудрой хранительницей рода.

Музыкальный руководитель : Как же выглядит Баба-Яга?

Ответы детей

Музыкальный руководитель : Кто знает, где живет Баба-Яга?

Ответы детей. (слайд 6)

Музыкальный руководитель : А кто живет рядом с Бабой-Ягой, кто ей помогает?

Ответы детей. (слайд 7)

Музыкальный руководитель : На чем передвигается Баба-Яга?

Ответы детей (слайд 8)

Музыкальный руководитель : Чем вы утром порадовали Бабу Ягу?

Ответы детей..

В сказках мы встречаем разные образы Баба-Яги :

- Образ «Яга-воительница», сражающаяся с героями. В некоторых сказках Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как степная Богатырка. Яга сражается подобно богатырю; она выступает против приехавших в ее царство богатырей, нападает во главе целого воинства.

(слайд 9)

Музыкальный руководитель : Образ «Яга-похитительница», уносящая людей. В каких сказках мы можем встретить такую Бабу-Ягу?

Ответы детей (слайд 10)

Музыкальный руководитель : Образ «Яга-дарительница», которая принимает героя и вручает ему чудесные предметы-помощники.

«Финист-ясный сокол», где Баба Яга помогает героине. (слайд 11)

Вот такие слова Бабы Яги из сказки….

- «Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе

серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая». («Финист-ясный сокол»);

Музыкальный руководитель : Кто еще знает, в каких сказках Баба-Яга является дарительницой?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель : Давайте отдохнем и поиграем.

004 Музыкальная игра «Хвост Бабы Яги»

(Слайд 12)

Музыкальный руководитель : Образ Бабы Яги встречается не только в литературных произведениях, но и в картинах. Давайте рассмотрим, как Виктор Михайлович Васнецов изобразил Бабу Ягу в виде костлявой старуха с белыми, развевающимися во все стороны волосами, одетую в красную юбку. Как ей и положено несет старая ведьма к себе в логово маленького мальчика, которого казалось только, что выдернула из постели. Она никого не боится. Выражение лица у неё торжественное, и злобное, рот приоткрыт, показывая зрителю всю мерзость острых зубов (рассматривают картины).

(Слайд 13) П. И. Чайковский

Музыкальный руководитель : Этому персонажу многие композиторы посвятили свои произведения. Образ злой колдуньи запечатлел и Пётр Ильич Чайковский. Присядем на ковер, чтобы нам было удобно и комфортно, и послушаем, как композитор увидел и изобразил Бабу Ягу.

005 Аудио Слушание произведения П. И. Чайковского «Баба Яга».

Музыкальный руководитель : Какую по характеру Бабу-Ягу, увидел композитор? (тревожный, беспокойный, стремительный, решительный, спокойный, торопливый, завораживающий, сказочно-страшный).

Ответы детей.

Музыкальный руководитель : Не только П. И. Чайковский изобразил Бабу Ягу в своем музыкальном произведении. Сегодня мы послушаем пьесу русского композитора Анатолия Лядова «Баба-Яга».

(Слайд 14) композитора А. Лядов.

(Слайд 15) Слушаем пьесу «Баба-Яга» А. Н. Лядова

Музыкальный руководитель : Какая баба-Яга в этом произведении? Баба Яга не кажется страшной. Она, скорее смешная, с юмором. Она живет в дремучем лесу, где слышатся таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных сучьев. В каком исполнении звучит эта пьеса? Один инструмент звучит или много?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель : Если играют двенадцать и больше музыкантов вместе, как называется такой коллектив?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель : Я хочу вам рассказать ещё об одном композиторе, который рассказал нам о Бабе-Яге.

(Слайд 16) композитор М. П. Мусоргский.

Музыкальный руководитель : Ребята посмотрите на портрет композитора.

Музыкальный руководитель : Композитор М. П. Мусоргский написал музыкальную пьесу. Он назвал её «Избушка на курьих ножках».

(Слайд 17) эскиза Часы в форме избушки

А история создания её была такова: композитор был на выставке у своего друга художника Виктора Гартмана. Этот художник нарисовал эскиз, где изображены часы в форме избушки на курьих ножках. Но эта избушка выглядит очень доброй. И вот Мусоргский решил рассказать в музыке о том, какая настоящая Баба Яга. Мне кажется, что к этой пьесе подходит стихотворение Михаила Метельниченко:

Что это грохнуло?

Что засвистело?

Баба – Яга над землей пролетела!

Ветром пригнулись сосен верхушки,

Спрятались в норы лесные зверушки,

Сучья трещат, громкий свист раздается …

Баба – Яга над полями несется.

В ступе с метлой, на таинственный слет

Леших, Кикимор их ближних болот…

Давайте, послушаем, как эту пьесу исполняют музыканты.

(Слайд 18)

Слушаем произведение «Избушка на курьих ножках» М. П. Мусоргского.

3. Заключительный этап. (слайд 19)

Музыкальный руководитель : Ответьте, пожалуйста, в каком из трёх музыкальных произведений Баба Яга самая злая и страшная?

(Ответы детей).

Какой композитор изобразил Бабу-Ягу с юмором?

(Ответы детей).

Какая пьеса о Бабе-Яге вам больше всего понравилась и запомнилась?

(Ответы детей).

Ребята, может быть, вы сегодня узнали что-то новое про Бабу-Ягу?

(Ответы детей).

Мы узнали, что она может быть не только злой, но и доброй, помогли нам в этом композиторы…

(Ответы детей) П. И. Чайковский, А. Лядов и П. М. Мусоргский.

Музыкальный руководитель : Ребята, мы сегодня слушали музыкальные произведения, а кто их исполняет?

Ответы детей. (слайд 20)

Музыкальный руководитель : Правильно музыканты. А вы хотите на время стать музыкантами? Давайте исполним современное произведение для наших гостей «Мой ласковый и нежный зверь»

На колокольчиках и треугольниках.

(22 диск) исполняется произведение

«Мой ласковый и нежный зверь» Е. Дога.

Музыкальный руководитель : Ребята, давайте попросим наших гостей поиграть вместе с нами другое произведение. (гости берут инструменты и играют вместе с детьми)

(24 диск) исполняется произведение «Вальс» А. Жилин

Музыкальный руководитель : На этой красивой нотке мы заканчиваем наше занятие.

До свидание, до новых встреч.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по экономическому воспитанию «Что купили в магазине сказочные герои?» в сопровождении презентацииДидактическая игра по экономическому воспитанию «Что купили в магазине сказочные герои?» в сопровождении презентации В новую редакцию учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь 2019 года в в образовательную область «Ребенок и общество».

Фотоотчет «Сказочные герои на новогодних утренниках»Фотоотчет «Сказочные герои на новогодних утренниках» В новогоднем хороводе, Пляшет маленький народ. Нарядились все по моде, Чтобы встретить Новый год. А под ёлкой – маскарад. Пляшет заяц.

Фотоотчёт «Сказочные герои из пластилина»Фотоотчёт «Сказочные герои из пластилина» Якимова Розалия Пластилин - самая лучшая игрушка для ребенка! Из пластилина можно сотворить все что угодно! И животных, и людей,.

Краткосрочный проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Новогодняя сказка. Сказочные герои» Тема проекта: "Новогодняя сказка. Сказочные герои"Проблемное поле проекта:Самый долгожданный детский праздник – Новый год. Но у наших детей.

Фотоотчет о НОД «Любимые сказочные герои» (художественное творчество детей)Фотоотчет о НОД «Любимые сказочные герои» (художественное творчество детей) Наши дети очень любят рисовать, особенно раскрашивать. Они раскрашивают цветными карандашами, фломастерами, маркерами, простыми карандашами,.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. ФотоотчетОбраз Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет Баба Яга – популярный персонаж многих сказок: «Молодильное яблоко», «Василиса Прекрасная», Царевна-Лягушка», «Финист – Ясный Сокол», «Марья.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. ФотоотчетОбраз Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет В глухом лесу стоит избушка На курьих ножках на опушке. Стоит от леса в двух шагах Живёт там Бабушка Яга. В мир сказок каждый человек.

Проект «В гостях у сказки: сказочные герои» для детей старшей группыПроект «В гостях у сказки: сказочные герои» для детей старшей группы Проект «В гостях у сказки: сказочные герои»для детей старшей группы Тип проекта: практико-ориентированный Образовательные области: речевое.

Сказочные герои из страны ГеометрииСказочные герои из страны Геометрии Театр объемных и плоскостных геометрических фигур в старшей груп е. Как подружиться с математикой? Как сделать ее более привлекательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальное занятие «Сказочные герои. Образ Бабы-Яги»
Опубликовано: 26 сентября 2023 в 22:20
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальное занятие «Сказочные герои. Образ Бабы-Яги»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сильванович в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД