Лучший педагог года

Необходимые условия формирования графо-моторного навыка в дошкольном возрасте в целях создания предпосылок обучения письму

Нестеркова Наталья Юрьевна
Необходимые условия формирования графо-моторного навыка в дошкольном возрасте в целях создания предпосылок обучения письму

Введение

Одна из проблем, с которыми сталкивается современная школа — рост числа детей, не готовых к школьному обучению. Все чаще учителя отмечают неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Как часто можно услышать и от учителей, и от родителей «Пишет медленно, неуверенно; строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

Это явление далеко неслучайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный период развития.

Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста :

Публикация «Необходимые условия формирования графо-моторного навыка в дошкольном возрасте в целях создания предпосылок обучения письму» размещена в разделах

слабо развиты мелкие мышцы кисти руки,

несовершенна координация движений,

не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев,

низкий уровень выносливости мышц к статическим нагрузкам.

дети не могут выделить элементы из целой буквы,

конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Поэтому дети испытывают затруднения с письмом : быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы.

Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и внимание. Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма.

Поэтому работа по формированию графо-моторных навыков должна начинаться, задолго до поступления в школу.

Навык овладения письмом обозначается как «графо- моторный навык».

1. Особенности формирования графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Графо-моторный навык — это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Процесс формирования графо-моторных навыков с психологической и физической стороны является сложным, с многокомпонентной структурой, на его развитие влияют различные факторы. При письме, помимо ориентировки в пространстве, ребенок производит контроль движений и работают различные мышцы тела. Важной остается работа мышцами кисти, в ходе которой ребенку важно:

- уметь ощущать движения мышц;

-чтобы мышцы были эластичными.

При письме, важно иметь достаточный уровень переключаемости движений, осознанность выполняемых движений, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Для развития графо-моторных навыков дошкольник должен быть подготовлен, важной предпосылкой для этого является развитие пространственного восприятия и репрезентаций: зрительно пространственных, сомато-пространственных репрезентаций (ощущения в пространстве своего тела, абстрактных пространственных репрезентаций (слева, право). При письме задействуются зрительные и слуховые анализаторы, кора головного мозга.

Чтобы сформировать графо-моторный навык, нужно подготовить ребенка к обучению. Таким образом, необходимо развивать зрительно пространственное восприятие, контроль над собственным телом. Сюда же включается тренировка моторной сферы, пространственной, динамической, статической и конструктивной практики, развитие слуховой и зрительномоторной координации.

Графо-моторные навыки включают в себя :

1)Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2)Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3)Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4)Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

Формирование графо-моторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.

Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. При работе над развитием мелкой моторики пальцев рук мы рекомендуем выполнять следующие упражнения:

пальчиковую гимнастику;

массаж (самомассаж, массаж с помощью су-джок);

лепить из пластилина или соленого теста;

вырезать из бумаги фигуры разной сложности;

составлять бусы, застегивать и растегивать пуговицы, кнопки, крючки и т. д. ;

собирать пазлы, мозаику;

конструировать из кубиков, а также лего;

раскрашивать раскраски;

игра с прищепками, с палочками Кюизенера, «Танграмм»и т. д.

Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.

Этот этап предусматривает :

ориентировку в собственном теле;

ориентировку в окружающем пространстве;

уточнение пространственного расположения предметов на плоскости.

На этом этапе можно использовать следующие упражнения:

конструирование, выкладывание сериационных рядов;

пальчиковые игры;

штриховки;

выкладывание букв и цифр из других предметов;

работа с мелкими предметами;

лепка;

аппликация;

рисование и т. д.

Третий этап - направлен на развитие графо-моторных навыков.

1. Развитие зрительного гнозиса:

контурные изображения предметов

перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга контурные изображения, и т. д.

Уточнение представлений о цвете, форме и величине.

Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза;

3. Развитие зрительного восприятия и узнавания.

И, наконец, четвертый этап по развитию графо-моторных навыков - изобразительно-графические способности :

Развитие графо-моторных навыков.

Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

Вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые линии и комбинации из них.

Рисование узоров и орнаментов.

Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

Рисование по клеткам предметов разной сложности.

Овладение графической символизацией

Работа по формированию графического образа букв (графемы).

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

В процессе работы в тетради или на листе бумаги у детей укрепляется мелкая моторика рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация и ориентировка, развиваются внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Формирование интереса к графическим упражнениям необходимо начинать в игровой форме. Задания нужно подбирать, так чтобы они позволяли каждому ребенку постепенно без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовится к этому виду деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.

При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на его успехи в графической деятельности, педагог тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям. Сформированность графо-моторных навыков позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом. Благодаря такой работе можно решить важные задачи:

Способствовать интеллектуальному развитию ребенка;

Подготовить к овладению навыком письма.

2. Формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми (окостенение продолжается в дошкольный, школьный и подростковый периоды) остаются части кистей рук и ступней ног. Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения. Но дело не только в мышечном аппарате. Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Определенные клетки коры головного мозга, и, в частности, двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие, смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития. Поэтому занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительность и нагрузку. Игры-упражнения учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т. к. от задействованных мышц — сгибательных и разгибательных — постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию. Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Итак, повторяя игры-упражнения, мы совершенствуем, доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т. е. вырабатываем двигательный навык, а также индивидуальный стиль движений как таковых, что очень важно как в игровой, так и в учебной деятельности. Но приучать детей к таким занятиям нужно с простых и легких упражнений. Они трудны для тех ребят, у которых слабо развиты моторные навыки. В основу этих упражнений заложено развитие таких навыков. Ребенку трудно увидеть и воспринять образец. Он не различает деталей предмета и не может выделить части из целого. Связано это с дефектом восприятия или с плохим зрением. Поэтому очень важно подробно описать образец, проанализировать его изображение и детали и только после этого начинать работать. И наоборот, ребенок видит образец во всех деталях, но из-за неразвитых мелких движений рук он не может его воспроизвести. Ему сложно работать еще и потому, что он видит уже готовое изображение, но не видел, как его делали. Малышу легче действовать с предметами, вырезать, наклеивать, рисовать, писать и т. д. по показу взрослого. Хорошо зная требования школы к будущей практической деятельности детей, мы с первых занятий уделяем большое внимание развитию и совершенствованию пространственных и временных представлений, ориентации на листе бумаги — «справа, слева, вверху, внизу» и т. д. Тем самым педагоги стремятся: -совершенствовать и закреплять чувственные знания о признаках предметов и их взаимосвязях; -связывать эти признаки с соответствующими словами, что обеспечивает переход детей от чувственного познания к обобщениям и отвлеченным понятиям; -использовать практические действия самого ребенка шире и разнообразнее. Овладевая понятиями пространства, дети знакомятся и с категориями времени — что необходимо делать сначала, а что потом. Бытовое время: утро, вечер, завтра, недавно, потом; предлоги : перед, после, до, за — все это представляет особую сложность для усвоения детьми дошкольного возраста. Слабая ориентированность (тем более ее отсутствие) во времени и пространстве вызывает впоследствии трудности усвоения многих учебных предметов : чтения, письма, ручного труда, грамматики, математики, физкультуры. Чтобы ребенок в дальнейшей практической и учебной деятельности не испытывал затруднений, ощущения собственной неполноценности и аффективных реакций (тревога, агрессивность, отказ выполнять задания, мы стараемся предупредить формирование механизма таких затруднений. Этому помогают доброжелательность, внимание, чуткость со стороны взрослых, положительная оценка стараний ребенка. В конце каждого занятия дети рисуют на свободном пространстве раздаточного листа. Таким образом, соблюдается смена деятельности ребенка, поддерживается интерес к занятиям, закрепляются пространственные ориентиры, признаки и отношения, значимость пространственного положения предметов. На первых занятиях педагог может предложить ребятам как ориентир надеть на правую руку цветные резинки. Обратимся к возрастным особенностям памяти детей старшего дошкольного возраста. Память способна не только воспроизводить полученные впечатления, но и длительно их сохранять. В данном случае тактильные ощущения соприкосновения резинки с рукой способствуют запоминанию, закрепляя понятие «правая рука», «правая сторона». То, что интересно, эмоционально окрашено чувствами, легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и полнее им воспроизводится. [81] У детей в этом возрасте внимание непроизвольное (произвольное, внутреннее внимание еще не развито). Это значит, что ребенок направляет его туда, где есть что-то яркое, новое, необычное. Восприятие ритма как специального предмета познания становится доступным для детей этого возраста. Они с большей уверенностью не только замечают, где именно изменился ритм, но и точно воспроизводят его своими движениями, показывая на выкладываемых предметах различное расстояние между ними, воспроизводят воспринятый ритм движениями рук, ходьбой, бегом с остановкой и другими средствами. Чувство ритма обнаруживается в слуховом и зрительном восприятии, в возможности видеть орнамент, что очень важно в собственной деятельности ребенка: музыкальной, изобразительной, аппликационной, конструктивной, также, чуть позже,— в письме. Письмо — двигательный акт, где тонический фон пишущей руки, вибрация мышц предплечья, запястья, пальцев рук очень 30 ритмичны и монотонны, при осуществлении округлости движения, его ритмического рисунка. Сформированность произвольной моторики, слухомоторных координации и чувства ритма могут снять возможные проблемы нарушений в чтении и письме. Развитие крупных движений, физические упражнения также формируют восприятие, внимание, мышление, пространственные и временные представления. Ритмичность, пластичность, умение двигаться всем телом, новая образно-ритмическая связь движений и музыки из популярных детских песен и мультфильмов радуют ребят, развивают слуховое восприятие, чувство ритма. Яркие и интересные сценарии спортивных праздников развивают адекватные образы, фантазии, радостные эмоции, позволяют сделать движения более выразительными, точными и правильными. Ощущение ребенком собственного тела дополняет развитие представлений пространственного воображения, является базой для мышления. Каждое направление формирования графомоторных навыков включает в себя упражнения и задания трех уровней сложности: от простого к сложному. Овладев упражнениями и заданиями 1-го уровня сложности, ребенок «переходит» на 2-ой уровень сложности, затем – на 3-ий уровень. Знакомя детей с новым упражнением, опираются на ранее усвоенные умения и навыки, возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Формирование графо-моторных навыков ведется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность непрерывной работы для детей старшего дошкольного возраста составляет не более 15 минут. Помощь и поправки по ходу выполнения упражнений должны быть минимальными, чаще в форме подбадривания, и постепенно сводятся на нет. Таким образом, воспитатель стремится научить ребенка самостоятельно оценивать качество выполнения и контролировать свои действия. Для эффективности занятий по формированию графо-моторного навыка, необходимо учитывать следующие условия :

-Начало работы с упражнениями с первого уровня сложности, которые будут получаться и доставлять удовольствие.

-Выполнения упражнений должно быть регулярным.

-Совместное проведение занятий. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

-Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссекают.

-Соблюдение соответствующего для ребенка темпа выполнения упражнения. Очень важно участие и одобряющее поведение взрослого.

Сопровождение упражнений инструкцией. Нельзя заменять её рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

Формирование тонкокоординированных движений: Формирование зрительно-пространственной ориентировки: -На занятиях создается положительная эмоциональная обстановка, дошкольники должны выполнять задание с интересом. Работа включает в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный. Подготовительный этап

Задачи: - формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук; - отработка силы пальцев и кистей рук; - формирование ритмической организации во взаимосвязи с речью; - формирование зрительно-пространственной ориентировки; - формирование умения ориентировки в окружающем пространстве; - формирование умения ориентироваться на листе бумаги. Подготовительный этап включает в себя два направления, формирование тонкокоординированных движений кистей и пальцев руки и формирование зрительно-пространственной ориентировки. Формирование тонкокоординированных движений кистей и пальцев рук осуществлялось по средствам развития кинестетического и динамического праксиса, регуляции мышечного тонуса и развития координации движений. Формирование зрительно-пространственной ориентировке осуществлялось в формировании ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги. На первом уровне сложности у детей вырабатывается умение выполнять заданную позу, опираясь на зрительный образец и удерживать её, детям предлагались упражнения на развитие кинестетического праксиса. На данном этапе детям предлагается комплекс статических упражнений для пальцев и кистей рук: «Кошка», «Мышка», «Зайка и ушки», «Коза», «Гусь», «Петушок», «Курочка», «Осы», «Жук», «Слон». Выполнять упражнения предлагается с ведущей руки, потом дополнительная рука, если ребенок справляется, предлагается выполнить упражнение двумя руками одновременно. Каждая заданная поза удерживалась под счет до 5 секунд. Упражнения вырабатываются до автоматизма.

Второй уровень сложности включает в себя упражнения на формирование динамического праксиса. Цель: формировать способность ребенка правильно и быстро изменять положение кисти руки по заданному образцу. На данном этапе детям предлагаются динамические упражнения с включением обеих рук: «Дерево», «Птичка», «Очки», «Флажок», «Лодка – Пароход», «Стул», «Стол», «Грабли», «Цепочка», «Скворечник», «Шарик», «Корзинка», «Колокольчик». Для формирования ритмической организации движений дошкольникам дается пальчиковая гимнастика, сопровождающаяся стишками: «Моя семья», «Этот пальчик», «Мизинчик».

Третий уровень сложности состоит из упражнений на регуляцию мышечного тонуса и упражнения на формирование координации движений. Цель: формировать функциональные возможностей кистей и пальцев рук, отработка силы пальцев кистей рук, формировать координацию движений. Упражнения подразумевает продуктивную деятельность детей. Лепка из пластилина: «Катание шарика», «Слепи снеговика», «Гусеница», «Ежик»; работа с бумагой(«Гармошка»). Упражнения на скручивание («Смотай клубок») и нанизывание («Собери бусы»). В этом направлении на всех трех уровнях сложности предлагаются упражнения на формирование ориентировки листе бумаги. Цель: формировать ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо, зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание, укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук. На первом уровне сложности детям даются графические диктанты, с 2- 3 ступенчатой инструкцией. Диктанты выполняются в тетрадях в крупную клетку. Ребенку предлагается начать рисовать узор, соблюдая последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз) («Узор 1», «Узор 2», «Узор 3»). Упражнения выполняются на слух. Второй уровень сложности состоит из более сложных графических диктантов («Кораблик», «Ракета», «Машина»). Соблюдая последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу самостоятельно. На третьем уровне сложности представляются самые сложные графические диктанты («Лошадка», «Олень», «Лебедь»).

Основной этап. Задачи: -формирование зрительно-моторной координации на листе бумаги; -формирование умения рисовать вертикальные и горизонтальные линии; - формирование умения рисовать круги; -формирование умения рисовать квадрат и треугольник. Основной этап направлен на формирование зрительно-моторной координации.

Первый уровень сложности направлен на развитие умения копировать предложенный образец, состоящий из вертикальных, горизонтальных и перекрестных линий. Детям предлагаются упражнения направленные на воспроизведение вертикальных («Белочка», «Яблочко», горизонтальных («Дерево», «Грибок») и перекрестных прямых линий («Ежик», Бабочка»). Детям был предоставлен образец заданной линии с указанием направления, ориентируясь на него дети продолжали рисунок.

Второй уровень сложности состоит из упражнений направленных на формирование умения воспроизводить на листе бумаги полукруга («Волна») и круга («Улитки», «Черепашки», «Снеговик»). Дети обводят рисунок по точкам в заданном направлении. Данные упражнения помогают формировать умения копировать предложенный образец, состоящий из кругов. Упражнения на формирование умения воспроизводить на листе бумаги квадрата и треугольника относятся к третьему уровню сложности. Цель: формировать умения копировать предложенный образец, состоящий из квадратов и треугольников. Детям предлагаются следующие упражнения: «Домики», «Кораблики», «Звездочки», «Дойди до звездочки». Дети рисуют по точкам рисунки, состоящие из квадратов и треугольников.

Заключительный этап Задачи: -формирование зрительно-моторной координации на листе бумаги; -формирование умения копировать предложенный образец; -формирование умения воспроизводить графический образ по представлению. На данном этапе продолжается работа по формированию зрительномоторной координации. Цель: Закреплять умения копировать предложенный образец, состоящий их всех видов фигур и линий (вертикальных, горизонтальных и перекрестных линий, круг, овал, квадрат, треугольник, а также формировать умения воспроизводить графический рисунок по образцу.

На первом уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо самостоятельно обвести рисунок по заданным точкам («Шапка - шафик – рукавички», «Цветочная поляна», «Заяц», «Ежик»).

На втором уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, которая состояла из разных видов фигур и линий. («Рыбки и бабочки», «Домики и Кораблики»).

Третий уровень сложности включает в себя упражнения на формирование умения воспроизводить графический образ по представлению. Детям предлагается выполнить упражнения на самостоятельное рисование по представлению : «Домик», «Цветок», «Солнышка», «Елочка».

Таким образом, предложенная последовательная, поэтапная работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий, способствует формированию графо-моторных навыков у старших дошкольников.

Вывод

Мелкая моторика – важный показатель физического и нервно-психического

развития дошкольника. Тонкие движения руки способствуют развитию

внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия. При

выполнении различных действий с предметами решается большая часть

мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя

их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные

интегрированные образы и представления. Чем больше запас проб и

действий в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет к более

высокому уровню развития мышления.

Если не проводить работу в области графо-моторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Список используемой литературы

1. Новоторцева Н. В. Обучение письму в детском саду / Н. В. Новоторцева – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012 (Педагогам ДОУ). Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М. : Эксмо-Пресс, 2001. 71 с.

2. Агаркова Н. Г. Формирование графического навыка письма у младших дошкольников [Текст] : / учебное пособие / Н. Г. Агаркова. - М. ,1987.-129с.

3. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 77 с.

4. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б. Г. Ананьев// Известия АПНРСФСР, 1955. – вып. 70. стр. 104 – 148.

5. Аханькова Е. В. Возможности применения психомоторных упражнений для речевого развития детей. [Текст] / Аханькова Е. В. //

6. Бабинова Н. В. Сенсомоторный центр в логопедическом кабинете [Текст]/ Н. В. Бабинова, Е. Г. Черникова// Логопед. – 2012. - №2. – с. 52-58.

7. Безруких М. М Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму [Текст] / Безруких М. М., Ефимова С. П. - М. : Новая школа, 1994. – 81 с.

8. Бернштейн Н. А. О построении движений [Электронный ресурс] – режим доступа: https://physical-rehabilitytion info. Свободный. – загл. с экрана. – Яз. рус. (09.09.2015).

9. Борисенко Н. Г. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики)/ М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина/ Спб. : Паритет, 2003. –144с.

Публикации по теме:

«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Игры для формирования дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте Игры на формирование дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте У дошкольников дружеские отношения складываются благодаря социальной.

Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни»Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Необходимые условия формирования графо-моторного навыка в дошкольном возрасте в целях создания предпосылок обучения письму
Опубликовано: 11 января 2024 в 21:36
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Необходимые условия формирования графо-моторного навыка в дошкольном возрасте в целях создания предпосылок обучения письму» (включая файлы) размещена пользователем Нестеркова Наталья Юрьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД