МААМ-картинки

Научно-исследовательский проект «Удивительный сахар» для детей 5–6 лет

Людмила Проскурякова
Научно-исследовательский проект «Удивительный сахар» для детей 5–6 лет

1. Введение:

Вид проекта : познавательно-исследовательский.

По продолжительности: краткосрочный 16-30 января.

По составу участников: групповой.

Состав проектной группы : дети логопедической группы, воспитатели.

Возраст детей : 5-6 лет (логопедическая группа).

Публикация «Научно-исследовательский проект „Удивительный сахар“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

2. Актуальность проекта : Мы взяли тему для исследования про сахар, потому что многие дети, в том числе и мы, любим сладкое: конфеты, торты, пирожное, мармелад и т. д. Значение сахара для человека очень велико. Без продуктов, содержащих сахар, наш организм не смог бы существовать. Сахар, а именно глюкоза, играет важную роль в организме. Основная функция глюкозы – энергетическая. В организме многие ткани (мозг, клетки крови, мышцы и пр.) получают практически всю необходимую энергию за счет окисления глюкозы. Мы можем получать сахар, а, соответственно, и глюкозу, из различных растений, таких, как сахарная свекла, сахарный тростник и других.

Гипотеза: если у сахара есть удивительные свойства, то их можно увидеть с помощью опытов. Так возник проект «Удивительный сахар».

Объект исследования: сахар.

Предмет исследования: свойства сахара.

Реализация проекта : экспериментальная деятельность.

3. Цель проекта : познакомить детей со свойствами сахара, выявить полезные и вредные свойства сахара; развить познавательный интерес, расширить кругозор посредством узнавания свойств, поиск новой информации о сахаре.

Задачи проекта :

- формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках);

- познакомить с историей происхождения сахара, с его видами, физическими свойства;

- провести анализ исследовательской работы;

- выяснить, сахар полезный или вредный продукт;

- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание по-знать новое;

- развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участво-вать в совместной опытно-экспериментальной деятельности;

- формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.

Формы реализации: Чтение познавательной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций, собственные наблюдения и эксперименты, анализ исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты: исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволила каждому ребенку узнать о свойствах сахара, выявить полезные и вредные свойства. Также удалось закрепить у детей знания о сладостях, их природном происхождении, производстве; развить любознательность, познавательную активность детей; выработать у детей привычку к здоровому образу жизни.

4. Реализация проекта в три этапа :

1. Подготовительный этап:

- составление проекта;

- подготовка к реализации проекта;

- изучение методической литературы по проблеме опытно-экспериментальной дея-тельности;

2. Основной этап:

- познакомить детей с историей происхождения сахара, с его видами, свойствами;

- расширить знания детей о сахаре путем проведения опытов;

- развивать познавательный интерес и исследовательские навыки;

- содействовать развитию творческих способностей детей и эстетическому вкусу;

- способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников;

3. Заключительный этап:

- обобщение результатов работы;

- итоговая презентация по реализации проекта.

5. Основная часть:

Понятие «сахар», история происхождения сахара : Сахар – бытовое название сахарозы. Родина сахара – Индия.

Сахар появился в наших краях 150 лет назад и был доступен только богатым слоям населения, так как стоил очень дорого и продавался в аптеках на граммы.

Сахар – это белый кристаллический порошок, вырабатываемый из сахарного тростника или сахарной свеклы.

Сахар-песок состоит из сахарозы и влаги, в воде растворяется полностью, не имеет постороннего привкуса и запаха, на вкус сладкий, на ощупь сухой.

Откуда же берется сахар? Сахар получают из сахарной свеклы, но не из той свеклы, которая растет в огороде на грядках и из которой мы варим борщ, а из особой – белой и сладкой свеклы. Наши прапрадедушки резали ее дольками и ели вместо сахара. Когда такая свекла вырастает, ее убирают и везут на сахарный завод, где она перерабатывается в сахар. На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока – сладкая жидкость. А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются лишь кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают, и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе.

Но сахар получают не только из сахарной свеклы, есть страны, где свеклу не выращивают. Но зато там растет чудесное растение, которое называют сахарный тростник. Из него-то и получают сахар. Этот сахарный тростник растет в Индии, на Кубе. Индийцы называли сладкие кристаллы, которые извлекали из сока сахарного тростника – «саккара», от древнеиндийского «саркара» ( буквально: «гравий, галька, песок, сахарный песок»).

Чтобы получить тростниковый сахар, сахарный тростник рубят в щепки и, выжимая их, получают сладкий сок. Затем все это пропускается через серию испарителей. Так появляется тростниковый сахар.

Коричневый сахар – это тростниковый нерафинированный сахар. Он проходит лишь частичную обработку, сохраняя натуральный цвет и природный аромат. За счет оставшихся в сахаре мельчайших частиц тростника организм получает жизненно важную клетчатку, которая препятствует отложению жира.

Сахар приносит как пользу, так и вред для человека. Сахар делает людей счастливыми. Обычный сахар обеспечивает организм необходимой энергией.

Сахар – важный ингредиент различных блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Его добавляют в чай, кофе, какао; он главный компонент конфет, глазурей, кремов и мороженого. Он служит консервантом для различных изделий из плодов и ягод — варений, джемов, желе.

Сахар вреден для зубов, поскольку бактерии, содержащиеся в полости рта человека, превращают его в кислоты, которые разрушают зубную эмаль и способствуют появлению кариеса. Излишнее употребление сахара способствует появлению жировых отложений. Поэтому, сахар в больших количествах вреден для здоровья.

Виды сахара : В природе известно несколько сотен различных сахаров. Мы чаще всего едим сахар, полученный из сахарной свеклы. А в тех странах, где распространен тростниковый сахар, наряду с белым используется и коричневый сахар, полученный из тростника.

Сегодня можно купить какой угодно сахар : и белый, и коричневый, и пальмовый. Выпускается следующих видов:

• Тот сахар, который можно найти в каждой семейной сахарнице, специалисты называют просто – обычный сахар или сахар-песок.

«Кусковым» называют сахар, спрессованный в небольшие кубики. Рафиниро-ванный кусковой сахар называют «рафинадом».

«Леденцовый» и «каменный» сахар внешне очень похожи на карамель (это полупрозрачные очень твёрдые кристаллы неправильной формы, да и процесс производства этого продукта очень напоминает приготовление «сосалок».

«Сиропный» – водный раствор сахара.

Видов сахара много, но полезными считаются неочищенный сахар и натуральный сахар.

Физические свойства сахара : Сахар – обычное вещество в нашем быту, но свойствами обладает поразительными. Какие из них главные? На этот вопрос, нет однозначного ответа, по сей день.

1). Сахар может кристаллизоваться.

2). Сахар может растворяться.

3). Сахар способен притягивать и удерживать влагу (гигроскопичность).

4). Сахар под воздействием температуры плавится.

Применение сахара : Сахар – важный ингредиент различных блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Его добавляют в чай, кофе, какао; он главный компонент конфет, глазурей, кремов и мороженого.

Сахар используют при консервировании мяса, выделке кож и в табачной промышленности. Он служит консервантом в вареньях, желе и других продуктах из плодов.

Важен сахар и для химической промышленности. Из него получают тысячи производных, используемых в самых разных областях, включая производство пластмасс, фармацевтических препаратов, шипучих напитков и замороженных пищевых продуктов.

Полезные и вредные свойства сахара : Итак, мы убедились, что сахар – это удиви-тельный продукт, обладающий необычными свойствами. А как он влияет на организм человека?

Вокруг этого сладкого продукта ведётся множество споров. Многие твердят про вред сахара для человеческого организма, называют его «белой смертью», а для кого-то день, прожитый без сладкого, считается выпавшим из жизни. Так что же всё -таки перевешивает: польза или вред сахара?

Полезные свойства сахара :

Человеческому организму сахар необходим в разумных дозах. Углевод в чистом виде. Основной поставщик энергии для организма. Природный сахар полезный, он преобразуется в глюкозу и отлично усваивается.

Вредные свойства сахара :

В нём нет, не единого витамина, минеральных веществ, клетчатки. Много калорий. Сахар вреден для зубов, сахар в больших количествах вреден для здоровья.

6. Практическая часть:

Опыт №1 – «Сахарный песок»

Насыпать сахарный песок на блюдце и рассмотреть его через лупу, микроскоп.

Вывод: сахар состоит из кристаллов.

Опыт №2 – «Песок и сахар»

Положить сахар-песок и сахар-рафинад на блюдце и рассмотреть через лупу.

Вывод: сахар-песок и сахар-рафинад состоят из кристаллов.

Опыт №3 – «Вкус сахара»

Взять по маленькому кусочку сахара и попробовать на вкус.

Вывод: кристаллики сахара сладкие, тают во рту.

Опыт №4 – «Где сахар

Положить ложку сахарного песка в стакан с горячей водой и размешать.

Вывод: Сахар растворяется в воде.

Опыт №5 – «Сироп»

В стакан с горячей водой насыпать много ложек сахарного песка. Размешать и попробовать на вкус.

Вывод: вода стала очень сладкой. Такую жидкость называют «сироп», ее используют для изготовления компота и варенья.

Опыт №6 – «Сахарное стекло»

Насыпаем сахар в кастрюлю и ставим на огонь, и наблюдаем, что при нагревании, он меняет форму, становится жидким сиропом, его можно переливать в любую форму, а затем остывает и приобретает ту форму, в которую его налили, он становится твердым. Вот так можно сделать леденцы, они становятся сладкими на вкус.

Вывод: Сахар при нагревании становится жидким, при остывании твердым, но вкус не изменяется.

Опыт №7 – «Цветной сахар»

В сахар добавляем какао-порошок, размешиваем, сахар приобрёл цвет какао

Вывод: Сахар при окрашивании приобретает цвет красителя.

При проведении опытов дети узнали, что сахар изменяет форму, растворяется в воде, плавится, превращается в кристаллы. На вкус – сладкий.

7. Заключительная часть:

Сахар лучший источник энергии для человеческого организма, стимулирующий силу,

ум, память и выносливость. А энергия детям просто необходима. Для нашего мозга – это основной питательный продукт.

Сахар стимулирует выработку сератонина, его еще называют «гормоном счастья».

Мы пришли к выводу, что сахар – продукт неоднозначный. С одной стороны, он необходим нашему организму, но, с другой стороны, избыток сахара приводит к различным нарушениям в организме и болезням.

Здесь поможет «золотое правило», которое применяется испокон веков, – «во всем надо знать меру».

Умеренное поедание сладостей сохраняет ваше здоровье и поднимает настроение.

Это действительно богатый источник быстрых углеводов, которые способны прида-вать человеку сил и энергии. Это значит, что человеку нужен сахар.

Сделай сахар своим другом!

Список использованной литературы:

1. Коннашкова И. П. Сахар : вред или польза? – М. : Крук, 2014.

2. Костина Т. С. Пища богов. О вреде и пользе сахара. – М. : АРКТИ

3. Литвина И. И. Живите долго. – М. : Физкультура и спорт, 1994.

4. Пульцин М. Н. Сласти и страсти. – СПб. : Норма, 2004.

5. Родионова И. Здоровое питание без сахара. – Эксмо, 2006.

Прикреплённые файлы:

udivitelnyi-sahar_h31ha.pptx | 4867,7 Кб
 
Публикации по теме:

Проект для детей 4–5 лет «Удивительный мир театра»Проект для детей 4–5 лет «Удивительный мир театра» Вид проекта: информационно-творческий, групповой. Участники проекта: дети средней группы"Островок", родители, воспитатель. Возраст:.

Исследовательский проект для детей 6–7 лет «Путешествие пшеничного зёрнышка» Исследовательский проект для детей 6–7 лет «Путешествие пшеничного зёрнышка» Образовательный проект детей 6 – 7 лет Авторы и руководители.

Исследовательский проект на тему «Этот удивительный воздух»Исследовательский проект на тему «Этот удивительный воздух» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «РАДУГА» 141730, Московская область.

Краткосрочный исследовательский проект в старшей группе «Удивительный сахар»Краткосрочный исследовательский проект в старшей группе «Удивительный сахар» Воспитатель: Муцулханова Ламара Усмановна МАДОУ ДС " Калинка" Даже известное известно немногим. Аристотель (384–322 до н. э.) древнегреческий.

Познавательно-исследовательский проект «Чудо-песок» для детей раннего возрастаПознавательно-исследовательский проект «Чудо-песок» для детей раннего возраста Актуальность: Маленькие дети уже исследователи. Любая деятельность малыша-источник познания. Дети очень любят экспериментировать. В процессе.

Познавательно-исследовательский проект для детей 4–5 лет «Знакомьтесь: динозавры»Познавательно-исследовательский проект для детей 4–5 лет «Знакомьтесь: динозавры» Цель проекта: ознакомление детей с древними обитателями Земли — динозаврами. Задачи: 1. Познакомить с разнообразием видов динозавров и.

Познавательно-исследовательский проект «Удивительный песок» для детей раннего возрастаПознавательно-исследовательский проект «Удивительный песок» для детей раннего возраста .

Познавательно-исследовательский (творческий) проект «Встречаем Пасху» для детей 4–5 летПознавательно-исследовательский (творческий) проект «Встречаем Пасху» для детей 4–5 лет Актуальность: Пасха – самый почитаемый праздник в православном мире. Празднование Пасхи - многовековая традиция, мы не должны об этом забывать.

Проект в средней группе «Сахар»Проект в средней группе «Сахар» Системная паутинка Группа «Цветочная поляна» (средняя) Название проекта: «Сахар» Название и форма итогового мероприятия: «Ярмарка сладостей».

Естественнонаучный проект для детей подготовительной группы «Удивительный и разнообразный мир насекомых»Естественнонаучный проект для детей подготовительной группы «Удивительный и разнообразный мир насекомых» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Научно-исследовательский проект «Удивительный сахар» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 25 мая 2023 в 20:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Научно-исследовательский проект «Удивительный сахар» для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Проскурякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД